Предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ предпринимательской деятельности, выявление основных аспектов, а также её роль в микроэкономике. Выполнение поставленной цели требует решение следующих задач:
исследование структуры и классификации предпринимательства
изучение целей и принципов

Содержание

Введение 3
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ПРИЗНАКИ, МОТИВЫ И ФУНКЦИИ
5
Понятие предпринимательство и его признаки
5
Мотивы предпринимательства
9
2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 12
2.1 Классификация предпринимательства 12
2.2 Функции предпринимательства 13
3. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ 15
3.1 Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в 2010 году 15
3.2 Роль и пути развития предпринимательства в России 22
Заключение 27
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

Предпринимательство.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     По итогам первого полугодия 2010 года численность средних предприятий (количество работников от 101 до 250 человек и годовой оборот до 1 000 млн. рублей) составила 18 260 единиц (таблица 2). Общее число средних компаний в Российской Федерации за год (с 1 июля 2009 г.) увеличилось на 784 компании (+4,5%).

     Таблица 2 - Количество средних предприятий по федеральным округам Российской Федерации21

1

Федеральный округ

Общая численность средних

предприятий (единиц) на

Динамика за период 01.07.2009-01.07.2010 (%)
на 01.07.2009 на 01.07.2010
Российская Федерация 17476 18260 + 4,5
Сибирский 2741 3025 + 10.4
Северо-Кавказский 481 518 + 77
Центральный 4582 4832 + 5,5
Уральский 1417 1487 +5
Дальневосточный 678 712 + 5
Южный 1842 1912 + 3,8
Приволжский 3945 3974 + 0,7
Северо-Западный 1790 1800 + 0,6
 

     Прирост средних предприятий отмечается во всех федеральных округах, при этом максимальное значение достигнуто в Сибирском федеральном округе (+10,4%), а минимальное в Северо-Западном федеральном округе -(+0,6%).

     В большинстве субъектов Российской Федерации (54 региона) наблюдается положительная статистика изменения числа средних предприятий. В 5 субъектах Российской Федерации численность организаций осталась на прежнем уровне или практически не изменилась (-1 %). Существенный рост числа средних компаний зафиксирован в Республики Алтай (+62 %), Карачаево-Черкесской Республике (+40 %), Псковской области (+ 38 %), Новосибирской области (+32 %), Воронежской области (+22 %). В ряде регионов отмечается заметное падение числа средних предприятий - Магаданская область (-27,3 %), Алтайский край (-24 %), Тверская область (-19,4 %).22

     Следует отметить, что по итогам 9 месяцев 2010 года наблюдается тенденция дальнейшего последовательного увеличения числа средних компаний. В среднем по России число средних предприятий выросло на 1,6 % (создано 290 новых компаний) по сравнению с первым полугодием 2010 года.

     Количество индивидуальных предпринимателей по федеральным округам Российской Федерации таблица 3.

     Таблица 3 -  Количество индивидуальных предпринимателей по федеральным округам Российской Федерации23

Федеральный округ Общая численность индивидуальных предпринимателей (чел.) Динамика за период 01.07.2009-01.07.2010 (%)
на 01.07.2009 на 01.07.2010
Российская Федерация 3837370   4 037 785 +5,2
Северо-Кавказский 265 368 288 955 + 8,9
Приволжский 796 934 850 613 + 6,7
Северо-Западный 318 893 336 407 +55
Центральный 861 411 908 045 + 5,4
Уральский 335 626 350 959 + 4,6
Сибирский 532 757 555 552 + 4,3
Дальневосточный 190 493 198 536 + 4,2
Южный 535 888 548 718 +2,4
 

     По данным ФНС России на 1 июля 2010 года насчитывалось 4 037 785, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (150 155). Сохраняется тенденция нарастания темпов роста числа индивидуальных предпринимателей. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года общее число индивидуальных предпринимателей в среднем по Российской Федерации выросло на 5 %.

     По данным ФНС России, наблюдается рост числа индивидуальных предпринимателей во всех федеральных округах, при этом темпы прироста варьируются от 9 % в Северо-Кавказском федеральном округе до 2,5 % . Южном федеральном округе.

     По итогам 9 месяцев 2010 года сохраняется тенденция последовательного роста численности индивидуальных предпринимателей (в среднем по России - почти на 1 % по сравнению с первым полугодием 2010 года).

     Общее число субъектов малого и среднего предпринимательства -юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (без учета микропредприятий) в первом полугодии 2010 года за год выросло на 4,7 % (193 100 единиц) за счет роста числа индивидуальных предпринимателей и средних предприятий.

     Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности (без микропредприятий, на 1 июля 2010 г., в %) рис. 1.

     

Рисунок 1 - Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности24

     В отраслевом разрезе по состоянию на 1 июля 2010 года - 62,1 % совокупного оборота малых предприятий (2768,0 млрд. руб.) формировали малые компании, занятые в сфере оптовой и розничной торговли. Доля оборота производственного сектора организаций составила 11,6 % общего объема оборота малых предприятий (517,7 млрд.руб.), то есть в 5 раз меньше.

     Справочно: К этой группе относятся также предприятия по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.

     Оборот средних предприятий по видам экономической деятельности (на 1 июля 2010 г., в %)  представлен на рис. 2. 

