Общие принципы аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:31, контрольная работа

Описание работы

При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами:
- независимость;
- честность;
- объективность;

Содержание

1ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ АУДИТА
2 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ
3ТРЕБОВАНИЯ К ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ АУДИТОРОВ
4 ВИДЫ АУДИТОРСКИХ СТАНДАРТОВ
5 КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АУДИТА

Работа содержит 1 файл

к.р. аудит.docx

— 56.98 Кб (Скачать)

     • принятие и сохранение клиентов (необходимо постоянно проводить оценку потенциальных  и анализ существующих клиентов);

     • мониторинг (необходимо постоянно контролировать адекватность и операционную эффективность политики и процедур контроля качества).

     Зарубежная  практика показывает, что для получения  признания на рынке аудиторских  услуг аудиторские фирмы обязаны  иметь документы, регламентирующие их деятельность, т.е. стандарты, учитывающие специфику конкретной аудиторской фирмы (внутрифирменные стандарты аудита).

     Российским  аналогом МСА 220 является ПСАД № 7 «Внутренний  контроль качества аудита», которым установлены требования к организации и функционированию внутрифирменной системы контроля качества аудита, которая должна существовать в аудиторских организациях (у аудиторов).

     В стандарте отмечается значимость таких  документов, как программа аудита, смета затрат времени и общий план аудита, которые являются важным средством доведения до сведения ассистентов аудитора указаний по проведению аудита.

     Некоторые аудиторские организации в России также разрабатывают на основе международных  и российских стандартов аудита свои внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, в том числе по организации внутрифирменной системы контроля качества аудита.

     К задачам внутрифирменного стандарта  относятся определение функций  сотрудников конкретной аудиторской  организации в ходе осуществления  аудита; уточнение пути совершенствования качества внутрифирменной системы контроля; установление основных процедур контроля качества аудита.

     Как правило, с точки зрения функций, выполняемых в ходе аудита, профессиональные сотрудники подразделяются на следующие категории:

     - руководитель аудиторской организации;

  - руководитель аудиторских проверок (исполнительный директор);

  - ведущие аудиторы (руководители групп);

  - рядовые участники аудиторских групп;

     - аудитор-консультант («мозговой центр»)

     Руководителем аудиторской организации является сотрудник, входящий в администрацию, относящийся к числу собственников  и аттестованный по одной из аудиторских специальностей. Он имеет право подписи аудиторского заключения, составляемого от имени аудиторской организации, и несет ответственность за работу организации в целом в соответствии с уставом данной организации.

     В состав полномочий руководителя аудиторской  организации входят:

     • проведение переговоров с потенциальными клиентами, предшествующих заключению договора на аудит;

     • принятие решений о возможности  аудита бухгалтерской отчетности конкретного  экономического субъекта с учетом всей имеющейся в распоряжении руководителя информации;

     • выработка стратегии поведения  аудиторской организации в нестандартных, проблемных ситуациях (например, если по результатам предварительного планирования ясно, что аудиторское заключение будет отлично от безусловно положительного, следует сразу решить вопрос о целесообразности проведения аудита у такого экономического субъекта);

     • активное участие в назначении руководителя проверки и комплектации группы аудиторов.

     Руководитель  аудиторской организации несёт  ответственность за выраженное в форме аудиторского заключения мнение о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. В связи с этим он должен быть осведомлен обо всех существенных причинах, определивших содержание каждого выданного аудиторского заключения. Для подтверждения обоснованности, документального подтверждения выводов, послуживших базой для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, перед подписанием аудиторского заключения руководителю аудиторской организации следует проверить аудиторский файл клиента.

     Руководитель  аудиторских проверок - это сотрудник  аудиторской организации, которому поручена организация работ с клиентами и контроль за выполнением этих работ. Он несет ответственность за достижение баланса между затратами и качеством работ при выполнении конкретных аудиторских проверок. Поэтому руководитель проверок должен быть не только хорошим организатором, но и высококлассным профессионалом, что предполагает обязательное наличие у него квалификационного аттестата аудитора.

     Руководитель  аудиторских проверок назначается  руководителем аудиторской организации, подотчетен ему и непосредственно руководит специалистами, занятыми в аудите конкретных экономических субъектов. Такое руководство осуществляется на всех стадиях проверки, начиная с этапа планирования и заканчивая этапом формирования мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

     Руководитель  аудиторских проверок утверждает общий  план и программу аудита, а также несет ответственность:

     - за согласованные сроки и график  проведения проверок;

     - определение необходимого для  этого бюджета времени и трудозатрат;

     - правильный подбор специалистов  и распределение обязанностей  между ними;

     - обоснованность установленного  уровня существенности;

     - степени аудиторских рисков и  объема выборки; 

     - количество и качество планируемых  аудиторских процедур;

     - другие организационные и методические  вопросы, связанные с планированием аудиторской проверки.

         Руководитель  аудиторских проверок должен:

     • организовать текущий контроль работы исполнителей и хода аудита;

     • постоянно следить за проведением  работ в соответствии с утвержденными общим планом и программой аудита;

     • своевременно выявлять и анализировать  отклонения от планируемого порядка;

     • в пределах предоставленных полномочий давать оценку возникающим нестандартным  ситуациям и формировать профессиональное суждение относительно выхода из них;

     • отвечать за документирование процесса аудиторской проверки, в частности следить за соответствием рабочей документации, подготовленной по результатам аудита, правилам (стандартам) аудиторской деятельности и внутрифирменным требованиям аудиторской организации;

     • оперативно информировать руководителя аудиторской организации о ходе аудита и обо всех существенных фактах, которые могут повлиять на результаты аудита и выводы, сделанные по этим результатам.

