Оценка финансового состояния ОАО Витебские ковры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Она отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно маневрируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению.
Определение границ финансовой устойчивости предприятия относится к числу наиболее важных экономических проблем в условиях перехода к рынку, поскольку, недостаточная финансовая устойчивость может привести к отсутствию у предприятия средств для развития производства, его неплатежеспособности и, в конечном счете, к банкротству, а «избыточная» устойчивость будет препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами.

Работа содержит 1 файл

Оценка финансового состояния ОАО Витебские ковры.DOC

— 353.00 Кб (Скачать)

    8. Коэффициент прогноза банкротства  характеризует удельный вес чистых оборотных средств в сумме актива баланса. Если предприятие испытывает финансовые затруднения, то данный коэффициент снижается.

    Нужно сказать, что единых нормативных  критериев для рассмотренных  показателей не существует. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств и др.

    Поэтому приемлемость значений этих показателей  лучше составлять по группам родственных  предприятий. Единственное правило, которое  «работает»: владельцы предприятия (инвесторы и другие лица, сделавшие взносы в уставной капитал) предпочитают разумный рост в динамике заемных средств, а кредиторы отдают предпочтение предприятиям с высокой долей собственного капитала, с большей финансовой автономностью.

    Оценка  деловой активности.

    Такими  качественными критериями являются: широта рынков сбыта продукции, репутация  предприятия и т. п. Количественная оценка даётся по двум направлениям:

  • степень выполнения плана по основным показателям, обеспечение заданных темпов их роста;
  • уровень эффективности использования ресурсов предприятия.

В частности, оптимально следующее соотношение: 

Тнб > Тр > Так > 100% ,                                        (1.1) 

где Тнб, Тр, Так, - соответственно темп изменения  финансовой прибыли, реализации, авансированного капитала. [10, с.126-129].

    Эта зависимость означает, что:

    а) экономический потенциал возрастает;

    б) объём реализации возрастает более  высокими темпами;

    в) прибыль возрастает опережающими темпами.

    Это « золотое правило экономики предприятия ».

    Для реализации второго направления  могут быть рассчитаны: выработка, фондоотдача, оборачиваемость производственных запасов, продолжительность операционного  цикла, оценка авансированного капитала.

Таблица 2.4 -- Показатели деловой активности

Показатели Формула расчета
Производительность  труда,

тыс. руб./чел.

Выручка от реализации

Среднесписочная численность

Авансированный  капитал Валюта баланса - кредиторская задолженность
Период  оборота авансированного капитала, дней Авансированный  капитал* 360

Нетто-объем  продаж

Коэффициент оборачиваемости аванси -рованного  капитала (ресурсоотдача),% Авансированный  капитал

Нетто-объем  продаж

Удельный  вес собственных оборотных средств  в чистых активах,% Собственный капитал-

внеоборотные активы* 100

Собственный капитал

Коэффициент банкротства (критический >= 0,9), % Долгосрочные  обязательства +краткосрочные обязательства без фондов и резервов

Валюта  баланса

Коэффициент отношения Дт задолженности к Кт задолженности (норматив >=0,5)

Дебиторская задолженность

Кредиторская  задолженность

Коэффициент деловой активности

Нетто-объем  продаж

Валюта  баланса

Период  оборота всех оборотных активов, дней

Оборотные активы* 360

Нетто-объем  продаж

Период  оборота материально-производственных запасов, дней

Запасы* 360

Себестоимость продукции

Период  расчета с кредиторами, дней

Кредиторская  задолженность* 360

Себестоимость продукции + коммерческие расходы + управленческие расходы

Период  расчета с дебиторами, дней

Дебиторская задолженность*360

Себестоимость продукции + коммерческие расходы + управленческие расходы

Производственно-коммерческий цикл или период оборачиваемости  денежных средств, дней Период оборота  материально-производственных запасов- период расчета с кредиторами + период расчета с дебиторами 
 
 

Источник: заимствовано [10, с.130]. 

    К обобщающим показателям относятся показатель ресурсоотдачи (коэффициент оборачиваемости авансированного капитала) и коэффициент устойчивости экономического роста. Первый характеризует объём реализованной продукции на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия. Второй показывает, какими в среднем темпами может развиваться предприятие.

