Налогообложение организаций на примере ОАО «Гостиничный комплекс «Припять»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 15:02, дипломная работа

Описание работы

Анализ деятельности предприятия, его налогообложения, методика расчета налогов, резервы совершенствования налогообложения организации

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

1 ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………

1.1 Роль налогов в формировании доходов бюджета Республики Беларусь ………………………………………………………………………

1.2 Система налогообложения организаций Республики Беларусь….

1.3 Международная практика учета и анализа налогов и других обязательных платежей организаций ………………………………………

2 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 Налоги и другие обязательные неналоговые платежи, взимаемые из выручки от реализации продукции, работ и услуг

2.2 Налоги и неналоговые обязательные платежи, включаемые в себестоимость продукции, работ и услуг

2.3 Налоги, взимаемые из прибыли и доходов

3 РЕЗЕРВЫ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ……

3.1 Выявление и мобилизация текущих и прогнозных резервов оптимизации налогообложения, повышения эффективности хозяйствования организации …

3.2 Резервы оптимизации налогообложения ОАО «Гостиничный комплекс «Припять»……

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Налогообложение организаций на примере ОАО.docx

— 160.08 Кб (Скачать)

       В  странах,  имеющих  длительную  историю  развития  рыночных  отношений  в экономике, налоговая культура формировалась, вбирая в себя опыт предшествующих столетий. В странах же, где длительное  время  господствовала плановая  экономическая  система,  традиции рыночного  налогового  права  в значительной  мере  были  утрачены. Налоги с предприятий и  граждан взыскивались,  можно  сказать,  автоматически  без   их   непосредственного участия  в этом процессе, и поэтому культура добровольной уплаты  налогов  не имела почвы для возникновения  и развития.

       Принцип налогообложения заложен и в  белорусском законодательстве: «Граждане  Республики Беларусь обязаны принимать  участие в финансировании государственных  налогов путем уплаты государственных  налогов, пошлин и иных платежей»  [1].

       В отечественной экономической литературе налоги определяются как «Обязательные  платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые  и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части  собственного продукта организации, используемого  для удовлетворения общегосударственных  потребностей»[13, с.235].

       Налоги  являются одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной  властью в качестве механизма  косвенного управления общественными  отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан. Таким образом, исследуя сущность налогов  с учетом специфических черт, можно  дать следующее определение налогов.

       Налогом признается обязательный индивидуальный и безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский  и (или) мест-

ные бюджеты [7].

       Налог устанавливается исключительно  государством и базируется на законах  Национального собрания Республики Беларусь или Указах и Декретах Президента Республики Беларусь. Он взимается  только при  наличии определенных условий (при получении дохода, прибыли  или при наличии имущества, либо при занятии определенным видом  деятельности). Если эти условия  имеются, то налог становится одинаково  обязательным для всех субъектов  предпринимательской деятельности и граждан. Он вносится по заранее  установленным ставкам и в  точно определенные сроки.

       Налоги  и сборы объединяются в категорию платежей в соответствии с едиными характеризующими их признаками:

    – являются источниками формирования республиканского и местных бюджетов (внебюджетных фондов) Республики Беларусь;

    – имеют обязательный, безэквивалентный и безвозмездный характер.

       Однако, в отличие от налогов, сборы и  пошлины всегда имеют целевое  назначение. Они строятся на эквивалентной  основе как уплата государству за определенные оказываемые им услуги или за предоставляемые права. Можно  дать следующее определение сборов и пошлин – это обязательные платежи, взимаемые с организаций и  физических лиц в виде одного из условий совершения в отношении  их государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными  органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий) либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу [1].

       На  современном этапе предпринимательские  структуры стали весомым источником налоговых поступлений. Вместе с  тем для обеспечения дальнейшего  динамичного развития малого бизнеса  в Республике Беларусь важно создать  эффективный механизм государственного регулирования налогов и поддержки  предпринимательства. Значительная роль в создании благоприятных условий  для развития предпринимательства  принадлежит, прежде всего,  налоговой  системе. Именно налоговая система  на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий  о путях и методах регулирования, равно как и острой критики.

       В Республике Беларусь система налогообложения  субъектов малого предпринимательства  является весьма сложной, обременительной, включает много платежей. Трудоемкими  остаются методы определяемого дохода, обоснование размеров обязательных платежей  и периодической налоговой 

отчетности.

       Сущность  налогов выражают их функции, которые  отражают определенную сторону налоговых  отношений.

       В экономической литературе приводятся самые разные трактовки налоговых  функций. Принципиально их можно  свести к  трем  основным функциям: фискальная, стимулирующая, социальная.

       Фискальная функция проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления своей деятельности.

       Фискальной  функции присуще единственное свойство – максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доход государственного бюджета. Это  позволяет бесперебойно обеспечивать его доходную часть. Если налог не выполняет фискальную функцию, то и другие его функции не реализуются.

       Стимулирующая (регулирующая) функция налогов состоит в способности их воздействовать на развитие экономики, обеспечивать устойчивый ее рост, устранять возникающие диспропорции между объемами производства и платежеспособным спросом.

       Мобилизуя через налоги часть национального  дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками  процесса производства, что дает ему  реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении.