     Руководитель  аудиторских проверок не занимается непосредственным изучением документации или выполнением аудиторских процедур, реализует руководящие функции, хотя и должен разбираться во всех бухгалтерских, аудиторских и иных профессиональных вопросах.

     Ведущий аудитор - это сотрудник, которому поручено руководить рядовыми сотрудниками (сотрудником). Ведущий аудитор подотчетен руководителю аудиторских проверок и по отношению к нему является исполнителем.

     Ведущий аудитор несет ответственность  за подготовку, непосредственное осуществление  и документальное оформление результатов  аудиторских процедур; осуществляет руководство работой подчиненных ему участников проверки и ее контроль.

     Ведущий аудитор подготавливает разделы  программы аудита для себя и подотчетных  ему специалистов. В этих разделах должны быть подробно описаны сегменты аудита, планируемые тесты средств контроля, конкретные аудиторские процедуры и даны другие необходимые указания. Подготовленные таким образом разделы рассматривает и утверждает руководитель проверки. Затем ведущий аудитор проводит аудиторские процедуры и осуществляет текущий контроль работы подчиненных ему специалистов. По окончании аудиторских процедур ведущий аудитор оформляет результаты и выводы или контролирует, как они оформлены подчиненными ему сотрудниками.

     Ведущий аудитор в рамках своих полномочий должен:

     - адекватно оценивать профессиональные  знания и навыки подчиненных  ему сотрудников; 

     - рационально распределять задания  между ними и обеспечивать  соответствующий контроль за качеством выполнения этих заданий;

     - своевременно выявлять отклонения  от программы аудита, возникновение обстоятельств, влияющих на уровень существенности и степень аудиторского риска;

     - оперативно доводить до руководителя  проверок существенную информацию, влияющую на результаты аудита и выводы, сделанные по этим результатам.

     Рядовой участник проверки - это сотрудник, подотчетный руководителю проверок и являющийся по отношению к нему исполнителем (аудитором или ассистентом). Качество проверок во многом зависит от профессионализма и ответственности конкретных исполнителей. Это связано с тем, что рабочие документы, содержащие информацию для принятия окончательного решения, должны быть четкими и ясными, а их оформляют рядовые сотрудники.

     Соблюдение  принципа подотчетности, строгое распределение  функций, полномочий и ответственности  обеспечат четкую организацию работы, предотвратят дублирование, досадные недоразумения и в общении между специалистами аудиторской организации, и в общении с клиентами. Например, нельзя допустить, чтобы один из членов группы аудиторов по собственному желанию и усмотрению сообщал сотрудникам проверяемого экономического субъекта какие-либо выводы и замечания или чтобы все члены группы бессистемно докладывали о результатах проделанной работы руководству аудиторской организации. В то же время аудитор, участвующий в проверке, должен четко знать, к кому и в каком порядке он может обратиться за разъяснениями в проблемных ситуациях.

     В составе аудиторской организации  также должен быть сотрудник, выполняющий функции «мозгового центра», например аудитор-консультант. Аудитор-консультант должен ответить на любой возникающий у клиентов организации сложный вопрос и подтвердить свой ответ соответствующими правовыми документами. Аудитор, занятый работой у клиента, не должен тратить время на проработку сложных вопросов. Изучив проблемы клиента, он сообщает о них аудитору-консультанту и затем получает от него полностью и во всех деталях проработанный ответ на поставленный вопрос.

     «Мозговой центр» отвечает за широту взглядов организации, ее перспективы, посещает семинары, проводимые Федеральной налоговой службой, Минфином России, Институтом профессиональных бухгалтеров России и другими органами, а также занимается разработкой внутрифирменных стандартов.

Контроль  качество работы внутри аудиторской  организации проявляется в следующих аспектах.

     Аудит считается качественным, если он планировался и проводился в соответствии с общепринятыми правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Соблюдение стандартов на этапе формирования мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности в основном обеспечивается соблюдением стандартов на предшествующих этапах аудиторской проверки. Стандарты аудита должен соблюдать каждый исполнитель проверки при осуществлении конкретных действий.

     Целесообразно проводить квалификационные экзамены для лиц, принимаемых на работу. Экзамены (тестирование по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, финансов, аудита и права) проходят в несколько этапов. На первом этапе проводится общее тестирование для определения уровня знаний претендента и соответственно диапазона должностей, на которые он может претендовать. Поэтому в общий тест должны быть включены группы вопросов различной сложности. Для оценки ответов следует установить границы минимальных знаний для каждого уровня. На втором этапе можно прибегнуть к углубленному тестированию в целях определения уровня знаний для каждой конкретной должности. Углубленное тестирование возможно и на первом этапе для лиц, претендующих только на определенные должности (например, на должность ведущего аудитора).

     Степень владения деловым русским языком (обязательное требование к образованию аудитора) проверяется посредством письменного опроса. Вопросы следует формулировать таким образом, чтобы при ответе претендент смог проявить широту кругозора, способность обосновывать свою точку зрения, т.е. целесообразно задавать вопросы, на которые нет однозначных ответов. При оценке ответов на письменные вопросы нужно учитывать не только точность излагаемых фактов, но и способность структурировать и систематизировать текст, логичность и стиль изложения.

Информация о работе Общие принципы аудита