Финансирование и использование финансовых ресурсов коммерческих предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы. Финансы предприятий, будучи частью общей, системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Коммерческие предприятия в рыночной экономике…………….….4
Значение и задачи коммерческих организаций………………….…..4
1.2 Необходимость и цели финансирования
коммерческих предприятий …………………………………..….…..8
2. Финансовые ресурсы и фонды как объект
финансовых отношений………………………………………………15
3. Особенности формирования и использования
финансовых ресурсов предприятия……………………………………...24
3.1Методы эффективного использования финансовых ресурсов
организаций…………………………………………………….…...23
Заключение…………………………………………………………………30
Список используемой литературы………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

курсовая на тему Финансирование и использование финансовых ресурсов коммерческих предприятий.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

     С развитием рыночных отношений расширяется сфера коммерческой активности, охватывая обмен продуктами не только материального производства, но и интеллектуальной деятельности. Более того, коммерция активно влияет на развитие процессов производства и потребления. Коммерческие структуры изучают тенденции рыночного спроса и ориентируют производителей на разработку и производство наиболее перспективных для сбыта товаров, а также нередко участвуют в финансировании их производства. С другой стороны, коммерсанты активно воздействуют на, потребителей, создавая условия для роста спроса на современные виды товаров. Закупкой исходных материалов и сбытом готовой продукции занимаются как сами производители, так и созданные ими или полностью независимые от них посреднические, оптовые и розничные фирмы. Коммерческие структуры создают условия для сотрудничества заказчиков и подрядчиков при сооружении гражданских и промышленных объектов, содействуя повышению эффективности строительства и росту экономики в целом.

     Специализированные  коммерческие фирмы организуют и оптимизируют отношения при аренде и лизинге имущества, являющихся одними из наиболее эффективных способов инвестирования средств в развитие экономики. Практически невозможно найти области предпринимательской деятельности, в которой коммерческие структуры не играли бы важнейшей роли.

     Коммерческие  или производственные предприятия, участвующие в обращении товаров и услуг, называются сторонами или контрагентами. Они заключают между собой сделки купли-продажи, мены, займа и др. Сделки оформляются устными договорами при розничной купле-продаже и письменными при оптовой.

     Однако  отношения сторон не ограничиваются заключением и исполнением основных договоров. Обычно одновременно совершаются  финансовые платежные (расчетные) операции, заключаются договоры перевозки, хранения, страхования, залога и т.д.

     Комплекс  основных и сопутствующих договоров  называется на внутреннем рынке торговыми  операциями, на внешнем - внешнеторговыми.

     Внешнеторговые  операции делятся на несколько видов:

     • экспортные, при которых продажа товаров и услуг осуществляется за границу или нерезидентам внутри национальной территории продавцов;

     • импортные, при которых осуществляется приобретение товаров из-за границы  или у нерезидентов на территории покупателей;

     • реэкспортные, при которых за границу продаются ранее импортированные товары без их переработки в стране покупателя. Реэкспорт может осуществляться и без завоза товаров в страну покупателя;

     • реимпортные, при которых в страну ввозятся ранее проданные или  вывезенные товары без их существенной переработки за границей. Например, товары, сданные в аренды или вывезенные в качестве экспонатов на выставки.

     Чтобы обеспечить продажи и приобретения товаров, торговые организации ведут  исследования рынков, рекламу, вступают в договорные отношения с посредниками, банками, контролирующими организациями, защищают свои интересы в судах и арбитражах и т.д. Весь этот комплекс операций торговых организаций – производителей товаров и услуг или независимых торговых организаций называется коммерческой деятельностью.

     Целью деятельности коммерческой организации  является удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Цивилизованные рыночные отношения  предполагают разумное сочетание обеих  целей, ибо, работая на себя, предприниматель  трудится и на общество3.

     Бизнес  – это экономическая деятельность предпринимателей, их искусство и  способность получать все большую  прибыль, обеспечивать относительно высокий  уровень рентабельности. Вместе с  тем развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, активизирует структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно-технических достижений, способствует всемерному повышению эффективности производства, все это и составляет важную цель предпринимательства – удовлетворение общественных потребностей.

     Существенным  качеством современного предприятия, фирмы способность гибко реагировать  на изменение экономической ситуации. Положение фирмы в условиях неопределенности будет тем устойчивее, чем точнее удастся приспособить наступающие изменения к этим целям. Для этого менеджерам и специалистам надо быть компетентными в избранной сфере деятельности, обладать необходимыми чертами характера: целеустремленностью, упорством, готовностью к неудачам, способностью постоянно учиться и делать выводы из своих ошибок. Следует подобрать надежных партнеров и соратников.

     Общая цель фирмы образует фундамент для  разработки стратегий по важнейшим  функциональным областям деятельности фирмы – маркетингу, производству, финансам, научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам, управлению персоналом. Соответственно каждая из областей реализует и свои цели.

     Важной  задачей предприятия, фирмы является обеспечение стабильного экономического роста. На этом пути приходится преодолевать различные негативные факторы: изменение и падение спроса на продукцию, услуги; сокращение поступления материальных ресурсов; снижение их качества; дефицит квалифицированной рабочей силы; проблемы в системе расчетов и платежей и др. Непосредственная частная задача предприятия, фирмы состоит в преобразовании факторов производства, их переработке и выпуске готовой продукции или оказании определенных услуг.

     На  эффективность деятельности фирмы  оказывает большое влияние ее организационная структура, которую можно представить в виде двух субструктур – организационной структуры производства и организационной структуры управления и обслуживания.

