РАзработка инвестиционной политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:12, реферат

Описание работы

В настоящее время российская экономика находится в продолжительном кризисе. Причиной которого, с одной стороны, стали нараставшие противоречия в экономическом развитии страны, а с другой стороны, - современные, но не последовательные реформы. В результате этого произошло резкое снижение инвестиционной активности предприятий. Особо тяжелое положение сложилось в наукоемких отраслях промышленности, являющихся основой современного экономического роста. Происходящий экономический спад производства привел к новому типу инвестирования, воспроизводству, для которого характерна более высокая эффективность.

Работа содержит 1 файл

РАЗРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ.docx

— 79.76 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

     В настоящее время российская экономика  находится в продолжительном  кризисе. Причиной которого, с одной  стороны, стали нараставшие противоречия в экономическом развитии страны, а с другой стороны, - современные, но не последовательные реформы. В результате этого произошло резкое снижение инвестиционной активности предприятий. Особо тяжелое положение сложилось  в наукоемких отраслях промышленности, являющихся основой современного экономического роста. Происходящий экономический  спад производства привел к новому типу инвестирования, воспроизводству, для которого характерна более высокая  эффективность.

     В этих условиях главным направлением продолжения экономических реформ в России является активизация финансово-инвестиционной деятельности.

     Целью курсовой работы является изучение инвестиционной политики при проявлении признаков финансового неблагополучия  на примере отдельного предприятия.

     Предметом написания курсовой работы служит процесс формирования и реализации инвестиционной политики промышленного предприятия в условиях финансового неблагополучия.

     Объектом  исследования курсовой работы является крупное предприятие по производству нефтеналивного и насосного оборудования ОАО «Промприбор».

     Проблематику  построения инвестиционной политики компании исследовали такие ученые как, Маренков Н.Л, Бланк И.А, Э.М. Коротков, Грязнова А.Г и другие.

     Следует отметить, что для ОАО «Промприбор» рассмотрение данной темы имеет большое  значение, т.к. правильная работа финансово-экономических  служб предприятия позволит выявить  возможности повышения эффективности  функционирования предприятия на основе использования инвестиционной концепции  и методов антикризисного управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ПРОЯВЛЕНИИ ФИНАНСОВОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ.

     1.1 Понятие эффекта  финансового рычага (левериджа)

     Одним из основных показателей, характеризующих  финансовую устойчивость, является коэффициент  финансовой активности (плечо финансового  рычага). В финансовом менеджменте  существует понятие, позволяющее определить эффективность привлечения внешних  источников (эффективность финансового  рычага).

     В деятельности коммерческих организаций  различают:

  • внутреннее финансирование (прибыль)
  • внешнее финансирование (кредиты, займы).

     В связи с тем, что имеет место  внешнее финансирование, различают  такое понятие как «финансовый  рычаг» или «финансовый леверидж», т.е. предел до которого может быть улучшена деятельность предприятия за счет использования  внешних источников финансирования1. Термин «леверидж» достаточно давно используется в российской экономической литературе и позаимствован из американской практики «leverage». В Великобритании для характеристики эффективности использования заемных средств используется термин «gearing».

     Для каждого конкретного периода  деятельности компании при использовании  внешних заимствований финансовый менеджер должен определить предел, до которого можно использовать заемные  средства, т.к. их превышение может привести к потере независимости и свести на нет эффективность привлечения  заемных средств. В странах с развитой рыночной экономикой заемный капитал является более дешевым, чем собственный, т.к. существует эффект «налогового щита». Проценты за кредит выводятся из-под налогообложения (включаются в себестоимость), а дивиденды выплачиваются из ЧП, которая попадает под налогообложение. Дивиденды по акциям, сами по себе, выше ставок за кредит (из-за риска).