       Посредством налогов государство осуществляет регулирование финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщиков, стимулирует  приоритетное развитие отдельных отраслей народного хозяйства, экспорта и  научно-технический прогресс.

       Стимулирующая функция реализуется через систему  льгот, преференций, штрафные санкции  и др.

       Социальная функция налогов обеспечивает процесс перераспределения части доходов от высокообеспеченных слоев населения к малообеспеченным.

       Данная  функция четко прослеживается на примере подоходного налога. Эти  три функции тесно взаимосвязаны  и дополняют друг друга, однако находятся  во взаимном отрицании.

       Реализация  вышеназванных функций в их единстве обеспечивается наличием различных  видов налогов, охватывающих широкий  круг плательщиков.  

1.2  Система  налогообложения организаций Республики  Беларусь 

       Налоговая система – это законодательно закрепленная совокупность налогов, принципов  построения и способов взимания налогов. Она является национальным образованием, а ее реформирование обусловливается этапами развития экономики и государства. Вместе с тем правительство при формировании налоговой системы ориентируется на общие черты и организационные принципы построения, налоговый инструментарий и институциональное оформление, принятые в других странах.

       В современных условиях в государствах с рыночной экономикой при построении системы налогообложения используют такие общие принципы, как:

       - обязательность - принудительность  и неизбежность изъятия налогов  для финансового обеспечения  государства и местных органов  власти;

       - равномерность и справедливость  по отношению ко всем налогоплательщикам;

       - всеобщность - охват всех субъектов,  располагающих доходами;

       - административная простота - налоговая  система должна быть простой и понятной, а административные издержки по управлению налогами - минимальными;

       - гибкость - налоговая система должна  реагировать на изменения социально-экономических  условий;

       - стабильность - устойчивость во времени;

       -эффективность  – стремление к эффективному  распределению ресурсов, установление  необлагаемого минимума доходов   и т.п.

       Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992г. в результате распада СССР и  разрыва экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс.

       Экономический кризис, который возник в то время  обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, и потому налоговая политика того периода носила преимущественно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков. Ориентация на ужесточение налогового режима без учета реальной платежеспособности налогоплательщиков привела к результатам, обратным ожидаемым.

       В Беларуси наметилось массовое уклонение  от налогов, сокращение налоговой базы. Это побудило государство пойти на постепенное снижение

тяжести налогового пресса.

       С 1992 г. проводились многочисленные корректировки налогового законодательства, которые уменьшили уровень налоговых изъятий, но принципиально не улучшили саму налоговую систему. Она усложнялась множеством инструктивных указаний, требований, разъяснений.

       Снижение  налоговой нагрузки на предприятия  произошло за счет уменьшения ставок платежей. В частности, существенно  были снижены  ставки по налогу на добавленную стоимость (с 28 до 18 %), отменен чрезвычайный налог, в 2008 году снижена с 3-х до 2-х процентов ставка по отчислениям в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, транспортный сбор снизился с 5-ти процентов до 3-х, а затем и вообще отменены.

       Существенным  изменениям подверглись состав, структура и нормы отчислений во внебюджетные фонды. Сокращение их общего количества произошло за счет объединений ведомственных централизованных фондов и за счет изменения состава платежей. Были отменены отчисления на развитие здравоохранения, снижены нормы платежей в фонд социальной защиты с 40,8 до 34%.

       Особенности белорусской модели налоговой системы  проявляются при ее детальном анализе на уровне конкретных налогоплательщиков. Наибольшее влияние на финансовое состояние предприятий оказывают налоги и отчисления, включаемые в издержки производства и обращения. Их средний уровень по республике сопоставим с общим удельным весом затрат на оплату труда. При этом самую тяжелую налоговую нагрузку на себестоимость несут трудоемкие отрасли экономики, такие как транспортная, строительная, торговая, что существенно тормозит их развитие.

       Следует заметить, что включение налогов  в издержки производства не предусмотрено международными стандартами. Оно приводит к завышению себестоимости товаров, снижает их конкурентоспособность на мировых рынках.

       Это характерно и для косвенных налогов  и отчислений, включаемых в отпускную цену продукции сверх себестоимости и прибыли. Речь идет не столько о непосредственных налогах (акцизах и НДС), используемых большинством государств, сколько о надбавках к ценам, введенных в Беларуси для создания целевых фондов поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, содержания жилищного фонда и др. Подобные отчисления, так же как и налоговая нагрузка на себестоимость, приводят к завышению реализационных цен на продукцию, работы и услуги.

       Налоговая система Республики Беларусь пока имеет в своей основе малоэффективный налоговый механизм, который, опираясь на преобладание косвенной формы налогообложения, высокие налоговые ставки и уровень изъятий доходов с одной стороны, недостаточно обеспечивает требуемую доходность бюджета, а с другой - отрицательно воздействует на инвестиционную активность налогоплательщиков.

       Совершенствование налогов в разных государствах является непрерывным процессом, обусловленным  изменениями экономических условий. Стабильными остаются лишь налоговые традиции. Корректировке периодически подвергаются налогооблагаемая база, ставки налогов, льготы. Иными словами, налоговые системы являются отражением налоговой политики государств, которая проводится в реальных экономических условиях и должна быть максимально эффективной.

Информация о работе Налогообложение организаций на примере ОАО «Гостиничный комплекс «Припять»