Предмет, метод и задачи курса управлении в АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 13:54, реферат

Описание работы

Сущность управления в АПК
Предмет, метод и задачи управления в АПК

Работа содержит 1 файл

Управление.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

1)Формализация  целей, вызывает потребность в  их обсуждение, что способствует уменьшение возможных ошибок при выборе курсов действия и уменьшает риск неправильного применения управленческого воздействия.

2)Четкое определение  целей, позволяющее выявить потенциальные  зоны возникновения управленческих  проблем на ранних стадиях  и устранить их на этапе согласования целей.

3)Формальная цель дает основу для установления критерий оценки деятельности.

4)Отсутствие  формальных целей развития потенциально  способствует стагнации и распаду  системы.

В основе стратегии  управления лежит представление о том, что любая цель может быть достигнута несколькими возможными путями. А, поскольку, любая хозяйственная или социальная система имеют множество несводимых между собой по взаимодействию целей, то проблема выбора вариантов, что бы упростить ее решение, прибегают к различным группировкам, позволяющее уменьшить число альтернатив. Примерно, такой группировкой позволяет служить укрупнение. При этом стратегию управления можно определить как искусство распределения ограниченных ресурсов между различными направлениями деятельности. Для этого используются методы, связанные с эффективностью качественного или количественного сопоставления альтернатив. Такими методами выступают:

-метод экспертных  оценок

-метод построенных  сцен

-прогнозный  метод

В зависимости  от сложности в практике управления используют метод сложных экономических моделей. В практике стратегии управления важным понятием является понятие жизненного цикла, который применяется, как к прогнозу, так и самой хозяйственной деятельности. С учетом этого, в основу всех методов, используемые в стратегии управления положено практиковать все возможные варианты развития ситуаций. Поэтому, практика использования системы управления с помощью целей предлагает придерживаться следующих правил:

1)Формулирование  целей начиная с определенных действий, которые необходимо предпринять;

2)Для каждой  из целей

3)Должны быть  установлены точные сроки достижения  целей;

4)Необходимо  узнать расход ресурсов;

5)Должны быть  установлены критерии, с помощью  которых возможно удостоверится в том, что цель реализована;

6)

Существование взаимосвязей между характеристики целей социальной системы и ее структурой – это один из важнейших  элементов целевого подхода, потому, что в современных условиях применение к АПК, когда система продовольственного обеспечения, вынужденная функционировать в условиях глобализации продовольственных рынков и необходимость быстрого реагирования на вызовы связанные с конкурентным поведением национальной системы продовольственного обеспечения. Особенно важно, что бы внутреннее строение системы управления, а также методы и формы управленческого воздействия соответствовали главным целям, стоящим перед системой продовольственного обеспечения страны.

Практика управления выработало следующие программы  целевого управления:

  1. «Чистый» тип программного управления, при котором в рамках общей структуры организации создаются специальные группы, выполняющие функции программы целевого управления. В отличие от традиционного линейно-функционального распределения полномочий, в котором ответственность заполученных  конкретных результатов не уточнена по исполнителям в чистом программно-целевом управлении. По каждому ожидаемому результату назначается специальная ответственность, в распоряжении которого выделяются все необходимые ресурсы. Руководитель является ответственным за результаты формирования специальной группы из числа работников, функционирование которых прекращается после завершения работы по проекту. На практике это означает, что при чистом программно-целевом методе, в рамках существующей системы управления, создается самостоятельная организация управления проектом.
  2. Координация управления, которая осуществляется в рамках существования линейно-функциональной структуры, но по каждому результату выделяется специалист , в обязанности которого входит контроль за ходом, реализации проекта и координации. При этом он не является руководителем, не может отдавать распоряжения, а является лишь ответственным за состояние и своевременное предоставление информации по ходу выполнения проекта.
 
 

Формирование, функционирование системы управления.

  1. Сущность системы управления
  2. Принципы управления

Под принципом  управления понимают основные руководящие  положения или правила базирующиеся на действии объективных законов  и закономерностей, которыми руководствуются в управленческой деятельности и при построение системы управления.

Основные принципы управления находят выражение требования, которым должны отвечать структура  управления и методы управленческого  воздействия на систему, а также  характер взаимодействия с внешними управленческими, государственными и хозяйственными институтами рыночного управления. Поэтому, принято выделять общие(организационно-экономические) и организационно-технические(частные).

К организационно-экономическим  относят:

- принцип разделения и кооперации труда

- принцип главного  звена

- принцип эффективности  и оптимальности

- принцип конкретности и оперативности

- коллегиальности  и единоначалье

- работа с  кадрами 

- принцип морального  и материального стимулирования

- принцип ответственности

- принцип научности

Организационно-технические  принципы:

- принцип территориальности

- отраслевой  принцип

- комбинированный 

Разделение  и кооперация труда

В управлении этот принцип означает то, что труд на каждой ступени должен четко регламентирован, что означает: каждый работник аппарата управления должен выполнять четко обозначенные ему функции, определенные должностной инструкцией. При этом выполнение функций носит кооперированный характер в связи с тем, что он работает в конкретном отделе.

Принцип главного звена предполагает выделение основных направлений в управленческой деятельности, который в конкретное время определяет эффективность работы в целом предприятия.

Принцип эффективности и  оптимальности заключается в поиске оптимальности для конкретных условий организационно-правовых форм и механизма управленческого воздействия, которые в полной мере соответствуют интересам работников, специализированным размером производства, материально-технических условий, необходимых для эффективного ведения производства.

