Показатели прибыльности коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:48, реферат

Описание работы

8. В случаях, когда непроцентная маржа банка имеет отрицательное значение и расчет ее соотношения с активами теряет смысл, целесообразно использовать показатель отношения непроцентных доходов к общим активам. Он характеризует зависимость банка от таких видов деятельности, которые не связаны с получением процентов (торговые операции, комиссионные, непредвиденные доходы).

Работа содержит 1 файл

Показатели прибыльности банка.doc

— 585.00 Кб (Скачать)

В Евротрастбанке продается неплохая книжка Е.Б.Ширинская, Н.А. Пономарева, В.А. Купчинский "Финансово-аналитическая служба в банке" М:ФБК-ПРЕСС,1998
В ней описан процесс финансового планирования, исходя из таблицы, в которой отражаются суммы операционной прибыли, опираясь на планируемые суммы и доходности операций, дается расчет операционных доходов и расходов и общебанковских расходов.
Так вот если операционная прибыль полностью (в ноль)покрывает общебанковские расходы, то это и есть точка безубточности для банка. Директ Кастинг здесь слабо применим, так как нет четкого разделения условно-переменных и условно постоянных расходов.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

 

 

 Почти все руководители воспринимают имитацию как метод моделирований. Однако многие иг; них никогда не думали, что экономический анализ — очевидно наиболее распространенный метод — это тоже одна из форм построения модели. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ вбирает в себя почти все методы оценки издержек и экономических выгод, а также относительной рентабельности деятельности предприятия. Типичная «экономическая» модель основана на АНАЛИЗЕ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ, методе принятия решений с определением точки, в которой общий доход уравнивается с суммарными издержками, т.е. точки, в которой предприятие становится прибыльным.

Точка безубыточности (break-even point — ВЕР) обозначает ситуацию, при которой общий доход (total revenue — TR) становится равным суммарным издержкам (total costs — ТС). Для определения ВЕР необходимо учесть три основных фактора: продажную цену единицы продукции, переменные издержки на единицу продукции и общие постоянные издержки на единицу продукции. Цена (unit-prise — Р) показывает, какой доход фирма получит от продажи каждой единицы товаров или услуг. Издательская компания, к примеру, получает 80% от розничной цены книги: таким образом, при продаже одной книги за 10 долл. Р составит 8 долл.

Переменные издержки на единицу продукции (variable costs — VC) — это фактические расходы, прямо относимые на изготовление каждой единицы продукции. Применительно к изготовлению книги это будут расходы на бумагу, обложку, типографию, изготовление переплета и сбыт, а также выплата авторского гонорара. Естественно, совокупные переменные издержки растут с объемом производства. Постоянные издержки — это те издержки, которые по меньшей мерс в ближайшей перспективе остаются неизменными независимо от объема производства. Основные составляющие совокупных постоянных издержек (total fixed cost — TFC) издательской компании — расходы на редактирование, оформление и набор. Кроме того, часть расходов управленческих, на страхование и налоги, аренду помещения и амортизационных отчислений переводится в постоянные издержки в соответствии с формулой, установленной руководством. В нашем примере предположим, что постоянные издержки, связанные с производством книги, равны 200 тыс. долл.

Продажная цена за вычетом переменных издержек обозначает вклад в прибыль на единицу проданной продукции. Тогда при продажной цене книги 10 долл. и переменных издержках 6 долл. этот вклад составит 4 долл. Это, в свою очередь, позволяет руководству установить, сколько книг нужно продать, чтобы покрыть постоянные издержки в сумме 200 тыс. долл. Разделив 200 тыс. на 4, мы получим 50 тыс., т.е. именно столько книг необходимо продать, чтобы проект был рентабельным.

 


Вычисление точки безубыточности, будучи сравнительно простой операцией,

дает значительный объем полезной информации. Соотнося величину БЕР и оценку

объема продажи, в идеале получаемую методами анализа рынка, руководитель в

состоянии сразу увидеть — будет ли проект прибыльным, как запланировано, и каков

примерный уровень риска. Если наш анализ издательского рынка показал, что потен-

циал сбыта составляет 80 000 экземпляров, это значит, что издание будет прибыль-

ным и сопряжено с относительно малым риском. Намерение продать всего, к примеру, 35 000 книг было бы весьма рискованным.