     Организационная структура управления и обслуживания – это состав органов управления фирмой, между которыми распределены управленческие и обслуживающие функции, а также установлены методы их выполнения. Связи здесь построены на принципах координации или субординации и реализуются как вертикальная система правил принятия решений.

     Организационная структура фирмы – интегрированный комплекс реальных условий достижения заданных целей, и поэтому ее схема должна отражать и направления хозяйственной деятельности, и состав технического капитала, и кадровый состав, и распределение производства между предприятиями фирмы, и целевую ориентацию сбыта продукции, и многое другое. В организационной структуре фирмы должны быть отражены условия, обеспечивающие не только хозяйственную миссию, но и выработку долгосрочной стратегии достижения целей фирмы, а также создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.

     Эффективность действующей организационной структуры  фирмы определяется результатом  ее работы, т. е. прибылью, полученной от реализации товаров и услуг. На этапе  же проектирования новой или реорганизации прежней структуры приходится прибегать к критериям второго порядка, которые можно разбить на четыре группы4.

     Первая  группа – критерии статистической эффективности, т. е. показатели эффективности  производства.

     Критерии  второй группы измеряют организационную структуру с позиции маневренности производства. Следовательно, они оценивают способность фирмы быстро и эффективно изменять параметры производства в рамках выбранного направления деятельности.

     Критерии  третьей группы позволяют судить о гибкости фирмы в решении вопросов стратегии или о ее способности реагировать на изменения характера деятельности, а не ее величины. Сфера применения – те направления предпринимательской деятельности, где происходят быстрое устаревание изделий, изменение технологий, появляются новые возможности, связанные с выходом на международные рынки, но также имеет место сильная подверженность влиянию со стороны правовых ограничений.

     Четвертая группа – критерии динамики структуры, которые также позволяют оценивать  способность фирмы изменять свои организационные формы, приспосабливать организационную структуру к существующим условиям. В идеальном варианте способность к изменениям должна быть заложена в самой природе структуры. В этом случае приспособление будет быстрым и без снижения эффективности работы фирмы. Как показывает практика, наиболее динамичными являются организационные структуры, в которых в максимальной степени децентрализовано принятие решений по принципу «каждому исполнителю предоставлено право самостоятельно организовывать свою деятельность».

     Из  перечня возможных вариантов  по тому или иному критерию выбирается структура, наиболее пригодная для  проектируемой организации и  ее хозяйственной миссии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Финансовые ресурсы и фонды как объект

финансовых  отношений 

     Финансовая  наука рассматривает финансы  не только как экономическую категорию, то есть совокупность специфических  производственных отношений, но и подчеркивает их материальное воплощение в виде целевых фондов денежных средств. Эти  фонды выступают как вещные носители финансовых отношений. Источники их формирования и сами фонды (интегрирующие эти источники) представляют собой финансовые ресурсы соответствующих звеньев национального хозяйства. Таким образом, финансовыми ресурсами являются образуемые государством, другими экономическими агентами денежные накопления и денежные фонды при распределении и перераспределении валового общественного продукта и национального дохода.

     Основное  место в финансовых ресурсах занимают чистый доход (в форме прибыли, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных платежей, отчислений на социальные нужды) и амортизационные отчисления.

     Финансовые  ресурсы отличаются от финансовых фондов. Финансовый фонд (накопление, запас) - целевые  денежные средства, сформированные финансовыми методами, используемые на удовлетворение определенных потребностей. Во-первых, финансовые ресурсы подразумевают источники денежных средств, возможности хозоргана или субъекта хозяйствования в образовании таких средств, то есть «мощность» в этом отношении (потенциал). Во-вторых, финансовые ресурсы - это средства, которые «связаны» в фондах, то есть целевых «запасах» денежных средств, а также те, которые еще не имеют целевой, направленной обозначенности, не сформированы по фондам. Например, часть денежных средств не имеет вначале фондового характера - это штрафы, пени, неустойки, получаемые хозорганами за нарушение со стороны их хозяйственных партнеров договоров, контрактов и других условий хозяйствования. Получение таких средств не может быть учтено заранее.

     Финансовые  ресурсы являются важным показателем  финансовой мощи государства, составляя  около 56% от валового общественного  продукта. Формируясь в процессе производства, распределения и перераспределения  общественного продукта и национального  дохода, они представляют собой денежное выражение той части материальных ресурсов, которую общество направляет на конечное использование, то есть на возмещение выбытия основных фондов, обеспечение расширенного воспроизводства и удовлетворение общегосударственных нужд. Чем больше финансовых ресурсов создается в процессе общественного производства, тем оно эффективнее. Вместе с тем от эффективного использования финансовых ресурсов в национальном хозяйстве зависит решение проблемы повышения эффективности всего воспроизводства и ускорение темпов экономического роста.

     Следует различать в понятии «финансовые  ресурсы» две его стороны:

     1. В практике хозяйствования под  понятием «финансовые ресурсы»  выступает совокупность доходов  и накоплений всех денежных  средств, имеющихся в распоряжении государства, предприятий и так далее в определенном периоде, то есть денежные фонды, кредитные ресурсы, резервы денежных средств. Это практический подход исходя из хозрасчетной практики хозяйствования. Действительно, денежные средства, имеющиеся на определенную дату у предприятия на его счете в банке, независимо от того, являются ли они собственными или заемными, составляют все его реальные финансовые ресурсы. Также доходы, накопления, сосредоточенные в государственном бюджете, являются ли они результатом первичного или последующего распределения созданной стоимости выступают на каждую конкретную дату как финансовые ресурсы государства.

Информация о работе Финансирование и использование финансовых ресурсов коммерческих предприятий