     Рисунок 2 - Оборот средних предприятий по видам экономической деятельности25

     Отраслевая структура оборота средних компаний качественно отличается в части доли участия в общем обороте организаций, занятых в производственной сфере. В процентном соотношении она в 2 раза выше, чем в малых предприятиях - 25,4 и 11,6 % соответственно (в денежном выражении в первом полугодии 2010 года составила 383,2 млрд. руб.).

     Вместе с тем, в целом отраслевая структура оборота категории малых (без микропредприятий) и средних предприятий (за исключением индивидуальных предпринимателей), по-прежнему, характеризуется преобладанием доли оборота малых и средних компаний, занятых в торговой сфере (около 58 %), и незначительной долей вклада производственных компаний (15 % от общего оборота МСП). Более того, если учитывать вклад индивидуальных предпринимателей, действующих, как правило, в сфере торговли и бытовых услуг, то этот показатель будет выше. 

     3.2 Роль и пути развития предпринимательства в России 

     Развитие  предпринимательства является одним  из самых точных показателей экономического и социального уровня государства.

     Предпринимательство обеспечивает:

  1. Создание новых рабочих мест, обеспечение занятости трудоспособного населения и, как следствие, сокращение числа людей, нуждающихся в социальной помощи.26

     Эта роль представляется значимой при нестабильности функционировании рынка труда, при наличии значительного количества безработных и других подобных социальных проблем. Предпринимательство влечет за собой распространение вторичной занятости. В целом распространение вторичных форм занятости более характерно для сферы услуг (за исключением торговли и общественного питания), особенно высока доля вторичной занятости на предприятиях финансово-кредитной сферы и социально-культурного комплекса.

     2. Обеспечение социальной стабильности  и снижение уровня бедности.27

     Вопрос социальной стабильности всегда актуален при росте социальной напряженности в обществе. Развитие предпринимательства способствует росту денежных поступлений в бюджет, некоторому снижению безработицы и т.д.

     3. Возможность энергичным и предприимчивым  людям открыть своё дело в  производственной, научной и другой  деятельности, реализуя в ней  свои способности.

     4. Увеличение налоговых поступлений.

     5. Рост доли ВВП, создаваемой  организациями, занятыми в сфере  предпринимательства.28

     6. Увеличение численности среднего  класса, следовательно, улучшение  социальной и политической стабильности.

     Если  брать за основу деления на классы доход, то можно сказать, что никакой  вид труда по найму, включая самый  квалифицированный и управленческий, не обеспечивает доходов, сравнимых с предпринимательством.

     Градация  доходов предпринимателей:

     - предприниматели (частные собственники предприятий и фирм, лично управляющие ими, не совмещающие эту деятельность с работой по найму), самозанятые (лица, занятые мельчайшим предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства), предприниматели-менеджеры (наемные директора предприятий, главным образом акционированного и частного секторов экономики, совмещающие управленческую работу по найму с ведением собственного предпринимательства) получают доход, превышающий средний уровень доходов основных «работников вне предпринимательства» - почти в 5 раз.

     - доходы полупредпринимателей (наемных работников, в основном акционированного и частного секторов экономики, не выполняющих управленческих функций и совмещающих основную работу с теми или иными видами предпринимательства) и менеджеров-совладельцев (хозяйственных руководителей акционированных предприятий, работающих по найму, но вместе с тем располагающих пакетами акций управляемых предприятий) в 2 раза ниже доходов 1-й группы и в 2 раза выше заработков «работников вне предпринимательства».

     - заработок «классических» менеджеров (к ним относятся хозяйственные руководители, управляющие государственными или частными предприятиями на основе найма) всего на 40 % выше зарплаты работников исполнительного труда, что вряд ли компенсирует разницу в уровнях образования, квалификации и ответственности труда тех и других.

     7. Взаимодействие малого и крупного  бизнеса, способствующее выжить  в современных рыночных условиях  предприятиям-гигантам, и встать  на ноги вновь созданным частным  и малым предприятиям.29

     Предпринимательство построено на принципе кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные предприятия ориентируются не на подавление малого бизнеса, а, наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с ним. Поэтому крупные и малые предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

     Малые предприятия и их техническое  оснащение во многом зависят от крупных  производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия  выступают в качестве поставщиков  комплектующих изделий, что позволяет им использовать специализацию и кооперирование не только в области производства, но и в сфере сбыта продукции и ее технического обслуживания. Мелкие и средние предприятия - субподрядчики крупных компаний работают на основе подетальной, поузловой, модульной или иной специализации, где они достигают высоких результатов за счет эффекта технологического разделения труда. Они часто берут на себя выполнение одной - двух операций в сложном технологическом процессе, который в комплексе осуществляется крупной компанией. В рамках технического сотрудничества крупные фирмы-заказчики, выпускающие дорогостоящую готовую продукцию на базе комплектующих изделий, предоставляют своим субпоставщикам-исполнителям в аренду помещения, первоначальные средства производства, поставляют им на льготных условиях сырье и материалы, обеспечивают реализацию большей части комплектующей продукции на своих сборочных заводах, дают разрешение на использование своей торговой марки.

Информация о работе Предпринимательство