Принцип конкретности и оперативности предполагает, что все решения принимаемые в системе управления должны быть конкретны и своевременны, а аппарат управления обязан быстро реагировать на изменения внешней и внутренней среды. В соответствии с этим принципом принимаемые решения должны быть понятны и обоснованы исполнителю.

Принцип единоначалье заключаются в том, что руководитель конкретного объекта управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию и несет в соответствии с ними полную ответственность заверенному ему объекта. Поэтому, укрупнение единоначалье является одним из основных факторов повышения деловитости, своевременности и эффективности управления, тем не менее  в соответствии с этим принципом, реализация принципа не возможна без коллегиального участия в управление производством, линейной и функциональной специализации, а также коллектива предприятия в целом.

Принцип работы с кадрами. Этот принцип основан на эффективной системе подбора и расстановки кадров, которые используются с учетом их знаний, опыта и умений. Каждый работник должен занимать такое место в системе управления, где его деятельность наиболее эффективное. 

Принцип морального  и  материального стимулирования работников. Реализация этого принципа была, есть и будет мощным стимулом отношения людей к работе, к выполняемым обязанностям, а потому, что  материальная заинтересованность реализуемая через систему оплаты труда остается стимулом управления поведения работников.

Принцип ответственности означает правильную расстановку управленческих, технического и …………………..по рабочим местам, что позволяет в любое время точно установить ответственность каждого за выполнение той или иной работы.

Принцип научности означает, что вся система управления основана на требованиях основных экономических, а деятельность по руководству опираясь на знания всех относящихся сфер производства к законам функционирования конкретной отрасли.

Территориальный принцип управления применяется в условиях управления производством, рассредоточение на определенной территории и имеющего внутреннюю организационную структуру в соответствии с хозяйственными и в соответствии с экономическими целями. 

Отраслевой  принцип управления применяется в хозяйственных системах расположенных компактно на единой территории и имеющие высокий уровень концентрированного производства.

Комбинированный принцип управления применяется в хозяйственной системе, которые имеют признак территориальности и отраслевого признака.

По отношению  управленческого воздействия на состоянии агропромышленного комплекса необходимо выделить его как систему и все системообразующие элементы потому, что складывающихся условиях без этих аспектов невозможно дальнейшее его развитие и эффективное функционирование. Учитывается то, что термин система – это множество элементов находящихся в отношении и связях друг с другом образующие определенную целостность, то система управления агропромышленного комплекса должна охватывать своим воздействием всю совокупность отношений возникающих в процессе производства товаров продовольственного назначения. По пути его движения от производителя  сырья до определенного места в структуре  продовольственного рынка. В соответствии с этим утверждением, с точки зрения управления необходимо определить роль каждого элемента.

Система управления АПК страны

 

Поэтому первым и основным элементом всякой системы включающий  АПК, как систему формирующую ресурсы продовольственного рынка страны, является процесс преобразующий потоки экономических, организационных, правовых, материальных, технических, природных и организационных ресурсов.

Второй элемент  этой системы – это вход, который  представляет собой поток потребляемых ресурсов, то, что изменяется в процессе производства товаров продовольственного назначения.

Третий элемент системы – это вход, представляющий собой результат процесса преобразования входов, поток создаваемых ресурсов.

Четвертый элемент  системы управления – это обратная связь, назначение которой заключается  в корректировки поведения элементов  системы.

Пятый элемент  системы управления является ограничение, которое состоит из целей системы, возникающих связей и отношений.

Соответствии  с теорией управления и практической ее реализацией, функционирование системы  тесно связано с информационными  ресурсами, которое представляясь информацией представляет собой сведения, сообщения о каком либо предмете, явление, событие. Информация может быть непрерывной и дискретной.

Первая форма  представляет собой непрерывность  информации во времени и по уровню.

Вторая может быть дискретной во времени и по величине.

Любой элемент  системы может рассматриваться  как состоящее из ряда других элементов. Поэтому любая система может быть представлена виде  иерархичной структурой (иерархия – это ряд звеньев или расположение элементов целого в порядке от низшего к высшему).

Система обладает определенными свойствами к которым  относится сложность, целостность, делимость, изолированность, относительность, индентифицированность, разнообразие, наблюдаемость, неопределенность, отображаемость и не тождественность отображения.

Система – это  абсолютное отображение реального  объекта.

Система выделенных в реальных объектах

Помимо  реальных выделяют абстрактные системы. С абстрактными системами мы имеем дело при проектирование и моделировании, с которыми приходится иметь дело в реальных условиях управления, а термин модель имеет широкое применение в практике управления. Применение модельных подходов в управление основаны на принципе аналогии, реализация которого необходимо при рассмотрении свойств различных объектов, явлений, процессов, обнаруживающие сходства или подобия. Подобные сходства могут проявляться во внешних формах , одной структуре, в характере поведения при одинаковом воздействии. С точки зрения управления хозяйственно-экономическими процессами, наибольший интерес представляют модели, основанное на сходстве поведения или подобии их реакций на изменение. Именно это сходство в изменение поведения системы при определенных воздействиях служат принципиальной основой моделирования сложной хозяйственно-экономической системы. Поэтому, модель в системе управления представляет собой некоторый аналог системы, которой мы формируем формы управленческого воздействия определяя их из данного аналога.

Информация о работе Предмет, метод и задачи курса управлении в АПК