Легко можно также установить — как влияет на прибыль изменение одной или

большего числа переменных. Например, издатель увеличивает величину Р с 1 до 11

долл., ВЕР должна снизиться до 40 OCX) книг, что должно произойти и при соответст

вующем изменении величины VC. Таким образом, анализ безубыточности помогает

выявить альтернативные подходы, которые были бы более привлекательными для

фирмы. Издатели стараются выпускать научные книги, но рынок их сбыта гораздо

уже, чем, скажем, рынок учебников по вводным курсам, поэтому им приходится

выплачивать менее высокие гонорары авторам научных книг и отказываться от

второго цвета при печати. Такой подход позволяет вдвое снизить общие постоянные

и переменные издержки по сравнению с учебниками по вводным курсам. Отметим,

однако, что в результате внешний вид книги ухудшается, а это может заставить

потенциальных потребителей обратиться к продукции конкурента, в результате чего сбыт упадет ниже точки безубыточности.

Получив результаты по сбыту и данные по фактическим издержкам, руководство может вернуться к модели безубыточности для контрольной оценки. Фактически определенные постоянные и переменные издержки, которые превышают те, что использованы для расчета точки безубыточности, свидетельствуют о необходимости корректирующих действий. Однако зачастую эти действия должны сводиться к новому анализу основы расчета. Как любые другие прогнозы и планы, те, что использованы в анализе безубыточности, могут быть ошибочными, и зачастую, по причинам, не находящимся под контролем руководителя. В начале 70-х гг., к примеру, многие издатели столкнулись с уменьшением прибыли в силу внезапного непредвиденного скачка цен на бумагу, который невозможно было полностью переложить на потребителей.

Объем производства, обеспечивающий безубыточность, можно рассчитать почти по каждому виду продукции или услуге, если соответствующие издержки удается определить. Это может быть число сидений в самолете, которые должны быть заняты

Представим ситуацию торгового агента, который решает, лететь ему самолетом или охать поездом за город, где находится потребитель. Если погода будет хорошей, он мажет лететь и потратить на всю дорог/ от борот до ворот 2 ч, а если придется ехать поездом -7 ч. Если он поедет поездом, то потеряет день на месте его работы, который, по его оценке, мог бы увеличить сбыт на 1500 долл. По оценке иногородний потребитель должен вручить ему заказ на 3000 долл., если он лично посетит клиента. Если он запланирует лететь к клиенту, в потом самолет вынужден будет приземлиться из-за тумана, придется заменить личное посещение телефонным звонком. Это приведет к уменьшению заказа иногороднего клиента до 500 долл., зато агент сможет обеспечить заказы на 1500 долл. доме.

Приведенные выше данные платежной матрицы отражают оценку последствий розных вариантов действий. Дополнительно представлены некоторые предположения относительно вероятности тумака (который скажется нз самолете, но не нн поезде) и йеной погоды. Мы видим, что вероятность ясной логоды в 10 раз вышв, чем тумана. Далее, матрица показывает, что, действуя по первому варианту стратегии (самолет), если пагода будет хорошей (9 шансов из 10), торговый агент по оценке продаст товаров ни 4500 долл. (это и есть результат или последствия). Три других варианта последствий можно объяснить таким же образом,  мы опускаем эти рпссуждания,

пассажирами, число посетителей в ресторане, объем сбыта нового типа автомобиля.

Другие модели экономического анализа применяются для определения прибыли на инвестированный капитал, величины чистой прибыли, которую имеет в данный период фирма, и дивидендов на одну акцию внутри фирмы. Эти модели рассмотрены в курсах по финансам и бухгалтерскому учету. По сути дела, почти все методы бухгалтерского учета должны быть основаны на известных моделях экономического анализа, позволяющих определить финансовое состояние и показатели работы фирмы.

6.6. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Рентабельность (доходность) коммерческого банка - один из основных стоимостных показателей эффективной банковской

318

деятельности. Уровень рентабельности банка характеризуется коэффициентом рентабельности.

Общий уровень рентабельности банка (Rобщ) позволяет оценить общую прибыльность банка, а также прибыль, приходящуюся на 1 руб. дохода (доля прибыли в доходах):

Rобщ =

Прибыль

 

Доходы банка

  100% .

Данный показатель может быть уточнен с помощью ряда коэффициентов, характеризующих степень прибыльности активных и кредитных операций.

Основным показателем доходности банка является показатель, отражающий отдачу собственного капитала:

K1 =

Прибыль

 

Акционерный капитал (уставный фонд)

  100%

Данный показатель характеризует прибыль, приходящуюся на 1 руб. акционерного капитала (уставного фонда). Знаменатель можно расширить введением всех собственных средств банка. Акционеры (пайщики) банка, сопоставив значения этого показателя в разных банках, могут принимать решение о размещении своих средств.

