Предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ предпринимательской деятельности, выявление основных аспектов, а также её роль в микроэкономике. Выполнение поставленной цели требует решение следующих задач:
исследование структуры и классификации предпринимательства
изучение целей и принципов

Содержание

Введение 3
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ПРИЗНАКИ, МОТИВЫ И ФУНКЦИИ
5
Понятие предпринимательство и его признаки
5
Мотивы предпринимательства
9
2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 12
2.1 Классификация предпринимательства 12
2.2 Функции предпринимательства 13
3. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ 15
3.1 Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в 2010 году 15
3.2 Роль и пути развития предпринимательства в России 22
Заключение 27
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

Предпринимательство.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     На  следующей ступеньке находятся  люди весьма инициативные, но находящиеся  в рамках традиционного мышления, не способные в полной мере критически осмысливать опыт предшествующих поколений. Они проявляют инициативу, но больше следуют известному медицинскому правилу: не навреди! Это правило верно в медицине, когда на карту ставится жизнь человека и риск ограничен, но оно приносит вред в предпринимательстве. У этой группы бизнесменов мотивация несколько иная, чем у первой группы, но все-таки и у них уже есть пусть небольшой, но элемент иной мотивации - обеспечение самовыражения, внутреннее удовлетворение своей деятельностью.10

     На  следующей ступеньке иерархии находятся  предприниматели, для которых органической потребностью является разработка совершенно нетрадиционных решений и реализация их нетрадиционными способами и средствами. Мотивация их деятельности не сводится к обеспечению максимизации прибыли. Не менее важным для них становится получение удовлетворения от своей деятельности, жажда борьбы, победы над конкурентами, стремление к обладанию властью, зачастую и благотворительность.

     И наконец, четвертая, высшая группа предпринимателей, которая является суперэлитной. Обеспечение максимизации прибыли для них совсем не главное, это для них пройденный этап. Они, как деловые люди, способны, талантливы, настолько утвердились в своем положении, что для них не представляет особого труда решить задачу максимизации прибыли. Для них главное - иное, что можно выразить двумя основными положениями. Сама предпринимательская деятельность есть выражение их сущности, их нормальное состояние. Они не могут иначе. Их предпринимательская деятельность - это постоянное самовыражение. Это и познание нового, познание неизведанного, постоянные открытия.

     Вместе  с тем, это и удовлетворение жажды борьбы с конкурентами за новые идеи, за их реализацию, за общественное признание. Кроме того, это ненасытная борьба за власть, которая, как известно, способна опьянить сильные личности. Одно сознание того, что власть у тебя в руках, для суперэлитных предпринимателей выступает вполне приемлемой платой за ежедневный изматывающий труд, за отказ от общепринятых обыденных удовольствий, за отказ от улучшения условий жизни. Более того, как заметил Й. Шумпетер, власть для суперэлиты - это средство, основа для формирования пусть относительно небольшой, но собственной частной империи. Это лучшее подтверждение обладания властью.11

     Из  сказанного следует, что и мотивация  деятельности у них совершенно иная. Внешне она противоречит закону Госсена, но по существу здесь нет ничего противоречащего этому закону.

     На  определенном этапе максимизации прибыли  для определенного типа бизнесменов  меняется объект потребностей. Таким образом, предпринимательство для всех его групп не только профессия, но и способ самореализации. 
 
 
 
 

     2. КЛАССИФИКАЦИЯ И  ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

     2.1 Классификация предпринимательства 

     Предпринимательство можно классифицировать по двум основаниям: масштабам и характеру деятельности.

     1. По масштабам инициативная деятельность  подразделяется на следующие виды.

     Индивидуальное  предпринимательство - любая созидательная деятельность одного человека и его семьи (создаются торговые лавки, небольшие аптеки, химчистки и т.п.).

