Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа на ОАО ПСК «Строитель Астрахани»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Представленная работа посвящена теме принятия управленческих решений на основе маржинального анализа. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Отчасти это обусловлено, с одной стороны, большим интересом к теме принятия управленческих решений на основе маржинального анализа в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Работа содержит 1 файл

Астраханский Государственный Технический Университет.docx

— 241.35 Кб (Скачать)

     К переменным относятся затраты, величина которых изменяется с изменением объема производства продукции. В основном это затраты на сырье, материалы, топливо и электроэнергию на технологические  цели сдельная заработная плата производственных рабочих с соответствующими отчислениями во внебюджетные государственные фонды. В зависимости от соотношения темпов роста объема производства и различных переменных затрат последние подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и дигрессивные. Но в среднем переменные расходы изменяются пропорционально изменению объема производства продукции.

     К постоянным относятся затраты, величина которых не зависит от динамики объема производства и продажи продукции. К ним относятся административные и управленческие расходы, арендная плата, амортизационные отчисления, расходы на рекламу, затраты на исследовательские  работы, коммерческие и другие расходы. Такое определение постоянных затрат условно, так как на их уровень  в ряде случаев тоже влияет изменение  объема производства. Например, транспортные расходы, рассматриваемые в составе  постоянных затрат, могут меняться в зависимости от объема реализуемой  продукции. Расходы по сбыту продукции  способны вырасти, если комиссионные вознаграждения торговым агентам устанавливаются  в зависимости от объема продаж. Расширение сферы деятельности предприятия  предполагает и увеличение объема работ  сотрудников соответствующих функциональных подразделений (бухгалтерии, отдела маркетинга и др.) [1,c.134].

     Кроме того, могут изменяться отдельные  статьи, отнесенные к постоянным, от одного периода к другому вне  зависимости от колебания выпуска  продукции (рост арендной платы, повышение  расходов на рекламу, увеличение расходов по хранению материалов и товаров  и пр.)

     Более наглядно содержание постоянных и переменных затрат отражено на рис. 1.

  

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1. Содержание постоянных и переменных затрат  

     Взаимосвязь постоянных и переменных затрат можно  представить уравнением первой степени:

      Z =a + b * x,

     где Z - сумма затрат на производство продукции;

  1. абсолютная сумма постоянных затрат на анализируемый период;
  2. ставка переменных расходов на единицу продукции;

     x - объем производства продукции.

     Формула (1) показывает, что сумма постоянных затрат является фиксированной для  всего объемов производства. Абсолютная ее величина не изменяется с изменением объема производства продукции, однако на единицу продукции затраты  уменьшаются пропорционально росту  объема производства.

      Переменные  расходы в себестоимости всего  выпуска растут пропорционально  изменению объема производства, зато в себестоимости единицы продукции  они имеют постоянную величину:

     C1 = (a + b*x)/x = a/x + (b*x)/x = a/x + b.

     где C1 – себестоимость единицы продукции;

     а - абсолютная сумма постоянных затрат на анализируемый период;

     b - ставка переменных расходов на единицу продукции;

     x - объем производства продукции.

     Более наглядно зависимость видов затрат от изменения объемов продукции  можно рассмотреть на рис. 2. 

     

     Рис. 2. Графики зависимости видов затрат от изменения объема продукции 

     Если  рассматривать ситуацию роста производства и реализации продукции, то можно  отметить, что он вызывает соответствующий  рост переменных расходов при потреблении  большего объема сырья и материалов, трудовых производственных затрат и  тому подобное, и становится при  этом источником их покрытия. Рост маржинальной прибыли в этих условиях даст положительный  финансовый результат. Постоянные расходы  в условиях расширения масштабов  бизнеса так же могут возрасти. Бизнес будет признан обоснованным лишь при опережающем росте выручки  от продаж. Сдерживание роста постоянных расходов при наращении реализации продукции будет способствовать генерированию дополнительной прибыли, так как будет действовать  эффект операционного рычага [5,c.206].

     Операционный  рычаг проявляется в том, что  любое изменение выручки от продаж (объемов продаж) порождает более  сильное изменение прибыли. Вместе с тем СОР отражает степень  предпринимательского риска: чем больше значение силы операционного рычага, тем выше предпринимательский риск. Для доказательства этого утверждения  преобразуем формулу СОР:

      СОР = = = = = .

     Становится  очевидной прямая функциональная зависимость  силы операционного рычага от постоянных расходов. Таким образом, для улучшения  финансового состояния предприятия  необходимо предпринимать все возможные  меры по снижению постоянных затрат, что  теоретически при росте производства сделает предприятие более прибыльным, в том числе и за счет снижения постоянных затрат, приходящихся на единицу  продукции.

     1.2.2. Понятие маржинальной  прибыли методика  ее расчета

     Маржа покрытия (маржинальная прибыль) - разность между выручкой от реализации продукции, товаров и услуг и переменными  затратами, приходящимися на реализованную  продукцию - очень ценный показатель при анализе финансовых результатов.

     Чем больше ее величина, тем больше вероятность  покрытия постоянных затрат и получения  прибыли от производственной деятельности.