     Эффект  финансового рычага (ЭФР) базируется на фундаментальной теории финансового  менеджмента о структуре капитала (теория Модильяни-Миллера). Данная теория была разработана Франко Модильяни и Мертоном Миллером в статье, опубликованной в 1958 году в журнале «American Economic Review». Они подвергли сомнению принятую истину о том, что финансовая зависимость увеличивает общую стоимость фирм и приводит к увеличению прибыли на собственный капитал.

     Структура капитала представляется составляющими S и D, а их отношение D / S = L называется финансовым рычагом или левериджем.

     Исходя  из ряда достаточно жестких ограничений (наличие совершенного рынка, финансовое равенство фирм и частных инвесторов — те и другие имеют возможность  занимать под одинаковый процент, однопериодность  модели, отсутствие трансакционных издержек2), Модильяни-Миллер доказали, используя идею арбитража, что структура капитала не влияет на стоимость фирмы. В 1963 году Модильяни и Миллер опубликовали вторую работу, посвященную структуре капитала, в которой ввели в первоначальную модель налоги на корпорации. С учетом налогообложения было показано, что цена акций непосредственно связана с использованием предприятием заёмного финансирования: чем выше доля заёмного капитала, тем выше и цена акций. Согласно пересмотренной теории Модильяни - Миллера, предприятиям следовало бы финансироваться на 100% за счет заёмного капитала, так как это обеспечило бы им наивысшие курсы акций.

     Под финансовым левериджем понимается некая  характеристика финансовых условно-постоянных расходов в общей сумме текущих  расходов фирмы как фактор колеблемости ее финансового результата. Варьирование уровнем этого показателя означает большее или меньшее замещение  собственных источников финансирования средствами, привлекаемыми от сторонних  лиц на долгосрочной платной основе3. Т.е. управление уровнем финансового левериджа - это стратегическое (долгосрочное) планирование на предприятиях.

     Финансовый  леверидж - это доля займов в общем  капитале компании. При этом, компании следует выбирать такую структуру  капитала, которая может повысить цену ее акции4.

     В общем виде финансовый рычаг (леверидж) - это финансовый механизм управления рентабельностью собственного капитала за счет оптимизации соотношения используемых собственных и заемных финансовых средств. А эффект финансового рычага - это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего. Эффект финансового рычага возникает из-за расхождения между экономической рентабельностью и "ценой" заемных средств. Экономическая рентабельность активов представляет собой отношение величины эффекта производства (т.е. прибыли до уплаты процентов за кредиты и налога на прибыль) к суммарной величине совокупного капитала предприятия (т.е. всех активов или пассивов).

     Теоретически, эффект финансового рычага может  быть равен 0 в случаях, если финансирование на предприятии происходит только за счет собственных источников и если вся прибыль отдается на выплату  процентов по кредиту. Отрицательный  эффект финансового рычага будет  говорить о том, что часть собственного капитала отдается на покрытие процентов по кредиту. Положительный эффект финансового рычага говорит об эффективности использования заемных средств.

     1.2 Составляющие финансового  рычага

     Для расчета эффекта финансового  рычага используется следующая формула:

     ЭФР = (2)

     ФР  – эффект финансового рычага;

     СНП – ставка налогообложения прибыли, выраженная десятичной дробью;

       – коэффициент рентабельности  активов;

     i – средняя расчетная ставка процента;

     ЗК  – заемный капитал;

     СК  – собственный капитал.

     Как видно, эта формула имеет три  составляющие (Приложение Б):

     Налоговый корректор (или налоговый щит) финансового рычага (1 - СНП) - показывает, в какой степени проявляется эффект финансового рычага в связи с различным уровнем налогообложения прибыли. Налоговый щит - уменьшение размера налоговых обязательств компании, вызванное увеличением затрат, подлежащих вычету из облагаемого дохода (амортизационных отчислений и процентных платежей)5. Размер налогового щита может рассчитываться как ставка налога, умноженная на прирост таких затрат.