     Коллективное  предпринимательство - полезным делом занят какой-то коллектив. Оно включает мелкий и средний бизнес (в США к мелкому бизнесу относят предприятия с числом работников до 500 человек, в нашей стране - с существенно меньшим); крупный бизнес - как правило, огромные акционерные общества, насчитывающие тысячи человек.12

     2. По характеру предпринимательский  труд имеет несколько форм. Некоммерческое предпринимательство - не связанное с продажей продукции ради обогащения. Такая благотворительная деятельность ведется культурно-просветительными и другими организациями.13 Например, в США 3/4 семей делают взносы на подобные цели.

     Коммерческая  деятельность, или бизнес (англ. business - дело), - занятие, приносящее доход. В нее входят: непроизводственный бизнес -профессиональный спорт, концертная деятельность и т.п.; торговый бизнес - на предприятиях торговли; бизнес в сфере услуг, например, туристический сервис, юридическая контора; производственный бизнес - доходное дело на предприятиях в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и др.

     Предпринимательство может проявляться в любой хозяйственной системе. Оно может быть и на государственном предприятии14.

     Однако  здесь инициатива руководителя фирмы ограничена жесткими рамками приказов и инструкций вышестоящих органов. В условиях рынка успех приносит совершенно иной тип предпринимательства. Как для жизни каждого человека нужен кислород, так для бизнесмена важна свобода хозяйственной деятельности, т.е. возможность по своему усмотрению использовать принадлежащее ему, арендуемое или переданное в пользование имущество, свобода определять, что и как производить, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, оставшейся после уплаты налогов, и решать иные производственные вопросы. 

     2.2 Функции предпринимательства 

     В мировой экономической литературе отмечаются три функции предпринимателя. Первая из них - ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы материальные факторы (средства производства) и работники с достаточными знаниями и умениями.15

     Вторая  функция - организаторская. Ее задача – обеспечить такое соединение факторов производства, которое лучше всего способствует достижению поставленной цели. Третья функция предпринимателей - творческая, связанная с организационно-хозяйственным новаторством.16

     Роль  инновационной (от лат. novatio - обновление) деятельности резко возросла в условиях современного научно-технического прогресса и развития неценовой конкуренции. Сейчас быстро растет рынок научно-технических разработок, расширяется бизнес, связанный с внедрением новинок техники и технологии. Совершенствуется информационная инфраструктура предпринимательства - расширяется доступ к полезной информации в государственных органах, укрепляются патентно-лицензионные службы, развивается сеть банковских информационных данных, накапливаемых с помощью электронно-вычислительных машин и компьютерной технологии, и др.

     В ведущих западных странах заблаговременно  определены перспективные направления инновационного предпринимательства на XXI столетие:

     1. использование мирового информационного рынка для очень быстрого внедрения технологических новинок (Япония);

     2. прогресс промышленных технологий, которые обеспечивают успех во всех областях науки и техники (Германия, Великобритания, Франция);

     3. повышение интеллектуального уровня работников, их образования и квалификации, от чего зависит технологический потенциал бизнеса (США).17

     Поскольку центр тяжести в функциях предпринимателя переместился на новаторство, то предъявляются новые требования к личности предпринимателя, его психологической характеристике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ  ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ

     3.1 Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в 2010 году 

     Роль  малых и средних предприятий  в мировой экономике огромна  как с точки зрения вклада в  ВВП и в процесс создания новых рабочих мест, так и с точки зрения повышения конкурентоспособности национальной экономики и внедрения новых технологий. Хорошо развитый и устойчивый сектор малого и среднего бизнеса обеспечивает рост уровня и качества жизни любой страны. Место для малых и средних предпринимательства обычно возникает там, где рыночные сегменты или ниши достаточно малы для того, чтобы привлечь крупный бизнес. Малый и средний предпринимательства обеспечивают рынок такими товарами и услугами, которые в силу экономических причин не производятся крупными корпорациями.

