Практический анализ финансовых результатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 08:35, курсовая работа

Описание работы

Основной целью современного предприятия является получение прибыли, что в условиях конкуренции не возможно без постоянного анализа спроса на производимую продукцию, цен основных конкурентов, стоимости используемых ресурсов, рентабельности продукции. Особую важность в условиях рынка приобретает финансовая сторона деятельности, а именно структура используемого капитала и его отдача, ликвидность и платежеспособность предприятия, состояние расчетов с основными контрагентами, получение прибыли от финансовой деятельности и т.д.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основы анализа финансовых результатов предприятия 5
1.1. Понятие, цели, задачи, содержание и методы экономического анализа на предприятии 5
1.2. Методические основы анализа финансовых результатов 9
Глава 2. Практический анализ финансовых результатов 22
Заключение 37
Использованная литература 40

Работа содержит 1 файл

Анализ фин.результатов-Курсовая.doc

— 603.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

      Введение

     В условиях рыночной экономики теоретическое  обоснование и практическое применение результатов экономического анализа приобретает наибольшую актуальность, что связано, прежде всего, с тем, что современное предприятие самостоятельно определяет направления своей деятельности и осуществляет её финансирование с целью получения прибыли. В постоянно изменяющихся рыночных условиях руководители предприятия должны постоянно следить за изменяющейся конъюнктурой, за эффективность использования своих ресурсов, за состоянием своих активов, конкурентоспособностью своей продукции.

     Анализ  экономической деятельности предприятия осуществлялся в России до рыночных преобразований, но в условиях социалистической системы хозяйствования основным объектом анализа являлось состояние производства и выполнение плана. Финансовая деятельность предприятия, ликвидность, рентабельность практически не входили в объект анализа, это было связано с тем, что предприятие практически не решало вопросов, связанных с финансированием своих активов, с определение себестоимости и уровня рентабельности своей продукции, планирование показателей деятельности предприятия осуществлялось соответствующим министерством и не могло быть изменено предприятием. С переходом экономики России к рынку предприятие получило возможность самостоятельно определять цели и задачи своей деятельности и источники её финансирования.

     Основной  целью современного предприятия  является получение прибыли, что в условиях конкуренции не возможно без постоянного анализа спроса на производимую продукцию, цен основных конкурентов, стоимости используемых ресурсов, рентабельности продукции. Особую важность в условиях рынка приобретает финансовая сторона деятельности, а именно структура используемого капитала и его отдача, ликвидность и платежеспособность предприятия, состояние расчетов с основными контрагентами, получение прибыли от финансовой деятельности и т.д.

     Кроме того, для предприятия важен анализ ликвидности и платежеспособности своих основных контрагентов, т.к. от нее зависит будущее состояние активов.

     В связи с этим теоретическая разработка системы показателей состояния  экономической деятельности и критериев их оценки приобретает большую актуальность в рыночной экономике. Показатели экономической деятельности и критерии их оценки должны быть разработаны таким образом, что руководитель или менеджер предприятия мог бы однозначно определить состояние своего предприятия и контрагентов в настоящий момент и сделать прогноз на будущее, что не возможно без хорошей статистической базы.

 

Глава 1. Основы анализа финансовых результатов предприятия

1.1. Понятие, цели, задачи, содержание и методы экономического анализа на предприятии

    Анализ  финансово-хозяйственной деятельности предприятия очень часто по своей форме является анализом показателей, то есть характеристик хозяйственной деятельности экономической единицы. Термин «система показателей» широко распространен в экономических исследованиях. Аналитик в соответствии с определенными критериями отбирает показатели, формирует из них систему, проводит ее анализ. Комплексность анализа требует использования в работе целых систем, а не отдельных показателей.

    Любую ли совокупность показателей можно  считать системой? Разумеется, нет. По сравнению с отдельными показателями или некоторым их набором система является качественно новым образованием и всегда более значима, чем сумма отдельных ее частей, так как помимо сведений о частях она несет определенную информацию о том новом, что появляется в результате их взаимодействия, т.е. информацию о развитии системы в целом.

    Построение  развернутой системы показателей, характеризующих какой-либо процесс  или явление, основывается на четком понимании двух моментов: что такое  система и каким основным требованиям  она должна удовлетворять. Определение понятия «система показателей» дается в научной и учебной литературе. Под системой показателей, характеризующей определенный экономический субъект или явление, понимается совокупность взаимосвязанных величин, всесторонне отображающих состояние и развитие данного субъекта или явления.[6]

    Такое определение носит весьма общий  характер. Поэтому для практического  использования разработан ряд требований, которым должна удовлетворять система  показателей. Важнейшими требованиями, имеющими методологическое значение, являются: необходимая широта охвата показателями системы всех сторон изучаемого субъекта или явления, взаимосвязь этих показателей, логическое развертывание одних показателей из других.

    Отметим, что второе требование предусматривает  наличие прежде всего содержательной, то есть внутренней, взаимосвязи составляющих системы. Это можно понимать следующим образом: для того чтобы признать совокупность показателей системой, она должна иметь некое «организующее начало», то есть нечто общее, объединяющее показатели. Установление этого «организующего начала» является принципиальным этапом в процессе построения системы показателей.[11]

    Важное  место должно отводиться также установлению формальных взаимосвязей.

