Финансовый план – основа любого бизнес-плана

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность финансового планирования.
Ознакомиться с видами финансовых планов.
Изучить этапы разработки финансовых планов.
Ознакомится с расчетом и методами планирования показателей, характеризующих эффективность финансово-хозяйственной деятельности.
Предмет исследования – процесс составления финансовых планов на предприятии.
Объект исследования курсового проекта – ГП ВПО по птицеводству “Городокская птицефабрика” (Городокский район Витебской области).

Содержание

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Финансовый план – основа любого бизнес-плана………………………………………..5
1.1. Сущность финансового планирования на предприятии. Его цель, задачи и виды…….5
1.2. Этапы составления финансового плана…………………………………………………...8
2. Расчет показателей, характеризующих эффективность
финансово-хозяйственной деятельности……………………………………………………...11
3. Анализ финансового состояния предприятия…………………………………………….17
3.1 Анализ структуры баланса………………………………………………………………...17
3.2 Анализ ликвидности и платежеспособности…………………………………………….21
3.3 Анализ ликвидности и платежеспособности…………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………………………...28
Список использованных источников………………………………………………………….30
Приложение……………………………………………………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

курсовая Вероника. Бизнес-план.doc

— 465.50 Кб (Скачать)

      Оперативный финансовый план заключается в составлении  и использовании платежного календаря - подробного финансового документа, отражающего оперативный денежный оборот предприятия. Поскольку весь оборот проходит через расчетный, текущий, валютный и ссудные счета, то в нем представлено движение денежных средств по их поступлению и использованию. Платежный календарь оперативного финансового плана обеспечивает оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных обязательств, фиксирует происходящие изменения в платежеспособности предприятия, позволяет отслеживать состояние собственных средств, а также привлекать в необходимых случаях банковский или коммерческий кредит. Составление и использование платежного календаря финансового плана являются реализацией распределительной и контрольной функции финансов предприятия. 

    1. Этапы составления финансового  плана
 
 

      Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

      В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации  работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down  (сверху-вниз) и по методу  build-up (снизу-вверх).

      По  методу  break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия,  форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.

      Методы break-down и build-up представляют две противоположные  тенденции. На практике не целесообразно  использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений. [9, с.58]

      Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

      1. Прогноз объемов  реализации.

      Основная  задача дать представление о той  доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется  составлять такой прогноз на три  года вперед с разбивкой по годам:

    • первый год — данные приводятся помесячно
    • второй год — данные приводятся поквартально
    • третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

      Логика  такого разбиения проста: предполагается, что для начального периода производства уже точно известны будущие покупатели (имеется предварительная договоренность о будущих продажах). Начиная со второго года, же приходится заниматься прогнозными прикидками.

      2. Баланс денежных  расходов и поступлений

      План-баланс демонстрирует финансовое состояние  фирмы на конец рассчитываемого  периода времени. Из его анализа  можно сделать выводы о росте активов и об устойчивости финансового положения фирмы в конкретный период времени. Отчет о движении денежных средств характеризует формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств фирмы в динамике.

      Главная задача — проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидность предприятия при реализации данного проекта. Полученная таким образом информация служит основой для определения общей стоимости всего проекта.

      Баланс  денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки его при составлении, где статьи и суммы вложения средств и их поступления от реализации продукции отражаются:

    • первый год — данные приводятся помесячно
    • второй год — данные приводятся поквартально
    • третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

      3. Таблицу доходов  и затрат.

      Задача  данного документа показать, как  будет формироваться и изменяться прибыль:

    • первый год — данные приводятся помесячно
    • второй год — данные приводятся поквартально
    • третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

      4. Сводный баланс активов и пассивов предприятия.

      Баланс  активов и пассивов отражает их состояние  на предприятии на определенную дату.

      Назначение  — главным образом для специалистов коммерческих банков в оценке тех сумм, которые намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов, рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации продукции.

      5. График достижения безубыточности.

      Точка безубыточности — минимальный объем  производства и реализации продукции, при котором расходы будут  компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей  единицы продукции предприятие  начинает получать прибыль [1, с.39]. Точку безубыточности можно определить в единицах продукции, в денежном выражении или с учётом ожидаемого размера прибыли.

      При анализе ситуации безубыточности издержки обычно подразделяются на переменные и фиксированные (условно-постоянные). Как известно, к переменным относятся издержки, прямо зависящие от объемов производства — сырье и материалы, заработная плата рабочим и т.д.; к условно-постоянным — амортизация, расходы по аренде и лизингу, процентные платежи по кредитам, оплата труда менеджеров и служащих.

