Анализ влияния основных факторов на показатели объема производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Основная задача анализа объемов производства и продаж продукции состоит в оценке:
- конкурентных позиций как самого предприятия, так и реализуемой продукции;
- способности гибко маневрировать ресурсами при изменении конъюнктуры рынка.
Для этого необходимо решить частные задачи:
- оценить степень выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
- изучить динамику выпуска и реализации продукции;
- определить влияние факторов на изменение величины этих показателей;
- оценить степень выполнения договоров поставки, ритмичности, качества выпускаемой продукции;
- выявить внутрихозяйственные резервы увеличения выпуска и реализации продукции;
- разработать мероприятия по освоению выявленных резервов.

Работа содержит 1 файл

Курсовая АФХД.docx

— 79.02 Кб (Скачать)

     Условно – натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Однако обобщающие показатели объема производства продукции (товарной и валовой продукции) получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах. Как правило, реализованной считается продукция, отгруженная и оплаченная покупателями. Хотя на сегодняшний день у бухгалтеров есть выбор – считать реализацию продукции по отгрузке (по моменту выдачи права собственности покупателю) или по оплате (по моменту получения денежных средств в уплату за товар на расчетный счет или в кассу предприятия).

     При анализе объемов производства применяется  метод сравнения с расчетом:

  1. Абсолютного прироста объема продукции;
  2. Относительного прироста объема продукции;
  3. Индекса объема продукции.

     Расчеты проводятся для объемов валовой  и товарной продукции, выраженных в  стоимостном и трудовом выражении. Это объясняется следующим. Соответствующие  стоимостные показатели используются в различных разделах экономического анализа, поэтому их расчет необходим  для решения многих задач анализа. Однако на них существенное влияние  оказывают внешние факторы. Они  находятся под воздействием инфляционных процессов. Трудовые показатели не имеют  инфляционной составляющей. Они зависят лишь от динамики процессов внутри организации.

     В стоимостном выражении расчет ведется  в отпускных ценах и по себестоимости. В бухгалтерском учете валовая  и товарная продукция учитывается  только по себестоимости. Для перехода к ценам необходимо рассчитать физический объем продукции и перевести  его в отпускные цены.

     Сопоставление достигнутого уровня следует провести:

  1. С запланированным уровнем;
  2. С уровнем предыдущего периода.

     В первом случае получаем информацию о  качестве работы предприятия, во втором – о его развитии.

     На  основе анализа можно сделать  выводы:

  1. Об уровне выполнения плана по объему валовой и товарной продукции;
  2. О наличии структурных сдвигов. На них указывает расхождение индексов объемов продукции в стоимостном и трудовом выражении;

     О динамики запасов незавершенного производства. На рост запасов указывает выполнение неравенства Iвп > Iтп,

       где Iвп – индекс валовой продукции;

     Iтп – индекс товарной продукции.

     Если  Iвп < Iтп, запасы незавершенного производства сокращаются.

     Если  Jнчас > Jс, это свидетельствует о структурных сдвигах в пользу более трудоемкой (менее материалоемкой) продукции. Здесь Jнчас – индекс объема продукции, выраженного в трудовом измерении (нормо-часах), Jс – индекс объема продукции по себестоимости.

     Соотношение Jнчас < Jс свидетельствует об обратной тенденции.

     Сопоставление относительных показателей объема продукции, выраженного в отпускных  ценах и по себестоимости, позволяет  выявить структурные сдвиги в  пользу разнорентабельной продукции. соотношение Jц > Jс свидетельствует о структурных сдвигах в пользу более рентабельной продукции, соотношение   Jц < Jс – о структурных сдвигах в пользу менее рентабельной продукции. Здесь Jц – индекс объема продукции, выраженного в отпускных ценах.

     На  результат хозяйственной деятельности влияют как производственные (средства труда, предметы труда и труд), так  и непроизводственные факторы. Поэтому, анализируя объемы производств, необходимо все многочисленные факторы, входящие в каждую из этих групп, дифференцировать на количественные и качественные, а затем измерить влияние каждого из этих факторов на изменение выпуска продукции.

     При внутрифирменном анализе показатели объема производства продукции обычно рассматриваются в следующих  аспектах:

  • Как результат использования основных средств предприятия;
  • Как результат деятельности персонала.

     Анализ  может производиться показателям валовой и товарной продукции.

     Объема  производства как результат использования  основных средств выражается следующей  моделью:

     ВП=Ф,

     Где Ф – стоимость основных средств предприятия, руб.;

     Оф - фондоотдача производственных фондов.

     Применяя  метод индексов, получим 

     = ,

     Где , - индексы объема продукции, фондоотдачи и стоимости фондов.

     Применяя  метод дифференцирования, получим:

     DВП = DФ + Ф D,

     Где DФ, D - прирост стоимости основных средств и фондоотдачи.

     Значение  Оф и Ф в этой формуле принимаются на базисном уровне.

     Фондоотдача – качественный фактор. Определяющее влияние фондоотдачи на объем выпуска рассматривается как позитивная тенденция.

     Объем производства как результат использования  персонала определяется по формуле

     ВП = В ´ Q,

     Где Q – среднесписочная численность  работающих, человек;

     В – среднегодовая производительность труда (выработка) одного работающего, руб./ человек.

