Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа на ОАО ПСК «Строитель Астрахани»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Представленная работа посвящена теме принятия управленческих решений на основе маржинального анализа. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Отчасти это обусловлено, с одной стороны, большим интересом к теме принятия управленческих решений на основе маржинального анализа в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Работа содержит 1 файл

Астраханский Государственный Технический Университет.docx

— 241.35 Кб (Скачать)

     При проведении анализа безубыточности для определения порога рентабельности и его моделирования традиционно  используется два метода анализа: метод  уравнений и графический.

     Для определения координат точки  безубыточности с помощью графического метода соблюдается такая последовательность. На координатной плоскости (ось абсцисс - объем продукции в количественном выражении, ось ординат – стоимостное  изменение показателей выручки, затрат, прибыли) проводится горизонталь  – график прямой, описывающий поведение  постоянных затрат, которые по мере наращивания объема продукции не изменяются. График постоянных затрат берет свое начало на вертикальной стоимостной оси на уровне, соответствующем  сумме постоянных затрат.

     Далее строится график выручки - прямая, начало которой в нулевой точке координат, окончание - в точке, соответствующей  координатам: по оси абсцисс - общему количеству продукции; по оси ординат  – денежному выражению продаж (Количество продукции * Цена единицы продукции).

     График  совокупных затрат представляет собой  прямую линию, которая начинается от оси ординат на отметке, соответствующей  сумме постоянных затрат, и заканчивается  точкой с координатами по оси абсцисс - общего количества продукции, по оси  ординат – денежного выражения  суммы постоянных и переменных затрат. Порог рентабельности определяется координатами точки пересечения  графиков выручки и себестоимости (суммы переменных и постоянных затрат) [3,c.96].

     Как только порог рентабельности преодолен, график выручки оказывается выше графика совокупных затрат. В этой ситуации постоянные затраты полностью  компенсированы продажами, а каждая дополнительно проданная единица  продукции несет в себе частицу  прибыли при условии, что цена реализации превышает сумму переменных затрат, приходящихся на единицу продукции. Чем дальше от точки безубыточности окажется точка фактических продаж, тем больше прибыли получит предприятие. Графическое отображение порога рентабельности рассматривается на рис. 3. 

     

     Рис.3. Графическое отображение порога рентабельности 

     Наряду  с графическим методом для  определения точки безубыточности используется так же метод уравнений, который отличается большим удобством, поскольку его реализация предполагает ограниченное количество задаваемых начальных  параметров: общей величины постоянных затрат, цены за единицу продукции  и удельных переменных затрат на единицу  продукции. Основа метода уравнений  – формализованное описание точки  безубыточности и ее моделирование:

      Nкр = Sпер.кр. + Sпост ;

     или

       qкр * p = qкр * S’пер.кр. + Sпост ;

     Исходя  из формул (10), (11) имеем:

      qкр

      А так же:

     Nкр. = qкр. * p,

     где Nкр. - выручка от продаж в точке безубыточности;

     Sпер.кр. - переменные затраты в точке безубыточности;

     S’пер.кр. – удельные переменные затраты в расчете на единицу продукции;

     Sпост - постоянные затраты;

     qкр. - объем продукции в точке безубыточности в количественном выражении;

     p - цена единицы продукции;

     Умножив величину критического объема продукции  в количественном выражении на цену, получим выручку от продаж в точке  безубыточности (Nкр):

      Nкр. = qкр. * p =

     где Р’марж - удельная маржинальная прибыль в расчете на единицу продукции;

     D Рмарж – доля маржинальной прибыли в выручке (доля маржинальной прибыли в цене единицы продукции).

     В зависимости от имеющейся исходной информации для расчета точки  безубыточности можно использовать представленные ниже формулы, полученные путем моделирования:

      ;

       

      Разницу между  общим объемом проданной продукции  и ее критическим объемом (в точке  безубыточности) принято называть запасом  финансовой прочности (ЗФП), который рассчитывается как в стоимостном, так и в количественном выражении, а так же в виде удельного веса по отношению к объему продаж (dЗФПN):

      ЗФПN = Вобщ – Вт.б.;

     ЗФПq = Qобщ – Qт.б.;

      dЗФПN =

      dЗФПq =

     где Вобщ - общая величина выручки от продаж;

     Вт.б. - величина выручки от продаж в точке безубыточности;

     Qобщ - общее количество проданной продукции;

     Qт.б. - количество проданной продукции в точке безубыточности;

     ЗФПN– запас финансовой прочности в стоимостном выражении;

     ЗФПq запас финансовой прочности в количественном выражении;

     dЗФПN – запас финансовой прочности в стоимостном выражении в виде удельного веса по отношению к объему продаж;

     dЗФПq - запас финансовой прочности в количественном выражении в виде удельного веса по отношению к объему продаж.