Показатель доходности банка K1 зависит от прибыльности активов (К2) и коэффициента достаточности капитала (К3), что выражается формулой:

Прибыль

 

Капитал


 

=

Прибыль

 

Активы


 

×

Активы

 

Капитал


 

 

 т.е. К1 = К2 × К3

Это означает, что доходность банковской деятельности находится в прямой зависимости от работоспособности активов (Прибыль/Активы) и в обратной зависимости от коэффициента достаточности капитала (Капитал/Активы). В связи с этим обстоятельством становится ясно, почему банку выгодно функционировать на грани риска, т.е. с наименьшим обеспечением активов собственным капиталом.

В современных условиях возможности роста K1 за счет уменьшения показателя достаточности капитала ограничены, поскольку рост активов должен подкрепляться расширением ресурсной базы. Но в условиях конкуренции многие банки не имеют

319

возможности довести до оптимального уровня отношение капитала к активам. При этом высокий удельный вес собственных ресурсов банка в структуре пассивов уменьшает общую стоимость ресурсов для банка и, следовательно, увеличивает прибыльность. Поэтому такие банки могут иметь большую прибыль при низкой доходной марже.

Резервом увеличения доходности остается повышение степени прибыльности активов (К2). Данный показатель характеризует рентабельность активных операций и оценивает величину прибыли на 1 руб. активов.

Основные направления работы банка по улучшению рентабельности активных операций (К2) можно определить, разложив этот показатель на два сомножителя:

Прибыль

 

Капитал


 

=

Прибыль

 

Активы


 

×

Активы

 

Доходы


 

 

 т.е. К2 = К4 × К5

Прибыльность активов находится в прямой зависимости от доходности активов (К4) и доли прибыли в доходах банка (К5). С помощью анализа динамики каждого из показателей можно выявить, какой из них оказывает большее влияние на прибыльность активов. Коэффициент К4 характеризует деятельность банка с точки зрения эффективности размещения активов, т.е. возможностей создавать доход:

K4

=

Доходы

 

Активы


 

=

Процентные доходы

 

Активы


 

×

Непроцентные доходы

 

Активы


 

т.е. К4 = Д1 + Д2 - Показатель Д1 оказывает влияние на уровень доходности отдельных активных операций, структуру кредитного портфеля и долю кредитных активов, приносящих доход е. суммарных активах (см. разд. 3.6).

т.е. К5 = 1 - P1 - P2 - P3. Из формулы видно, что чем меньше доля каждого фактора в доходах, тем больше коэффициент К5.

320


Рис. 6.2. Схема пофакторного анализа рентабельности активов

Наиболыгее воздействие на снижение доли прибыли в валовом доходе оказывают процентные и непроцентные расходы. Реальный процент сокращения расходов следует искать в

321

уменьшении уровня уплачиваемых процентов за кредитные ресурсы (см. разд. 4.4).

Схема пофакторного анализа рентабельности (прибыльности) активов представлена на рис. 6.2. Приведенные на рисунке факторы должны находиться под пристальным вниманием руководства банка, так как они позволяют понять, как повысить результативность банковской деятельности.

Основываясь на факторном анализе доходности коммерческого банка, можно выявить факторы, уменьшающие его прибыльность. К ним относятся: уплаченные проценты по депозитам, административно-хозяйственные расходы, платежи в бюджет, резервы для списания кредитов. Резервы роста доходности банка следует искать в повышении эффективности использования активов и снижении расходов банка. С точки зрения доходности при определении оптимальной структуры пассивных депозитных операций банки должны ориентироваться на привлечение ресурсов во вклады от населения, предприятий, организаций.

Что касается эффективности использования активов, то здесь следует обратить внимание на оптимизацию структуры кредитного портфеля с целью увеличения доли "работающих" активов. Кроме того, следует помнить, что немаловажным источником дохода банка являются комиссионные, взносы, платежи за банковские услуги.

Рентабельность активов не совсем адекватно характеризует деятельность банка, так как не все активы приносят доход (см. разд. 6.2). При исключении таких активов получим более реальный результат прибыльности активных операций:

K6 =

Прибыль

 

Активы, приносящие доход

 .

Таким образом будет определена величина прибыли, приходящейся на 1 руб. доходных активных операций.

Разница между К2 и K6 позволяет судить о потенциальных возможностях повышения рентабельности за счет сокращения числа активов, не приносящих доход. В первую очередь это касается иммобилизационных собственных средств. Для банков, использующих в качестве кредитных ресурсов привлеченные средства, абсолютное равенство этих показателей невозможно, поскольку банки обязаны хранить часть привлеченных депозитов в наиболее ликвидной и, следовательно, не приносящей доход форме. В западной практике показатель K2 называется рентабельностью инвестиций, a K6 - рентабельностью активов.

Информация о работе Показатели прибыльности коммерческих банков