     В приведенной модели выработка –  качественный фактор, численность –  количественный. Для анализа используются традиционные методы экономического анализа (индексный, цепных подстановок).

     При оценке динамики объема продукции необходимо установить влияние изменения:

  1. Физического объема;
  2. Стоимостного фактора (себестоимости или цены).

     Для этой цели можно использовать метод  индексов или цепных подстановок. При  этом фактический физический объем  производства пересчитывается в  плановых отпускных ценах или  по плановой себестоимости.

     Для удовлетворения самых разнообразных  потребностей потребителей, средние  и крупные предприятия организуют сеть фирменных магазинов, или заключают  договора с оптовыми покупателями, длительные и на большие объемы поставок. Руководители малых предприятий  считают серьезным достижением  заключение длительного контракта  с крупным предприятием или большое  количество постоянных клиентов. Для  сохранения завоеванных позиций  требуется соблюдение жестких условий: выполнение поставок в сроки, поддержание  уровня качества продукции (работ, услуг). Предприятие всегда должно быть готово к изменению ассортимента выпускаемой  продукции, расширения номенклатуры предлагаемых изделий.

     Темпы роста объема производства товаров  влияют на величину затрат, прибыль  и рентабельность. Анализ выпуска  товаров включает оценку выполнения плана и динамики производства и  продаж, выявление резервов увеличения производства и продаж, разработку мероприятий по выявлению резервов и их освоению. Особенно важную роль здесь играет выполнение контрактов на поставку товаров. Анализ ассортимента производимых товаров состоит в основном в установлении параметров — распространенности, однородности, степени устаревания. Расширение ассортимента является для предприятия средством привлечения заказчиков с различными потребностями.

     Источниками информации для проведения анализа объема производства и реализации продукции на исследуемом предприятии служат формы статистической и бухгалтерской отчетности (информация по счетам разделов III и IV плана счетов), а также данные бухгалтерского учета о производстве продукции отдельными цехами, о поступлении на склад и реализации готовой продукции и др. При анализе выполнения плана производства и реализации продукции отдельными участками необходимую информацию можно получить из бизнес-планов предприятия, планов производственных участков, отчетов о работе цехов, данных бухгалтерского учета. 

    1. Факторы и резервы увеличения выпуска и реализации продукции

     При анализе факторов, влияющих на изменение объема реализации исследуется структура реализованной продукции. Определяется удельный вес основной (профильной) продукции предприятия, продукции непромышленных хозяйств. Если доля основной продукции невысока, это свидетельствует о необходимости перехода на выпуск новой продукции, перепрофилирования предприятия.

       Оценка влияния факторов на  изменение объема реализации  по сравнению с планом или  с иным периодом осуществляется  с использованием метода балансовой  увязки. При этом прирост реализованной  продукции представляется в виде  функции следующих факторов:

     DРП= DТП+(D ГПн-D ГПк)+(D ТIн -D ТIк),

       где DТП – изменение производства товарной продукции, руб.;

      D ГПн,к – изменение остатков готовой продукции на складе соответственно на начало и конец анализируемого периода, руб.;

       ТIн,к – изменение остатков продукции отгруженной, но неоплаченной (дебиторской задолженности) соответственно на начало и конец анализируемого периода, руб.;

       Для сопоставления все факторы  модели пересчитываются в отпускных  ценах. Так как в бухгалтерском  учете готовая (товарная) и отгруженная  продукция, показываются по себестоимости,  для их перевода в базовые  цены используется коэффициент  пересчета – КПЕР, рассчитываемый  как отношение выручки от реализации  продукции в отпускных ценах  к себестоимости реализованной  продукции.

       После определения приращения  вышеперечисленных факторов эксперт  должен определить причины, вызвавшие  динамику этих факторов. При этом  рассматривается, по крайней мере три группы причин:

       а) связанные с производством  (определяют DТП);

       б) связанные со сбытом (определяют  DГП);

       в) связанные с платежеспособным  спросом (определяют DТО).

       Оценка выполнения договорных  обязательств осуществляется посредством  расчета индекса выполнения планового  задания по номенклатуре. Для  расчета используется объем реализованной  продукции в отпускных ценах.

     Для оценки объема производства и продаж продукции важное значение имеет  анализ равномерности производства и продаж продукции. В практике работы промышленных предприятий наиболее распространены три вида показателей, характеризующих степень ритмичности  работы:

  1. равномерность выпуска продукции по декадам, месяцам, кварталам;
  2. точность выполнения плановых заданий по декадам, месяцам, кварталам;
  3. аритмичность производства.

     Ритмичная работа предприятия является основным условием своевременного выполнения им планов по производству и реализации продукции.

     Ритмичность – это равномерность выпуска  продукции в соответствии с графиком в том объеме и ассортименте, который  был предусмотрен планом. В ходе анализа ритмичности работы предприятия используют прямые и косвенные показатели.

     Прямыми показателями ритмичности являются коэффициенты вариации, ритмичности, аритмичности; удельный вес производственной продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, каждый месяц к квартальному выпуску; каждый квартал к годовому объему; удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца и др.

Информация о работе Анализ влияния основных факторов на показатели объема производства и реализации продукции