Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа на ОАО ПСК «Строитель Астрахани»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Представленная работа посвящена теме принятия управленческих решений на основе маржинального анализа. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Отчасти это обусловлено, с одной стороны, большим интересом к теме принятия управленческих решений на основе маржинального анализа в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Работа содержит 1 файл

Астраханский Государственный Технический Университет.docx

— 241.35 Кб (Скачать)

     Целесообразно рассмотреть несколько основных методик факторного анализ, которые  достаточно универсальны и наиболее часто востребованы.

     Первая  методика факторного анализа позволяет  выявить, насколько обоснованы затраты  на производство и реализацию продукции. Под воздействием объективных факторов абсолютная величина затрат, как правило, увеличивается в условиях роста  объема производства, инфляционных процессов, изменения управленческой политики в части позиционирования, рекламы  продукции, освоение ее новых видов  и т.д. Все это может привести порой к резкому увеличению затратной  составляющей бизнеса, но насколько  оправдан такой рост, поможет убедиться  реализация одной из методик факторного анализа.

     Для подтверждения обоснованности затрат следует исходить из соотношения  темпа их роста и темпа роста  выручки от продаж (доходов), причем последний должен быть опережающим, поскольку расходы бывают оправданы  тогда, когда они компенсированы полученными доходами (в данном случае речь идет о текущих операционных расходах на производство и реализацию продукции без учета затрат капитального характера). Безусловно, для компенсации  понесенных текущих затрат требуется порой длительное время [1,c.204].

     В данном случае ограничимся анализом деятельности предприятия в относительно стабильных условиях, при незначительных колебаниях рыночного спроса, цен, ассортимента выпускаемой продукции, структуры  затрат и т.д.

     Для оценки влияния факторов на результативный для данного случая показатель –  расходоемкости производства и реализации продукции (dSобщ) воспользуемся следующей формулой:

      dSобщ = .

     Используя методику моделирования исходной факторной  модели, преобразуем вышеприведенную  формулу в многофакторную модель смешанного типа:

      dSобщ =

     где Sобщ- общая величина постоянных и переменных расходов (расходов по обычным видам деятельности);

     N – выручка от продаж;

     qобщ - общий объем производства и реализации в количественном выражении;

     p – цена единицы продукции;

     S’перем – удельные переменные затраты в расчете на единицу продукции;

     Sпост - постоянные затраты.

     Кроме того, одним из важнейших этапов маржинального анализа является анализ прибыли от финансово-хозяйственной  деятельности предприятия и влияние  на ее уровень разнообразных факторов.

     Большой интерес представляет методика маржинального  анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие  от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить  взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.

      По методике факторного анализа прибыли, применяемой  в нашей стране, обычно используют следующую модель:

     П = РN *(P - S),

     где РN-общий объем реализации продукции;

     P – цена за единицу продукции;

     S- себестоимость единицы продукции.

     При этом исходят из предположения, что  все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь  объема производства (реализации) продукции  и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость  единицы продукции снижается, так  как возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения. И наоборот, при спаде производства себестоимость  изделий возрастает из-за того, что  больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

      В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения  прибыли от реализации отдельных  видов продукции и прогнозировании  ее величины используют следующую модель:

     П = Рn * (Р - S’перем) - Sпост,

     где S’перем - переменные затраты на единицу продукции;

     Sпост - постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.

     По  данной модели учитывается и прямое и косвенное влияние объема продаж на изменение финансового результата.

     Следовательно, рассмотренная методика позволяет  более правильно исчислить влияние  факторов на изменение суммы прибыли, так как она учитывает мультипликативный  эффект воздействия объема продаж на изменение величины прибыли.

     Методика  анализа прибыли несколько усложняется  в условиях многопродуктового производства, когда кроме рассмотренных факторов необходимо учитывать и влияние  структуры реализованной продукции.

     Для изучения влияния факторов на изменение  суммы прибыли от реализации продукции  в целом по предприятию можно  использовать следующую модель:

      П = ∑ [Рnобщ. * Удi * (pi - S’перемi)] - Sпост ,

     где S’перем – удельные переменные затраты в расчете на единицу i-ого вида продукции;

     Sпост - постоянные затраты;

     pi – стоимость i-ого вида продукции;

     Рnобщ – общий объем продаж продукции.