    Оценка  рентабельности.

    К основным показателям этого блока  относятся рентабельность авансированного  капитала и рентабельность собственного капитала. При расчёте можно использовать либо балансовою прибыль либо чистую. Основные показатели рентабельности:

    1. Коэффициент прибыльности продаж  показывает, сколько прибыли приходится  на рубль реализованной продукции.

    2. Коэффициент рентабельности всего капитала предприятия показывает эффективность использования всего имущества предприятия.

    3. Коэффициент рентабельности внеоборотных  активов отражает эффективность  использования внеоборотных активов.

    4. Коэффициент рентабельности собственного капитала  показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика коэффициента оказывает влияние на уровень котировки акций предприятия.

    5. Коэффициент рентабельности оборотных  активов отражает эффективность  использования оборотных активов.

    Анализируя  рентабельность в пространственно-временном  аспекте следует принимать во внимание три ключевых особенности:

  • временный   аспект,   когда  предприятие   делает  переход  на  новые перспективные технологии и виды продукций;
  • проблема риска;

     -    проблема оценки, прибыль  оценивается в динамике, собственный  капитал в течение ряда лет.

    Однако  далеко не всё может быть отражено в балансе, например, торговая марка, суперсовременные технологии, чудесный слаженный персонал не имеют денежной оценки, поэтому при выборе решений финансового характера необходимо принимать во внимание рыночную цену фирмы.

 

3 Показатели  финансовой устойчивости  и их анализ  на ОАО «Витебские ковры» 

    3.1 Краткая характеристика  предприятия и  анализ основных  технико-экономических показателей 

       ОАО “Витебские ковры” является предприятием коллективной формы собственности  с преобладающей долей государства (51,1%) в уставном фонде и входит в состав Белорусского государственного концерна легкой промышленности (концерн  “Беллегпром”).

       Основной  стратегией ОАО “Витебские ковры” является восстановление объемов производства, и расширение рынков сбыта ковровых изделий, удовлетворение потребностей населения РБ в качественных ковровых изделиях, повышения их потребительских  свойств, качественных и эстетических показателей выпускаемой продукции.

       ОАО “Витебские ковры” является правопреемником  Витебского производственного коврового  объединения им. 50-летия БССР и  создано в феврале 1994 года путем  преобразования последнего в ОАО. Основано в 1947 году на базе льнопрядильной фабрики “Двина”, которая в свою очередь была построена в 1900 году бельгийскими акционерами. С 1928 года “Двина” превращается в крупнейшее прядильно-ткацкое производство. ВОВ сорвала планы льнопрядильщиков. Многие вместе с оборудованием эвакуировались на Алтай. В марте 1946 года СНК СССР решил создать на базе льнопрядильно-ткацкой фабрики коврово-плюшевый комбинат. С 1979 года вошла в строй новая фабрика прошивных ковровых изделий с выпуском прошивных ковровых изделий с печатным рисунком. В феврале 1994 года Витебское производственное ковровое объединение преобразовано в ОАО “Витебские ковры”. В реестре акционеров общества на 1.01.2006 года зарегистрировано 3753 акционера, 300436 акций, в т.ч. принадлежащих государств – 153626, коллективу – 63596.

       В настоящее время в состав ОАО  “Витебские ковры” входят три структурных  подразделения:

  • Ткацко-отделочная фабрика;
  • Фабрика прошивных ковровых изделий;
  • Фабрика нетканых материалов.

       Для оформления ковров новыми рисунками  на комбинате функционирует художественная мастерская. Изделия комбината участвовали в международных выставках-ярмарках.

       В настоящее время ОАО “Витебские ковры” является одним из ведущих  ковровых предприятий страны. Разнообразен ассортимент выпускаемой продукции. Это ковры: аксминстерские, жаккардовые (4-х, 5-ти и 8-мицветные).

