Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 14:30, курсовая работа
Представленная работа посвящена теме принятия управленческих решений на основе маржинального анализа. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Отчасти это обусловлено, с одной стороны, большим интересом к теме принятия управленческих решений на основе маржинального анализа в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Целесообразно рассмотреть несколько основных методик факторного анализ, которые достаточно универсальны и наиболее часто востребованы.
Первая методика факторного анализа позволяет выявить, насколько обоснованы затраты на производство и реализацию продукции. Под воздействием объективных факторов абсолютная величина затрат, как правило, увеличивается в условиях роста объема производства, инфляционных процессов, изменения управленческой политики в части позиционирования, рекламы продукции, освоение ее новых видов и т.д. Все это может привести порой к резкому увеличению затратной составляющей бизнеса, но насколько оправдан такой рост, поможет убедиться реализация одной из методик факторного анализа.
Для подтверждения обоснованности затрат следует исходить из соотношения темпа их роста и темпа роста выручки от продаж (доходов), причем последний должен быть опережающим, поскольку расходы бывают оправданы тогда, когда они компенсированы полученными доходами (в данном случае речь идет о текущих операционных расходах на производство и реализацию продукции без учета затрат капитального характера). Безусловно, для компенсации понесенных текущих затрат требуется порой длительное время [1,c.204].
В данном случае ограничимся анализом деятельности предприятия в относительно стабильных условиях, при незначительных колебаниях рыночного спроса, цен, ассортимента выпускаемой продукции, структуры затрат и т.д.
Для оценки влияния факторов на результативный для данного случая показатель – расходоемкости производства и реализации продукции (dSобщ) воспользуемся следующей формулой:
dSобщ = .
Используя методику моделирования исходной факторной модели, преобразуем вышеприведенную формулу в многофакторную модель смешанного типа:
dSобщ =
где Sобщ- общая величина постоянных и переменных расходов (расходов по обычным видам деятельности);
N – выручка от продаж;
qобщ - общий объем производства и реализации в количественном выражении;
p – цена единицы продукции;
S’перем – удельные переменные затраты в расчете на единицу продукции;
Sпост - постоянные затраты.
     Кроме 
того, одним из важнейших этапов 
маржинального анализа является 
анализ прибыли от финансово-хозяйственной 
деятельности предприятия и влияние 
на ее уровень разнообразных 
Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.
По методике факторного анализа прибыли, применяемой в нашей стране, обычно используют следующую модель:
П = РN *(P - S),
где РN-общий объем реализации продукции;
P – цена за единицу продукции;
S- себестоимость единицы продукции.
     При 
этом исходят из предположения, что 
все приведенные факторы 
     
В зарубежных 
странах для обеспечения 
П = Рn * (Р - S’перем) - Sпост,
где S’перем - переменные затраты на единицу продукции;
Sпост - постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.
     По 
данной модели учитывается и прямое 
и косвенное влияние объема продаж 
на изменение финансового 
     Следовательно, 
рассмотренная методика позволяет 
более правильно исчислить 
     Методика 
анализа прибыли несколько 
Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно использовать следующую модель:
П = ∑ [Рnобщ. * Удi * (pi - S’перемi)] - Sпост ,
где S’перем – удельные переменные затраты в расчете на единицу i-ого вида продукции;
Sпост - постоянные затраты;
pi – стоимость i-ого вида продукции;
Рnобщ – общий объем продаж продукции.
Удi- удельные веса отдельных видов продукции в общем объеме продаж.
      
Таким образом, сравнительный 
анализ познавательных свойств 
различных методик факторного 
анализа прибыли доказывает 
     Следующая 
методика имеет особую актуальность 
в процедурах прогнозирования результатов 
бизнеса. Для предпринимательской 
деятельности довольно характерна ситуация, 
когда первичным показателем 
бизнес-плана выступает 
Исходя из данной суммы прибыли, определяется объем продаж продукции, необходимый для ее получения при известных ценах, постоянных затратах и удельных переменных затратах на единицу продукции. Для расчета количества продукции используется следующая формула:
qрасчета=
где Рпрогноз - заданная (прогнозная) величина;
qрасчета– расчетный необходимый объем продаж в количественном выражении;
p – цена единицы продукции;
Sпост - постоянные затраты;
Sперем.1ед. – удельные переменные расходы на единицу продукции.
Расчетный объем продаж в стоимостном выражении, необходимый для покрытия совокупных постоянных и переменных расходов, а так же для формирования заданного объема прибыли, рассчитывается следующим образом:
Nрасчетн = qрасчета*p,
где Nрасчетн - расчетный объем продаж в стоимостном выражении;
qрасчета– расчетный необходимый объем продаж в количественном выражении;
p – цена единицы продукции.
 
Методика анализа рентабельности, применявшаяся и применяемая на многих предприятиях также не учитывает взаимосвязь «затраты - объем - прибыль». По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат. В действительности и прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, в результате чего происходит изменение рентабельности под воздействием данного фактора.
Для анализа рентабельности продукции в целом по предприятию используем следующую факторную модель:
где R – рентабельность продукции;
П – прибыль от реализации продукции;
З – затраты.
Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (оборота), для чего можно использовать следующую модель:
где Rоб – рентабельность оборота продукции;
П – прибыль от реализации продукции;
В – выручка от реализации.
Как уже отмечалось, большое значение для оценки эффективности производства имеет показатель маржинальной рентабельности (MR), который рассчитывается отношением маржи покрытия к выручке от реализации продукции. Для факторного анализа данного показателя можно использовать следующие модели:
а) в целом по предприятию
б) отдельного вида продукции
Анализ рентабельности операционного капитала производится по следующей факторной модели:
где KL - средняя сумма операционного капитала;
MR – маржинальная рентабельность;
MRi – маржинальная рентабельность i-го вида продукции;
Коб. - коэффициент оборачиваемости капитала.
     Преимущество 
рассмотренной методики анализа 
показателей рентабельности состоит 
в том, что при ее использовании 
учитывается взаимосвязь 
     Существует 
несколько методик принятия управленческого 
решения, которые помогают обосновать 
аналитические расчеты и 
Рассмотрим одну из таких методик. Если сумму прибыли представить в виде формулы:
П = Рn * (p - S’перем ) - Sпост = Рn * Смп - Sпост,
где неизвестной величиной является объем продаж в натуре (Рn), и приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму варианту:
Рn1 * Смп 1 - Sпост1 = Рn2 * Смп2 – Sпост2,