     По данным Федеральной службы государственной статистики (далее -Росстат) и Федеральной налоговой службы (ФНС России) в целом по состоянию на 1 июля 2010 года в Российской Федерации количество малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации по состоянию на 01.07.2010г. представлены в таблице 1.

     Таблица 1 - Количество малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации18

Федеральный округ Общая численность малых предприятий (единиц) Динамика за период 01.07.2009-
на 01.07.2009 на 01.07.2010 01.07.2010 (%)
Российская Федерация 22 7 706 219607 -3,6
Южный 21 419 17818 - 16,8
Центральный 73 141 68 304 - 6,6
Северо-Кавказский 6 028 5 785 - 4
 
 

Окончание таблицы 1 

Сибирский 25 617 25 047 -2,2
Северо-Западный 31 103 30 969 -0,4
Уральский 13 750 14 312 + 4
Дальневосточный 9 576 9 933 +3,7
Приволжский 47 072 47 439 + 1
 

     По данным Федеральной службы государственной статистики (далее -Росстат) и Федеральной налоговой службы (ФНС России) в целом по состоянию на 1 июля 2010 года в Российской Федерации осуществляли деятельность 5 650 313 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:

     - 1 374 661 микропредприятий (в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего       предпринимательства»19       статистическое       обследование микропредприятий осуществляется один раз в год) - количество работников до 15 человек и годовой оборот до 60 млн. рублей;

     -219 607 малых компаний - количество работников от 16 до 100 человек и годовой оборот до 400 млн. рублей;

     - 18 260 средних компаний - количество работников от 101 до 250 человек и годовой оборот до 1 000 млн. рублей;

     - 4 037 785 индивидуальных предпринимателей.

     По сравнению с первым полугодием 2009 года (227 706) количество малых компаний (без учета микропредприятий) в Российской Федерации в среднем уменьшилось на 3,6 % и составило 219 607 единиц.

     В период с 1 июля 2009 г. по 1 июля 2010 г. отмечено сокращение числа малых компаний в большинстве отраслей, в том числе в оптовой и розничной торговле (-6,6 %), строительстве (- 4,8 %), сельском хозяйстве (-4,5 %), обрабатывающих производствах (- 3,3 %). Число малых предприятий в области операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг практически не изменилось (- 0,5 %). Положительная динамика наблюдалась в сферах ресторанного и гостиничного бизнеса (+ 5,5 %), здравоохранения и социальных услуг (+ 2 %).

     При этом динамика численности малых предприятий по субъектам Российской Федерации выглядит следующим образом. На фоне общей тенденции некоторого сокращения числа малых компаний в трех из восьми федеральных округов зафиксирован прирост числа малых предприятий -Уральский федеральный округ (+ 4 %), Дальневосточный федеральный округ (+ 3,6 %) и Приволжский федеральный округ (+1 %). Практически неизменным осталось число малых компаний в Северо-Западном федеральном округе (- 0,4 %) - Таблица 1. Из всех федеральных округов наибольшее сокращение числа малых предприятий наблюдалось в Южном федеральном округе (- 16,8 %).

     Следует отметить, что по состоянию на 1 июня 2009 г. положительная динамика отмечалась только в одном Уральском федеральном округе (+23 % за год).

     Более чем в половине субъектов Российской Федерации (45 регионов) отмечается рост числа малых предприятий, в числе регионов-лидеров по увеличению численности малых компаний Чукотский автономный округ (+90 %), Рязанская область (+34,6 %), Ямало-Ненецкий автономный округ (25,4 %), Ленинградская (+22,5 %), Республика Северная Осетия-Алания и Ульяновская область (+22 %), Владимирская область (+19 %) и др. В 6 российских регионах число малых предприятий осталось прежним или практически не изменилось (-1 %). При этом число малых компаний заметно снизилась в Волгоградской области (-41 %), Мурманской области (-35,6 %).20

Информация о работе Предпринимательство