Контроль и аудит

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:44, реферат

Описание работы

Международные стандарты аудита МСА имеют своей целью обеспечить унификацию аудиторской деятельности и увеличить доверие к ее результатам. МСА определяют основополагающие методы аудита, призваны способствовать повышению качества аудиторской деятельности, обеспечению ее соответствия возрастающим многочисленным требованиям в области международной аудиторской деятельности, а также задают директивы по специальным вопросам аудита.

Работа содержит 1 файл

аудит срс 4 неделя.docx

— 39.93 Кб (Скачать)


Казахский Национальный Университет им. аль-Фараби

Высшая  школа экономики и бизнеса

 

 

 

 

 

 

 

СРС

На тему: Контроль и аудит

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса УиА 09Р1

Агабекова А.А.

Проверила:

                                      к.э.н.,доцент

                                             Нургалиева Г. К.

 

 

 

 

 

Алматы, 2012

 

 

 

1. Международные и казахстанские  стандарты аудита и их характеристика.

Международные стандарты аудита МСА имеют своей целью обеспечить унификацию аудиторской деятельности и увеличить доверие к ее результатам. МСА определяют основополагающие методы аудита, призваны способствовать повышению качества аудиторской деятельности, обеспечению ее соответствия возрастающим многочисленным требованиям в области международной аудиторской деятельности, а также задают директивы по специальным вопросам аудита. 

Следует отметить, что международная  унификация аудиторской деятельности также является составной частью активно развивающихся в настоящее  время процессов глобализации мировой  экономики. Европейская федерация  бухгалтеров рекомендовала соответствующей  комиссии ЕС ввести МСА в ЕС с 2005 года, и такое решение уже принято.  
          МСА разрабатываются Комитетом по международной аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров. Всего принято 52 стандарта и Кодекс этики Международной федерации бухгалтеров, в 2001 году два стандарта отменены, и с 2002 года действуют 50 документов. Каждый стандарт имеет предисловие, поясняющее его статус. В конце большинства стандартов приводится раздел "Перспективы государственного сектора", в котором содержатся условия применения МСА при аудите субъектов государственного сектора (раздел подготовлен Комитетом государственного сектора Международной федерации бухгалтеров).  
         МСА, предназначенные для применения при аудите финансовой отчетности, при их адаптации могут применяться и при аудите другой информации. МСА содержат основные принципы и процедуры, необходимые для проведения аудита, но в исключительных случаях (при наличии обоснования) аудитор может отступить от них. МСА не отменяют нормативные и методические документы, принятые в различных странах. Если национальные акты соответствуют МСА, то применяются национальные стандарты. Если национальные стандарты отличаются от МСА, то членам Международной федерации бухгалтеров необходимо придерживаться все-таки МСА.

Виды  МСА и их содержание

Действующие в настоящее время МСА структурированы и сгруппированы по следующим темам:

1. Стандарты по вводным положениям (ISA 100-199) выполняют функцию по определению общих условий МСА или рамок аудиторской деятельности (рамочная концепция). Они определяют логику развития МСА, являются основой для разработки новых стандартов, содержат список терминов, общие указания, как по аудиторской деятельности, так и по другим услугам, связанным с аудитом.

2. Стандарты, распределяющие обязанности в рамках аудиторской деятельности (ISA 200-299), определяют условия заказа на аудит, примерное содержание договора на выполнение аудиторских услуг (в договоре должен быть обязательно предусмотрен неограниченный доступ аудиторов ко всей информации клиента, без каких-либо исключений, поскольку обоснованный результат проверки возможен только в этом случае), а также условия, при которых аудиторский риск (риск положительного аудиторского заключения вопреки существенным ошибкам в отчетности) должен быть снижен до приемлемого минимума.