       Выручка

        

                  Количество товаров                             Объем продукции 

      Рис.1 – График изображение точки безубыточности 

      Анализ  безубыточности позволяет определить:

      - требуемый объем продаж, обеспечивающий покрытие затрат и получение необходимой прибыли;

      - зависимость прибыли предприятия от изменения торговой цены, переменных и постоянных издержек;

      - значение каждого продукта в доле покрытия общих затрат.

      К преимуществам этого метода следует отнести:

      - простоту использования;

      - наглядность при планировании прибыли;

      - иллюстративность при демонстрации влияния операционных изменений на прибыльность предприятия;

      - помощь в определении оптимального соотношения постоянных и переменных издержек.

  1. Расчет показателей, характеризующих эффективность финансово-хозяйственной деятельности
 

      Важной  составной частью бюджетного планирования предприятия является расчет и анализ финансово-экономических показателей  с целью получения информации для оценки предстоящей деятельности и принятия управленческих решений.

      Финансовые  коэффициенты позволяют руководителям  оценить финансовое состояние организации  как за отчетный период по данным бухгалтерского учета, так и демонстрируют положение  предприятия на планируемый период на основании рассчитанных бюджетов.

      Выбор анализируемых коэффициентов осуществляется предприятием самостоятельно с учетом намеченных целевых показателей  и оптимизации принятия решения.

      Расчет  и анализ показателей на этапе  утверждения бюджета влияет на формирование финансовых средств, использование материальных ресурсов, принятие решений по привлечению и вложению капитала, определение коммерческой деятельности, согласование интересов собственников и топ-менеджеров.

      Показатели  прогнозного баланса и бюджета доходов и расходов (отчет о прибылях и убытках) позволяют сделать общую оценку предприятия, проанализировать динамику оценочных показателей, структуру статей баланса, качество активов, основные направления хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, выявить тенденции в предполагаемом изменении финансового состояния.

      При расчете и оценке показателей  можно использовать как вертикальный анализ для определения удельного  веса отдельных статей в итоговом показателе, так и горизонтальный анализ, заключающийся в сопоставлении планируемых данных и финансовых данных за прошедшие периоды в относительном и абсолютном виде.

      При проведении анализа планируемой  финансово-хозяйственной деятельности используются следующие группы коэффициентов [7, с.97]:

  1. коэффициенты рентабельности - показатели эффективности деятельности, характеризующие уровень прибыльности предприятия;
  2. показатели деловой активности, позволяющие проанализировать эффективность использования собственных средств;
  3. показатели ликвидности, характеризующие способность предприятия удовлетворять краткосрочным обязательствам;
  4. показатели структуры капитала показатели, определяющие соотношение различных элементов капитала и величины собственного капитала;
  5. инвестиционные коэффициенты - показатели, характеризующие стоимость и доходность акций предприятия.

      Коэффициенты  рентабельности.

      Очень важным индикатором качества управления финансами фирмы являются коэффициенты рентабельности. Они отражают, насколько  прибыльна деятельность компании. Эти  коэффициенты рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам либо как отношение полученной прибыли к объему реализованной продукции. Поскольку в отчетности предприятий отражается несколько показателей прибыли, ее пользователи могут рассчитать и целый ряд показателей рентабельности (или прибыльности) в зависимости от целей проводимого ими анализа.

                                                                              Таблица 2.1 – Показатели рентабельности

Наименование  показателя Формула расчета Содержание  показателя
Коэффициенты  рентабельности
Рентабельность  валовой прибыли ПРвал / ВР * 100% Показывает, какую сумму прибыли получит предприятие с каждого рубля проданной продукции с учетом затрат на производство и реализацию.
Рентабельность  продаж ПРчис / ВР * 100% Демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж
Рентабельность  производства ПРвал / СБ * 100% Является альтернативным показателем рентабельности продаж.
Рентабельность  активов ПРчис / Аср * 100% Выражает отдачу, которая приходится на рубль активов  компании.
Рентабельность  собственного капитала ПРчис / СКср * 100% Позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками.
 

      Коэффициенты  деловой активности.

      Анализ  деловой активности предприятия  на этапе составления бюджета  производится для определения эффективности  деятельности в прогнозном периоде  и результативности использования его материальных, трудовых, финансовых ресурсов. С помощью расчетных показателей оцениваются возможности предприятия приносить доход путем совершения оборота "Деньги - Товар - Деньги".

Информация о работе Финансовый план – основа любого бизнес-плана