     Удi- удельные веса отдельных видов продукции в общем объеме продаж.

       Таким образом, сравнительный  анализ познавательных свойств  различных методик факторного  анализа прибыли доказывает преимущество  методики маржинального анализа,  позволяющего исследовать и количественно  измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи  и зависимости. Использование  этого метода в финансовом  менеджменте отечественных предприятий  позволит более эффективно управлять  процессом формирования финансовых  результатов.

     Следующая методика имеет особую актуальность в процедурах прогнозирования результатов  бизнеса. Для предпринимательской  деятельности довольно характерна ситуация, когда первичным показателем  бизнес-плана выступает прибыль. Например, когда требуется спрогнозировать  период окупаемости операционных (текущих) затрат, поскольку он рассчитывается как отношение прибыли за весь планируемый период (год) к затратам (средним за период) [10,c.85].

     Исходя  из данной суммы прибыли, определяется объем продаж продукции, необходимый  для ее получения при известных  ценах, постоянных затратах и удельных переменных затратах на единицу продукции. Для расчета количества продукции  используется следующая формула:

      qрасчета=

     где Рпрогноз - заданная (прогнозная) величина;

     qрасчета– расчетный необходимый объем продаж в количественном выражении;

     p – цена единицы продукции;

     Sпост - постоянные затраты;

     Sперем.1ед. – удельные переменные расходы на единицу продукции.

      Расчетный объем  продаж в стоимостном выражении, необходимый для покрытия совокупных постоянных и переменных расходов, а так же для формирования заданного  объема прибыли, рассчитывается следующим  образом:

     Nрасчетн = qрасчета*p,

     где Nрасчетн - расчетный объем продаж в стоимостном выражении;

     qрасчета– расчетный необходимый объем продаж в количественном выражении;

     p – цена единицы продукции.

 

     1.5. Методики, используемые  для принятия управленческих  решений на основе  маржинального анализа

     1.5.1. Методика маржинального  анализа показателей  рентабельности

     Методика  анализа рентабельности, применявшаяся  и применяемая на многих предприятиях также не учитывает взаимосвязь  «затраты - объем - прибыль». По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как  с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли  и суммы затрат. В действительности и прибыль, и издержки предприятия  не изменяются пропорционально объему реализации продукции, в результате чего происходит изменение рентабельности под воздействием данного фактора.

     Для анализа рентабельности продукции  в целом по предприятию используем следующую факторную модель:

     

     где R – рентабельность продукции;

     П – прибыль от реализации продукции;

     З – затраты.

     Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (оборота), для чего можно  использовать следующую модель:

     

     где Rоб – рентабельность оборота продукции;

     П – прибыль от реализации продукции;

     В – выручка от реализации.

     Как уже отмечалось, большое значение для оценки эффективности производства имеет показатель маржинальной рентабельности (MR), который рассчитывается отношением маржи покрытия к выручке от реализации продукции. Для факторного анализа данного показателя можно использовать следующие модели:

     а) в целом по предприятию

     

     б) отдельного вида продукции

     

     Анализ  рентабельности операционного капитала производится по следующей факторной  модели:

     

     где KL - средняя сумма операционного  капитала;

     MR – маржинальная рентабельность;

     MRi – маржинальная рентабельность i-го вида продукции;

     Коб. - коэффициент оборачиваемости капитала.

     Преимущество  рассмотренной методики анализа  показателей рентабельности состоит  в том, что при ее использовании  учитывается взаимосвязь элементов  модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния  факторов и как следствие - более  высокий уровень планирования и  прогнозирования финансовых результатов [11,c.253].

     1.5.2. Методики принятия  управленческих решений

     Существует  несколько методик принятия управленческого  решения, которые помогают обосновать аналитические расчеты и сделать  результаты более наглядными и понятными.

     Рассмотрим  одну из таких методик. Если сумму  прибыли представить в виде формулы:

      П = Рn * (p - S’перем ) - Sпост = Рn * Смп - Sпост,

      где неизвестной  величиной является объем продаж в натуре (Рn), и приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму варианту:

     Рn1 * Смп 1 - Sпост1 = Рn2 * Смп2 – Sпост2,

Информация о работе Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа на ОАО ПСК «Строитель Астрахани»