3. Стандарты по планированию  аудиторской деятельности (ISA 300-399) требуют, что при планировании аудиторской проверки следует четко определить круг проверяемых вопросов, состав сотрудников, которые будут участвовать в проверке (имеется ли достаточное количество сотрудников, достаточно ли они компетентны в вопросах, связанных с заказом), необходимость привлечения внешних экспертов, специалистов других аудиторских фирм. При этом обязательно должны учитываться результаты работы внутренних контрольных органов клиента. 
          4. Стандарты по использованию результатов внутреннего контроля (ISA 400-499) исходят из принципа необходимости оценки в рамках внешнего контроля эффективности внутреннего контроля. В ходе планирования аудиторской проверки обязательно следует изучить общее отношение, осведомленность и практические действия руководства предприятия по отношению к системе внутреннего контроля. Поскольку благоприятная среда внутреннего контроля является предпосылкой для работоспособной системы внутреннего контроля, оценка контрольной среды в серьезной степени влияет на выбор стратегии аудита. Эффективный внутренний контроль снижает контрольный риск. Изучив корпоративную культуру в отношении внутренней проверки, формализованный ход процесса внутреннего контроля и убедившись, что механизм внутреннего контроля действует эффективно и надежно, аудитор может скорректировать внешнюю проверку в сторону упрощения. Таким образом, эффективный внутренний контроль позволяет упростить контроль внешний, и, соответственно, снизить затраты на его проведение. После оценки риска ошибок аудитор должен определить стратегию аудита. При низком контрольном риске необходимы обширные системные и функциональные тесты, а при отдельных проверках - преимущественно операции аналитического характера, в то время как при высоком контрольном риске следует отказаться от системных и функциональных проверок и выполнить обширные отдельные проверки при незначительном объеме операций аналитического характера. 
            5. Стандарты, определяющие аудиторские доказательства (ISA 500-599), устанавливают, что аудитор должен получить достаточное количество соответствующих доказательств, позволяющих сделать обоснованное аудиторское заключение, при этом для получения аудиторских доказательств могут использоваться также внешние данные, подтверждающие те или иные элементы проверки. В этих стандартах приведены примеры процедур проверки.  
             В ходе проверок необходимо особенно обратить внимание на оценку:  
  -обоснованности допущения непрерывности деятельности экономического субъекта (поскольку если при проверке не исходить из непрерывности деятельности предприятия (например, компания близка к банкротству, создана для реализации конкретного проекта, готовится к продаже и т.д.), то необходимо применить совершенно иные методы проверки); 
   -событий после отчетной даты и их влияние на финансовую отчетность; 
   -влияния операций между аффилированными лицами на отчетность. 
На основании оригинальных материалов, бухгалтерских документов и прочих материалов получают аудиторские доказательства, их которых после сравнения с отдельными положениями в бухгалтерской отчетности делаются аудиторские выводы, достаточный объем которых позволяет выработать мнение аудитора, являющиеся основанием для аудиторского отчета и заключения о достоверности финансовой отчетности клиента. 
               Стандарты, предусматривающие работу аудитора с информацией третьих лиц (ISA 600-699), регулируют вопросы использования информации других аудиторов, взаимодействие со службой внутреннего аудита, использования работы экспертов.

     Стандарты, посвященные итоговым аудиторским заключениям и отчетности (ISA 700-799), устанавливают, что заключения могут быть безусловно положительными (ошибок нет или все они скорректированы); условно положительными (незначительные недоработки в отчетности, например, недостаточная информация об аффилированных лицах); отрицательными (например, если клиент заявил о непрерывности деятельности фирмы, а проверка показала иное и, соответственно, следует применять принципиально иные методы проверки). МСА также предусматривают возможность отказа от составления аудиторского заключения (например, в случае, если клиент не представляет затребованную аудитором информации или препятствует ее получению). 
             Стандарты, регулирующие специальные вопросы (ISA 800-899), определяют вопросы проверки информации, ориентированной на будущее (финансовой информации, служащей основой для прогнозирования возможных событий в будущем).

Стандарты, регулирующие сопутствующие  аудиту услуги (ISA 900-999).

Стандарты, дополняющие положения  по вопросам международной практики аудита (IAPS 1000-1100).

Сегодня в своей деятельности аудиторские  организации Республики Казахстан  применяют три основных документа, регламентирующих правила и процедуры  проведения аудита:

  • Казахстанские стандарты по аудиту, принятые на конференции Палаты аудиторов РК 21 июля 1995 года;
  • Международные стандарты аудита, применяемые, в основном, аудиторскими компаниями с иностранным участием;
  • Положения (стандарты) по аудиту (Приложение 1), утвержденные Министерством Финансов РК, зарегистрированные в установленном порядке в 1999 году и используемые отдельными компаниями.

Казахстанские стандарты по аудиту, принятые на конференции Палаты аудиторов  РК 21 июля 1995 года не прошли положенную процедуру утверждения и регистрации, поэтому их нельзя считать легитимными.

В апреле-июне 1999 года Министерство Финансов РК разработало, утвердило и зарегистрировало 12 положений (стандартов), устанавливающих  основные правила проведения аудита. Эти стандарты были признаны нормативными актами и включены в состав законодательства РК об аудите.

В 2006 году принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные  акты Республики Казахстан по вопросам аудиторской деятельности»6, согласно которому аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита. Однако, Международные стандарты аудита не имеют статуса нормативного правового акта и не являются частью законодательства РК.