     Преобразуя  показатель запаса финансовой прочности  можно выявить его обратно  пропорциональную зависимость от силы операционного рычага:

      ЗФП = Nобщ. – Nкр. = Nобщ - ,

     где Nобщ. - общая величина выручки от продаж;

     Nкр. - выручка от продаж в точке безубыточности;

     Sпост- постоянные затраты;

     Pмарж - маржинальная прибыль;

     Pn - прибыль от продаж.

     1.3.1. Факторный анализ  критического объема  продаж продукции

     Важный  момент в маржинальном анализе –  изучение влияния факторов (постоянных и переменных затрат и цен) на критический  объем продаж, для расчета которого воспользуемся формулой точки безубыточности в количественном выражении (qкр):

      qкр. = ,

     где p – цена единицы продукции;

     S’пер.кр. – удельные переменные затраты в расчете на единицу продукции;

     Sпост - постоянные затраты.

     Влияние каждого фактора на изменение  критического объема продукции в  отчетном периоде по сравнению с  предыдущим (или плановыми показателями) можно определить с помощью метода цепных подстановок следующим образом («отч» - показатели отчетного периода, «пред» - показатели предыдущего периода):

  1. Расчет влияния на qкр изменения постоянных расходов (Sпост):

      ∆ qкр. Sпост =

  1. Расчет влияния на qкр. изменения переменных расходов (Sперем):

      ∆ qкр. Sперем = )

  1. Расчет влияния на qкр. изменения цены (р):

      ∆ qкр. p = ).

     Далее проверяются расчеты влияния  факторов:

      ∆ qкр. = ∆ qкр. Sпост + ∆ qкр.Sперем + ∆ qкр.p

     Подобные  алгоритмы расчетов можно использовать так же и для целей прогнозирования, в том числе для определения  ценовой политики. В условиях роста  цен на потребляемое сырье, тарифов  оплаты труда, ставок арендной платы и так далее важно предусмотреть, какое повышение цен на реализуемую продукцию сможет компенсировать влияние этих негативных факторов для того, чтобы точка безубыточности не увеличилась [4,c.122].

     1.3.2. Определение критической  суммы постоянных  затрат, переменных  расходов на единицу  продукции и критического  уровня цены реализации

     С помощью маржинального анализа  можно установить критический уровень  не только объема продаж, но и суммы  постоянных затрат, а также цены и переменных затрат на единицу продукции  при заданном значении остальных  факторов.

     Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржи покрытия и объема продаж рассчитывается следующим образом:

      Sпост. кр. = Рn * (р - S’пер.кр.) или Sпост. кр = Рn * DРмарж

     где p – цена единицы продукции;

     D Рмарж – доля маржинальной прибыли в выручке (доля маржинальной прибыли в цене единицы продукции);

     S’пер.кр. – удельные переменные затраты в расчете на единицу продукции;

     Sпост - постоянные затраты;

     Рn – объем продаж продукции.

     Суть  этого расчета состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая  покрывается маржинальной прибылью при заданном объеме продаж, цены и  уровня переменных затрат на единицу  продукции. Если постоянные затраты  превысят этот уровень, то предприятие  будет убыточным [7,c.147].

     Для того чтобы определить срок окупаемости (t) постоянных затрат отчетного периода, необходимо сделать следующий расчет:

     

     Как можно видеть, критический уровень  постоянных издержек является очень  ценным показателем в управленческой деятельности. С его помощью можно  эффективнее управлять процессом  формирования финансовых результатов.

       Критический уровень переменных  затрат на единицу продукции  (S’пер.кр.) при заданном объеме продаж (Рn), цене (P) и сумме постоянных затрат (Sпост) определяется следующим образом:

     

     Критический уровень цены (Ркр.) определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:

     

     1.4. Факторный анализ  результативности  операционной деятельности.

 

     Для эффективного функционирования системы  управления необходима качественная информация о воздействии различных факторов на производство и сбыт продукции  не только для целей контроля и  планирования производственных показателей, но и прогнозирования размеров рынка, рыночной дали предприятия, цен и  структуры реализации.

     Оценка  влияния факторов на динамику затрат, прибыли и рентабельности, подготовленная на основе детального изучения внешних  и внутренних факторов, является важным оперативным и стратегическим инструментом управления. Создание адекватной факторной  модели, использование ее для прогнозирования  хозяйственных ситуаций, информационное обеспечение факторного анализа  уже сложившихся и будущих  результатов бизнес-процессов позволяют  принимать современные и обоснованные управленческие решения, минимизирующие негативное воздействие внешней и внутренней среды бизнеса. Умея оценить факторы, можно создать на предприятии эффективный механизм управления ими.

     Поскольку на результаивность производства и  реализацию продукции оказывает  влияние большое количество разнообразных  факторов, в том числе специфических, свойственных деятельности конкретного  предприятия, то и методики, необходимые  для их анализа, отличаются оригинальностью  и создаются под конкретную управленческую задачу.

Информация о работе Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа на ОАО ПСК «Строитель Астрахани»