      С ее помощью  можно правильнее ранжировать отдельные  виды продукции и отдельные сегменты предприятия по уровню рентабельности. Она служит основой для определения  безубыточного объема продаж по каждому  виду продукции и в целом по предприятию, а также для обоснования  оптимального варианта различного рода управленческих решений.

     Выручка = Постоянные расходы + Переменные расходы + Прибыль,

     Из  формулы (4) видно, что:

      Маржинальная  прибыль = Выручка - Переменные расходы = Постоянные расходы +Прибыль.

     Маржа покрытия на единицу продукции показывает вклад каждой дополнительно произведенной  единицы продукции в общую  сумму маржинальной прибыли, которая  является источником покрытия постоянных расходов и генерирования прибыли. Сравнение маржинальной прибыли  с суммой постоянных расходов организации  отражает финансовый результат от операционной деятельности. Для факторного анализа  изменения ее величины можно использовать следующие модели:

      - на единицу  продукции (удельная маржинальная  прибыль)

     МП  ед. =pi - bi ;

      - на весь  объем продаж i-гo вида продукции

     МПi = VРПi * (pi - bi);

      - в целом  по предприятию

     МПобщ. = ∑VРПi * (pi - bi) = ∑VРП общ. * Удi*(pi - bi),

     где МП - сумма маржи покрытия;

     p - цена единицы продукции;

     b - переменные затраты на единицу продукции ( себестоимость);

     VРП - физический объем реализованной  продукции;

     Удi- удельные веса отдельных видов продукции в общем объеме продаж.

     Расчет  влияния данных факторов покажет  вклад каждого из них в формирование общей суммы маржи покрытия отчетного  периода. По данным моделям можно  оценивать степень чувствительности ее величины к изменению соответствующих  факторов в прогнозном периоде.

     Определение усеченной себестоимости по переменной части затрат и маржи покрытия по каждому виду продукции позволяет  более правильно определить доходность каждого продукта и его вклад  в генерирование общей маржи покрытия и прибыли предприятия по сравнению с традиционным методом калькулирования полной себестоимости продукции. При полном калькулирования себестоимости продукции, как правило, допускается значительное искажение ее уровня вследствие того, что очень трудно правильно выбрать базу распределения накладных расходов, в результате чего себестоимость одних видов продукции явно завышается, а других - занижается. Принятые на этой основе изменения в структурной политике могут оказаться ошибочными, т.е. могут быть сняты с производства изделия, вносящие на самом деле значительный вклад в общий доход предприятия.

     Таким образом, показатель маржи покрытия в процентах к выручке (маржинальная рентабельность) является важным инструментом принятия решений. Если предприятие  увеличит продажи продукции с  более высокими значениями данного  показателя, то оно получит более  высокую сумму покрытия, а соответственно, и более высокую сумму прибыли. Поэтому планирование производства и сбыта продукции должно ориентироваться  именно на этот критерий с целью  достижения оптимального финансового  результата [8,c.243].

     Влияние уровня удельной маржинальной прибыли  на операционную прибыль (РN) можно отразить следующим образом:

      PN=N - Sперем - Sпост =

     где N - выручка от продажи продукции;

     Sперем - переменные затраты;

     Sпост - постоянные затраты;

     qi - объем продукции в количественном выражении i-того вида;

     pi - цена единицы продукции i-того вида;

     S’перемi - удельные переменные затраты в расчете на единицу продукции i-того вида;

     Р’маржi - удельная маржинальная прибыль в расчете на единицу продукции i-того вида;

     N - количество видов продукции.

     Как видно из преобразований, показатель удельной маржинальной прибыли –  своеобразный коэффициент, усиливающий  влияние изменения количества продукции  на прибыль [11,c.125].

     1.3. Анализ безубыточности  предприятия

 

     На  мой взгляд, прежде чем принимать  те или иные управленческие решения  на базе маржинального анализа, то есть осуществлять альтернативный выбор  вариантов решения проблемы на основе наиболее оптимального соотношения  трех основных показателей – прибыли, издержек и объема производства, необходимо определить такое их соотношение, при  котором предприятие не будет  являться убыточным. А затем уже  рассматривать варианты, которые  позволят сделать его более рентабельным. Это сокращает диапазон возможным  вариантом, делая расчеты более  рациональными и менее трудоемкими. Поэтому рассмотрим методику анализа  безубыточности предприятия.

     Анализ  безубыточности предприятия позволяет  найти точку равновесия, или безубыточности, так называемый критический объем  продаж – точку, в которой суммарный  объем выручки равен суммарным  затратам. Величина этих затрат складывается из общей величины постоянных затрат и тех переменных затрат, которые  возникают как результат производства продукции, продажа которой должна полностью покрыть себестоимость  производства и реализации. Точка  безубыточности (точка равновесия, мертвая точка, критическая точка, порог рентабельности) – ситуация, при которой деятельность предприятия  не приносит не убытков не прибыли.

     Продажа ниже точки безубыточности означают для предприятия убытки, выше точки  равновесия – прибыль.

Информация о работе Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа на ОАО ПСК «Строитель Астрахани»