Таким образом, Казахстанские стандарты  по аудиту и Международные стандарты  аудита могут быть использованы только в качестве рекомендательных документов, но не в качестве официальных документов, регламентирующих порядок проведения аудита с целью подтверждения  финансовой отчетности компаний. Единственным легитимным документом, имеющим силу нормативного акта и на основании  которого должны проводиться аудиторские  проверки и составляться аудиторские  отчеты по подтверждению финансовой отчетности субъектов в РК, являются положения (стандарты), принятые МФ РК в 1999 году7.

2. Кодекс  профессиональной этики аудиторов

Цель профессии аудиторов - оказание аудиторских услуг на самом высоком профессиональном уровне. Это невозможно без соблюдения профессиональной этики (гр. ethike, ethos - нрав, обычай), под которой следует понимать систему норм нравственного поведения человека, определенной профессии, общественной или профессиональной группы.  
Кодекс этики аудиторов Республики Казахстан состоит из 13 разделов и вобрал в себя почти  все важные нормы зарубежной этики. Вместе с тем, в него были включены и те нормы, которые сложились именно в наших условиях и порождены национальными, историческими и социально-политическими условиями, нашим менталитетом. Он устанавливает стандарты поведения аудиторов и фундаментальные принципы, которые должны соблюдаться аудиторами для того, чтобы добиться общих целей.  
Отличительной чертой профессии аудитора является осознание им своей ответственности перед обществом. Поэтому аудиторские стандарты прежде всего определяются общественным интересом, а не только удовлетворением потребности индивидуального клиента. Он должен работать во имя коллективного общественного благосостояния. Вот почему в Кодексе специально подчеркивается, что "цель профессии аудитора заключается в том, чтобы работать в соответствии с нормами высочайшего профессионализма для достижения максимального уровня эффективности в основном для удовлетворения потребностей общества''. Для достижения этой цели необходимо соблюдать следующие основные требования: достоверность; профессионализм; качество услуг; доверие.  
В специальном разделе подробно рассматривается принцип независимости и его обеспечение. В пункте 8.5 "Оказание клиентам прочих услуг" говорится: "Когда аудитор в дополнение к выполнению аудиторских и других функций по составлению отчетности оказывает клиенту прочие услуги, он не должен выполнять руководящих решений, ответственность за которые остается за Советом директоров и администрацией".  

Услуги, оказываемые аудитором  в качестве консультаций по менеджменту  и налогообложению, называются консалтинговыми. Оказание таких услуг не повлияет на независимость аудитора при условии  его невмешательства в принятые администрацией решения и их реализацию. Аудитор должен соблюдать осторожность в том, чтобы не выйти за пределы  консалтинговых функций и не вторгнуться  в сферу принятия руководящих  решений.  
Если аудитор занимается подготовкой учетных документов для клиента, должны соблюдаться следующие требования:

 
а)

аудитор не должен состоять с клиентом в каких-либо отношениях и не должен принимать участия в каких-либо столкновениях интересов. Это привело бы к нарушению честности или зависимости;

б)

клиент должен нести ответственность  за финансовые  отчеты;

в)

аудитор не должен выступать в роли служащего по найму, или руководителя, выполняющего учетно-счетные операции предприятия;

г)

аудиторы, готовившие документы учета, не принимают  участия в проверке этих документов. Тот факт, что аудитор уже обрабатывал определенные документы, не исключает необходимости проведения основательных аудиторских проверок.


В разделе 10 "Деятельность, несовместимая  с практикой аудитора" прямо  указывается, что оказание двух или  более услуг профессионального  характера одновременно, само по себе не оказывает влияния на честность, объективность и независимость.  
Самостоятельными разделами Кодекса этики аудиторов Республики Казахстан являются "Разрешение этических конфликтов", "Налоговая практика", "Международная деятельность",   "Паблисити" (сообщение обществу информации об аудиторе, не имеющее своей целью рекламирование его деятельности), "Оплата по договору и комиссионные", "Денежные суммы клиентов", "Отношения с другими аудиторами", "Реклама и предложение услуг". 

Общая теория этики является источником этических норм для людей любых  профессий. Кодекс этического поведения  дает соответствующие рекомендации, точно определяет критерии поведения, специфические для данной профессии.

3.Внутрифирменные  аудиторские стандарты

Внутренние  стандарты аудиторских организаций  и индивидуальных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и  регламентирующие единые требования к  осуществлению и оформлению аудиторских  услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью  обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Применение  внутренних стандартов в аудиторских  организациях способствует:

а) соблюдению требований внешних аудиторских  правил (стандартов);

б) уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;

Информация о работе Контроль и аудит