     Налоговый корректор финансового левериджа  практически не зависит от деятельности организации, т.к. ставка налога на прибыль  устанавливается законодательно. Вместе с тем, в процессе управления финансовым левериджем дифференциальный налоговый  корректор может быть использован  в следующих случаях:

  • если по различным видам деятельности установлены дифференцированные ставки налогообложения прибыли;
  • если по различным видам деятельности законодательно (НК РФ) предусмотрены налоговые льготы по прибыли;
  • если отдельные дочерние компании организации осуществляют свою деятельность в свободных экономических зонах своей страны, где действует льготный режим налогообложения прибыли;
  • если дочерние компании осуществляют свою деятельность в других государствах с более низким уровнем налогообложения прибыли.

     При этих условиях, воздействуя на структуру  производства и, в свою очередь, на состав прибыли по уровню налогообложения, можно снизить среднюю ставку налогообложения прибыли и повысить воздействие налогового корректора на эффект финансового рычага (при  прочих равных условиях).

     1.2 Пути финансового  оздоровления и  санации предприятия

     Для целенаправленного вывода предприятия  из кризисного состояния и обеспечения  его дальнейшего развития необходимо разработать и реализовывать  инвестиционную программу финансового  оздоровления и развития, которая, должна включать в себя следующие основные антикризисные мероприятия:

    • - реорганизация производств;
    • - перепрофилирование производств;
    • - закрытие нерентабельных производств и создание новых;
    • - пополнение оборотных средств.

     Кроме предложенных выше, направлениями выхода из кризисного состояния и восстановления платежеспособности предприятия являются следующие:

    • отказ от непрофильных (сопутствующих) активов и их продажа:
    • взыскание дебиторской задолженности и разработка мер к ее сокращению;
    • сокращение капитальных вложений - остановка неэффективных инвестиционных проектов, пересмотр графиков инвестиций, продажа или передача объектов незавершенного строительства;
    • рационализация производственных запасов путем их уменьшения, уменьшения затрат, продажа излишков;
    • рационализация производства через закрытие и переориентацию нерентабельных производств, прекращение производства продукции на склад, сокращение неэффективных вспомогательных видов деятельности, обслуживающих основное производство;
    • ускорение оборота денежных средств путем применения скидок для клиентов, потребляющих продукцию, и стимулирование менеджеров за сбыт;
    • снижение затрат по производственной и коммерческой деятельности через уменьшение общепроизводственных, общехозяйственных и представительских расходов; внедрение ресурсосберегающих технологий; повышение эффективности механизации производственного процесса;
    • снижение затрат за счет более тесной кооперации и интеграции с поставщиками, клиентами и т.д.;
    • снижение затрат за счет внедрения прогрессивных форм оплаты труда, обеспечивающих рост производительности и сокращение затрат на единицу продукции;
    • уменьшение оттока денежных средств и реструктуризация кредиторской задолженности;
    • улучшение инкассации дебиторской задолженности;
    • реструктуризация банковских кредитов;
    • увеличение объемов продаж;
    • совершенствование организации маркетинга для увеличения объемов продаж;
    • совершенствование организации управления;
    • совершенствование системы бухгалтерского учета;
    • реорганизация системы производства и управления.

     При разработке данных мероприятий должны использоваться следующие основные понятия:

  • инвестиционные ресурсы кризисного предприятия - средства, имеющиеся в его распоряжении;
  • инвестиционный потенциал кризисного предприятия - совокупность инвестиционных ресурсов предприятия и средств, которые оно может мобилизовать на финансовом рынке;
  • инвестиционные потребности - объем средств, необходимый кризисному предприятию для осуществления инвестиционной программы его финансового оздоровления и развития;
  • инвестиционный проект - положенная в основу программы финансового оздоровления и развития кризисного предприятия совокупность инвестиционных мероприятий, определяющая основные направления, сроки и объемы привлечения инвестиций.

Информация о работе РАзработка инвестиционной политики предприятия