Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 21:31, курсовая работа
Методики анализа имеют важное практическое значение, т.к. комплексный экономический анализ деятельности предприятия является базой для комплексной оценки эффективности хозяйственной деятельности и потенциала предприятия, его положения в конкурентной среде.
Целью работы является описание методик анализа основных сфер деятельности предприятия:
анализ формирования и размещения капитала,
Введение.............................................................................................................................. 3
I. Методики анализа основных сфер деятельности предприятия.................................. 4
1.1. Анализ формирования и размещения капитала.................................................. 4
1.2. Анализ эффективности и интенсивности использования
капитала предприятия............................................................................................. 6
1.3. Анализ эффективности использования основного капитала ............................ 8
1.4. Анализ использования материальных ресурсов предприятия........................... 10
1.5. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия................................... 11
1.6. Анализ маркетинговой деятельности предприятия............................................ 12
1.7. Анализ производства и реализации продукции.................................................. 14
1.8. Анализ себестоимости продукции........................................................................ 16
1.9. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия............................ 17
1.10. Анализ использования прибыли предприятия................................................... 19
1.11. Анализ эффективности инвестиционной деятельности
предприятия............................................................................................................... 22
1.12. Анализ финансового состояния предприятия.................................................... 23
1.13. Диагностика риска банкротства предприятия................................................... 25
II. Комплексная рейтинговая оценка деятельности предприятия................................... 26
Заключение........................................................................................................................... 28
Список использованных источников................................................................................. 29
Приложение А Бухгалтерский баланс (форма №1).......................................................... 30
Приложение Б Обобщение результатов анализа финансового
состояния предприятия ........................................................................................
Ценовая
политика предприятия должна корректироваться
с учетом стадии жизненного цикла товаров.
На стадии проникновения товара на рынок
обычно применяют политику "снятия
сливок". На стадии роста политика ценообразования
должна ориентироваться на долгосрочную
перспективу. На стадии зрелости ценовая
политика, как правило, нацелена на получение
краткосрочной прибыли, а на стадии спада
следует применять скидки, пока не появится
новый товар [1, 216].
1.7. Анализ производства и реализации продукции
Анализ производства и реализации продукции начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 9) [1, 223].
Таблица 9.- Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах
Из таблицы видно, что за пять лет объем производства возрос на 12%, а объем реализации — на 7,9%. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и не оплаченной покупателями.
Для большей наглядности динамику производства и реализации продукции можно изобразить графически (рис. 1).
Рис 1.-
Динамика производства и реализации продукции
с xxx1 пo ххх5 год
Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по методике, приведенной в табл. 10. Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 5%, а по реализации — только на 1,42%. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.
Таблица 10.-
Анализ выполнения плана по выпуску и
реализации продукции предприятием
за отчетный месяц отчетного года[1, 225]
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции (табл.11)
Таблица 11.- Анализ выполнения договорных обязательств за год, тыс. руб.
Из
табл. 11 видно, что за отчетный год недопоставлено
продукции по договорам на сумму 4800 тыс.
руб., что соответствует 5% [1, 227].
1.8. Анализ себестоимости продукции
Анализ
себестоимости реализованной
Поэлементный разрез себестоимости состоит из однородных элементов затрат:
S = A+M+U,
где S – производственная( полная) себестоимость продаж продукции,
A — амортизация основных средств,
M — материальные затраты,
U — оплата труда персонала с отчислениями на социальные нужды.
Поэлементный разрез расходов по обычным видам деятельности дается в форме №5 годовой бухгалтерской отчетности.
Обычно
на предприятиях имеет место так
называемые прочие расходы, которые
занимают небольшой удельный вес (1,5 –
3%), но которые трудно распределить по
вышеуказанным элементам (командировочные,
почтово-телеграфные и другие расходы).
В целях упрощения при анализе прочие
расходы распределяются пропорционально
основным трем элементам затрат, что, как
показали исследования, близко к истинному
характеру этих расходов
[6, 176].
Рассмотрим
пример расчета относительного (относительно
достигнутого объема продаж) отклонения,
на основании которого можно будет иметь
представление об экономии или перерасходе
(табл.12).