    Кроме трех отмеченных требований, при построении систем показателей необходимо руководствоваться еще рядом принципов. Нельзя сказать, что они носят второстепенный характер, однако на практике их выполнение сдерживается рядом обстоятельств. Это принципы:

  • древовидной структуры системы показателей

  Он  предполагает наличие в системе  частных и обобщенных показателей  различной степени интеграции, причем частные и обобщенные показатели должны быть связаны как логически, так и формальными соотношениями. Иными словами, совокупность частных  показателей путем некоторых простых математических операций должна сводиться (интегрироваться) в один или несколько обобщающих показателей. Этот принцип имеет особое значение, когда строится система, включающая достаточно большой набор частных показателей. Возможность их интеграции позволяет давать комплексную, обобщенную характеристику изучаемого явления.[9]

  • обозримости

  Он  предполагает наличие некоторого набора показателей, оптимального для данного  предприятия. В результате качественного  анализа необходимо построить такую систему, которая охватывала бы все существенные стороны изучаемого явления. При этом показатели системы должны взаимно дополнять, а не дублировать друг друга.

  • допустимой мультиколлинеарности

  Показатели  системы должны быть существенными  и незначительно коррелирующими между собой.

  • принцип разумного сочетания абсолютных и относительных показателей,

  отражающих  как экстенсивные, так и интенсивные  факторы развития явления

  • адекватности отображения
  • неформальности.

  Показатели  системы должны носить неформальный характер. Это означает, что система должна обладать максимальной степенью аналитичности, обеспечивать возможность оценки текущего состояния предприятия и перспектив его развития, а также быть пригодной для принятия управленческих решений.[10]

    Необходимо  также отметить, что разработка системы показателей для целей конкретного анализа всегда носит творческий характер.

    Практика  экономического анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов. Среди них можно выделить следующие:

    горизонтальный  анализ;

    вертикальный  анализ;

    трендовый анализ;

    метод финансовых коэффициентов;

    факторный анализ.[4]

    Горизонтальный  анализ позволяет определить абсолютные и относительные изменения различных  статей отчетности по сравнению с  предшествующим годом, полугодием или  кварталом.

    Вертикальный  анализ проводится с целью выявления  удельного веса отдельных статей отчетности в общем, итоговом  показателе, принимаемом за 100 %.

    Трендовый анализ – сравнение каждой позиции  отчетности с рядом предшествующих периодов и определения тренда, т.е. основной тенденции динамики показателей. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.

    Факторный анализ – это анализ влияния отдельных  факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования.

    Финансовые  коэффициенты описывают финансовые пропорции между различными статьями отчетности. Достоинствами финансовых коэффициентов являются простота расчетов и элиминирование влияния инфляции, что особенно актуально при анализе в долгосрочном аспекте. Суть метода заключается, во-первых, в расчете соответствующего показателя и, во-вторых, в сравнении этого показателя с какой либо базой.[8]

 

1.2. Методические основы анализа финансовых результатов

     Методика  анализа формирования и распределения  финансовых результатов является неотъемлемой частью общей методики экономического анализа, основная цель которого – получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. [4, с. 15]

     Цель  анализа достигается в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач:

  1. Анализ динамики, структуры и структурной динамики прибыли от основной деятельности, от финансово-хозяйственной деятельности, от обычной деятельности, чистой прибыли;
  2. Анализ влияния факторов на величину прибыли на каждом этапе ее расчета;
  3. Расчет и факторный анализ показателей рентабельности;
  4. Анализ влияния изменения прибыли на изменение показателей эффективности деятельности предприятия;
  5. Анализ использования прибыли предприятия;
  6. Оценка динамики доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников;

анализ  выполнения плана по использованию  прибыли.

     Исходной  базой анализа финансовых результатов  являются данные бухгалтерского учета  и отчетности. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». К ним относятся: прибыль от реализации продукции; доходы и расходы от прочих операций; балансовая прибыль; налогооблагаемая прибыль; чистая прибыль и др. [2, с. 15]

     Аналитический просмотр этих данных должен восстановить все основные аспекты хозяйственной  деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, то есть, с необходимой  для анализа степенью агрегирования.

          Источниками информации для анализа формирования, распределения и использования финансовых результатов являются также документы предприятия. Среди документов, подлежащих изучению, выделяют первичные документы, регистры учета, отчетность.

     При анализе оценивается влияние на прибыль факторов, определяющих результаты работы предприятия и ее эффективность. Для анализа используют следующую факторную модель:

     ЧП = В – С/С – КР + ПП – ПУ +  ПД – ПР  – НП         (1)

     ЧП  – чистая прибыль; В – выручка от продажи продукции; С/С – себестоимость проданной продукции; КР – коммерческие расходы; ПП – проценты к получению; ПУ – проценты к уплате; ОД – прочие доходы; ПР – прочие   расходы; НП – налог на прибыль.

      В ходе анализа производят расчет нескольких показателей рентабельности: - рентабельности продаж; - рентабельности организации; - рентабельности активов; - рентабельности основного капитала; - рентабельности собственного капитала. [4 с. 16]

         Рентабельность продаж определяется  организацией как отношение прибыли  к объему реализованной продукции, умноженное на 100%:

                            Р пр.  = П : В x 100%,                                                 (2)

где Р  пр. - показатель рентабельности продукции (товаров);

      П - показатель прибыли от реализации  продукции;

       В - показатель выручки от реализации  продукции (за вычетом НДС,  акцизов и аналогичных обязательных платежей). [3, с. 314]

Информация о работе Практический анализ финансовых результатов