       На  протяжении всего периода планового  ведения экономики ОАО “Витебские ковры” работало с перевыполнением  доведенных заданий. Спад в экономике  в первой половине 90-х годов повлёк снижение объемов производства в 12 раз. Начиная с 1996 года общество работает с увеличением объемов производства. Несмотря на относительно стабильную работу, характеризуемую ежегодным приростом объемов производства, развитие предприятия замедленно из-за недостатка оборотных средств для приобретения сырья для производства готовой продукции.

       Производственные  мощности ОАО “Витебские ковры” составляют 5153 тыс.м. Вся продукция предприятия  сертифицирована и соответствует  ГОСТам и международным стандартам. Около 80% выпускаемых  изделий реализуется на рынках СНГ.

       Технико-экономическая  характеристика предприятия рассматривается  и излагается с позиции анализа  работы предприятия в современных  условиях хозяйствования. Приведем данные для сравнительного анализа технико-экономических  показателей за 3 года (2004г., 2005г., 9 месяцев 2006г.) в таблице 3.1. 
 

 

       

       Таблица 3.1 – Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия

Наименование  показателей Ед. изм 2004 год 2005 год 2006 год Абсол. откл (+/-) Темп  роста, %
за 9 месяцев  за год за 9 месяцев за год за 9 месяцев 2005-2004 2006(9)- 2005(9) 2005/ 2004 2006(9)/  2005(9)
А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Товарная  продукция в действующих ценах Млн. руб. 27911 43983 43400 65221 45429 21238 2029 148,29 104,68
Товарная  продукция в сопоставимых ценах Млн. руб. 27911 43983 41730 62713 42064 13819 334 149,5 100,8
Объём поставок продукции в действующих  ценах на внутренний рынок Млн. руб. 5669 8447 7248 10699 8290 2252 1042 126,66 114,38
Объем поставок продукции ( работ , услуг) в действующих ценах на экспорт - всего Млн. руб. 10737 18739 21056 32182 20206 13443 -850 171,74 95,96
- в том числе в страны СНГ Млн. руб. 10733 18734 21043 32169 20201 13435 -842 171,71 96,00
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) Млн. руб. 27911 43983 43400 65221 45429 21238 2029 148,29 104,68
- в том числе поступившая на счета учета денежных средств Млн. руб. 14824 26389 31625 48725 28762 22336 -2863 184,64 90,95
Остатки готовой продукции на складе в  отпускных ценах Млн. руб. 2454 1238 1633 980 1483 -258 -150 79,16 90,81
Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг)   19521 31256 31031 46560 31994 15304 963 148,96 103,10
 

    Продолжение таблицы 3.1

А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Материальные  затраты на 1 руб. произведенных товаров (работ, услуг) Руб. 66,7 67,24 66,77 68,35 131,71 1,11 64,94 101,65 197,26
Снижение  затрат на 1 руб. произведенных товаров (работ, услуг) % 0,8 2,3 0,4 1,6 1,3 - - - -
Среднесписочная численность работников Чел. 1423 1409 1379 1374 1380 -35 1 97,52 100,07
Фонд  заработной платы Млн. руб. 2887 4058 4337 6071 5140 2013 803 149,61 118,52
Среднемесячная  заработная плата на одного работающего Тыс. руб. 224,9 239,4 348,7 367,4 372,5 128 23,8 153,47 106,83
Расходы на оплату труда на 1руб. произведенных товаров (работ, услуг) Руб. 10,2 9,19 9,79 9,43 9,13 0,24 -0,66 - -
Производительность  труда 1 работающего  Млн. руб. 20 31 31 47 33 16 1 152,06 104,60
Прибыль, полученная  от реализации товаров (работ, услуг) Млн. руб. 2863 4779 4656 6704 5116 1925 460 140,28 109,88
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия Млн. руб. 1860 3229 2837 4164 3171 935 334 128,96 111,77
Рентабельность реализованной продукции % 14,7 15,3 15 14,4 15,9 -0,9 0,9 - -
Среднегодовая стоимость ОПФ Млн. руб.                  
Фондоотдача Руб/руб                  
Кредиторская  задолженность,   3415 3080 973 1139 1064 -1941 91 36,98 109,35
Дебиторская задолженность,   353 534 275 419 413 -115 138 78,46 150,18

Информация о работе Оценка финансового состояния ОАО Витебские ковры