Таблица 12.- Данные
для расчета относительного отклонения
[6,362]
Показатель | Базисный год (0) | Отчетный год (1) |
Продукция, тыс. руб. | 79700 | 83610 |
Амортизация, тыс. руб. | 8311 | 8726 |
Материальные затраты, тыс. руб. | 50228 | 52428 |
Оплата труда с начислениями, тыс. руб. | 11628 | 11900 |
Полная себестоимость продаж, тыс. руб. | 70167 | 73054 |
По данным таблицы 12 произведем расчет следующих показателей:
Δ΄A = A1-A0∙kN = 8726-8311∙1.049 = +7 тыс. руб.
(перерасход);
Δ΄M = M1-M0∙kN = 52428-50228∙1,049 = -264тыс. руб.
(экономия);
Δ΄U = U1-U0∙kN = 11900-11628∙1,049 = -298 тыс. руб.
(экономия);
Δ΄S = S1-S0∙kN
= 73054-70167∙1,049 = -555 тыс. руб.,
что соответствует сумме трех расчетов
по отдельным элементам:
+7-264+298 = -555 тыс. руб.
Относительное
отклонение себестоимости влияет на
величину прибыли с обратным знаком, то
есть в нашем случае, прибыль увеличена
за счет снижения себестоимости на 555 тыс.
руб. Расчет относительной экономии по
элементам затрат дает представление
о влиянии на динамику прибыли каждого
элемента, т.е. использование основных
средств -7 тыс. руб., использование материалов
+264 тыс.руб., использование труда (благодаря
росту производительности труда большими
темпами нежели рост средней оплаты персонала)
+298 тыс.руб. [6, 178]
1.9. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.) [1, 386].
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов: объема реализации продукции (VРП) ее структуры (Удi); себестоимости (Ci) и уровня среднереализационных цен (Цi):
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно определить, используя данные табл. 12.
Таблица 12.- Данные для анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.
План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году перевыполнен на 1396 тыс. руб. (19 296 - 17 900), или на 7.8%. Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаём, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции:
ΔП(VРП, Уд) = 18278-17900 = +378 тыс. руб.
Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости (15760/15900∙100 - 100 = = -0,88%) и результат разделить на 100:
ΔП(VРП) = 17900∙(-0,88%)/100 = -158 тыс. руб. [1, 394]
Затем можно определить влияние структурного фактора (из первого результата нужно вычесть второй):
ΔП(Уд) = 378-(-158) = +536 тыс. руб.
Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:
ΔП(С) = 78322-80639 = -2317 тыс. руб.
Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию определяется сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:
ΔП(Ц) = 99 935 - 96 600 = +3335 тыс. руб. [1, 395]
Рентабельность производственной деятельности Rз исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) или чистой прибыли от основной деятельности (ЧП), или суммы чистого денежного притока (ЧДП), включающего чистую прибыль и амортизацию отчетного периода, к сумме затрат по реализованной продукции (3):
Она
показывает, сколько предприятие
имеет прибыли или
Для данных таблицы 12 рассчитаем рентабельность производственной деятельности:
Rзф = 19296/80639∙100 = 23,93%
Rзпл = 17900/77350∙100 = 23,14%
ΔRз = Rзф-Rзпл = 23,93-23,14 = +0,79%
Полученные
результаты свидетельствуют о том,
что план по уровню рентабельности
перевыполнен на 0,79%.
1.10. Анализ использования прибыли производства
На предприятии одна часть балансовой прибыли в виде налогов и сборов поступает в бюджет государства и используется на нужды общества, а вторая часть остается в распоряжении предприятия, из которой производятся отчисления в благотворительные фонды, выплата процентов, экономических санкций и другие расходы, покрываемые за счет прибыли. Оставшаяся сумма — нераспределенная прибыль, которая используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на расширение производства, материальное поощрение работников, пополнение собственного оборотного капитала и т.д. [1, 463]
Для определения налогооблагаемой прибыли необходимо из суммы валовой прибыли вычесть:
Рассмотрим на примере (табл.13) расчет налогооблагаемой прибыли.
Таблица 13.- Расчет налогооблагаемой прибыли, тыс. руб.
Данные табл. 19.1 показывают, что фактическая сумма налогооблагаемой прибыли выше плановой на 1220 тыс. руб. На изменение ее суммы влияют факторы, формирующие величину балансовой прибыли, а также показатели 5, 7 и 8 табл. 12, вычитаемые из балансовой прибыли при расчете ее величины [1, 466].
Информация о работе Комплексный анализ и рейтинговая оценка предприятия