Ресурсы предприятия и его финансово-хозяйственная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Определение нематериального актива. Оценка экономической эффективности создания предприятия, работающего по договору франчайзинга и упрощенной системе налогообложения. Рассчет результатов хозяйственной деятельности предприятия, осуществляющего изготовление ролл-штор и жалюзи на заказ.

Содержание

1. Введение
2. Нематериальные активы предприятия. Пути повышения эффективности их использования.
2.1 Критерии отнесения имущества предприятия к нематериальным активам (НА). Состав НА.
2.2 Интеллектуальная и промышленная собственность.
2.3 Стоимость НА, методы ее оценки.
2.4 Источники образования и пополнения НА.
2.5 Амортизация НА.
2.6 Методы создания и использования нематериальных активов (брендинг, франчайзинг и т.п.).
2.7 Методы управления НА, пути повышения эффективности использования НА.
3. Практическая часть.
4. Заключение.
5. Список литературы.
6. Оглавление.

Работа содержит 1 файл

курсовая экономика предприятия.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

         * исключительное право патентообладателя  на селекционные достижения;

         * владение "ноу-хау", секретной  формулой или процессом, информацией  в отношении промышленного, коммерческого  или научного опыта.

     К нематериальным активам не относятся:

         * не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

         * интеллектуальные и деловые  качества работников организации,  их квалификация и способность  к труду.

     Нематериальные  активы удобно классифицировать по связи с другими элементами деятельности. Так, Р. Рейли и Р. Швайс в своей монографии выделяют десять типов нематериальных активов:

        1. НМА, связанные с маркетингом.  К этой группе активов относятся,  например, товарные знаки, фирменные  названия, названия торговых марок (бренды), логотипы.

        2. НМА, связанные с технологиями. Сюда относятся, например, патенты  на технологические процессы, патентные  заявки, техническая документация, техническое ноу-хау и т. д.

        3. НМА, связанные с творческой  деятельностью. К таким нематериальным активам относятся литературные произведения и авторские права на них, музыкальные произведения, издательские права, постановочные права. Эти права являются одними из самых долгоживущих. Так, в США соответствующие авторские права действуют на протяжении жизни автора и 50 лет после его смерти. Вместе с тем эта категория достаточно сложна для оценки: во многих случаях вообще затруднительно сказать, обладает ли такой нематериальный актив отличной от нуля стоимостью.

        4. НМА, связанные с обработкой данных. К таким активам относят запатентованное программное обеспечение компьютеров, авторские права на программное обеспечение, автоматизированные базы данных, маски и шаблоны для интегральных схем.

        5. НМА, связанные с инженерной  деятельностью. Сюда относятся промышленные образцы, патенты на изделия, инженерные чертежи и схемы, проекты, фирменная документация. Этот тип нематериальных активов также достаточно сложен в оценке. Часто подобные нематериальные активы носят характер опционов, т. е. их наличие означает для владельца право получения экономических выгод в определенном случае, например, в случае выпуска продукции с использованием патента, реализации проекта и т. д.

        6. НМА , связанные с клиентами.  Это могут быть, например, списки клиентов, контракты с клиентами, отношения с клиентами, открытые заказы на поставку. При этом отношения могут быть как зафиксированными юридически (договорные отношения с клиентом), так и не быть юридически закрепленными. Нематериальные активы этой группы тесно связаны с гудвиллом компании, а также с маркетинговыми НМА. Как следствие, и стоимость этой группы активов достаточно сложно корректно отделить от стоимости гудвилла предприятия либо стоимости активов, связанных с маркетингом.

        7. НМА, связанные с контрактами. Это выгодные контракты с поставщиками, лицензионные соглашения, договоры франшизы, соглашения о неучастии в конкуренции. Обычно активы данной группы относительно легко идентифицировать, поскольку эта группа активов чаще всего связана с текущими экономическими выгодами для их владельца.

        8. НМА, связанные с человеческим  капиталом. Например, к этой категории  относятся отобранная и обученная  рабочая сила, договоры найма,  соглашения с профсоюзами.

        9. НМА, связанные с земельным  участком. К ним относятся права на разработку полезных ископаемых, права на воздушное пространство, права на водное пространство и т. д.

       10. Наконец, НМА, связанные с  понятием «гудвилл» (деловая репутация). К этой категории относится  гудвилл организации, гудвилл  профессиональной практики, личный гудвилл специалиста, гудвилл знаменитости и, наконец, общая стоимость бизнеса в качестве действующего предприятия.

     Гудвилл (деловая репутация) является особым нематериальным активом. В общем  случае гудвилл — это та часть  стоимости компании, на которую рыночная стоимость действующего предприятия превышает сумму его материальных и идентифицированных нематериальных активов. Гудвилл весьма разнороден по своей природе.

     Нематериальные  активы с точки зрения стандартов отчетности

     Российские  и международные стандарты отчетности по - разному подходят к определению  нематериального актива. Так, МСФО 38 требует соблюдения трех основополагающих признаков нематериального актива. Это, во-первых, идентифицируемость, во-вторых, подконтрольность компании и, в-третьих, способность приносить экономические выгоды.

     Если  нематериальный актив связан с каким-либо материальным активом, например, программное  обеспечение либо изображение, имеющее  носитель, то этот объект может быть поставлен на учет либо как нематериальный, либо как материальный актив.

     В рамках стандарта РСБУ до недавнего  времени определение НМА существенно  отличалось от определения, данного  в рамках международных стандартов. Однако вступившие в силу в начале 2008 г. ПБУ 14/2007 значительно изменили признаки нематериального актива, приближая последние к международным стандартам. Прежний стандарт требовал наличия надлежаще оформленных на нематериальный актив документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности. Этот пункт обуславливал существенное различие между российскими и международными правилами учета нематериальных активов. Необходимость четкого документального подтверждения нематериальных активов была обусловлена, в частности, тем, что до недавнего времени основными пользователями российской бухгалтерской отчетности были различные регулирующие органы. Вместе с тем это требование ограничивало понятие «нематериальные активы» с точки зрения РСБУ.

     Нынешний стандарт требует для принятия нематериального актива к бухгалтерскому учету единовременного выполнения следующих условий:

         * отсутствие у объекта материально-вещественной  формы;

         * первоначальная стоимость объекта  может быть достоверно определена;

         * возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;

         * организацией не предполагается  последующая перепродажа (в течение  12 месяцев или обычного операционного  цикла, если он превышает 12 месяцев) данного объекта;

         * объект предназначен для использования в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев;

         * объект способен приносить организации  экономические выгоды (доход) в  будущем;

         * организация осуществляет контроль над объектом, в том числе имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

     Таким образом, последняя формулировка значительно смягчает требования к оформлению документов на НМА, ставя во главу угла требование подконтрольности нематериального актива компании. Вместе с тем не следует забывать, что согласно Гражданскому кодексу РФ большинство объектов НМА должны проходить регистрацию.

     Перечисленные общие требования российских и международных  стандартов отчетности накладывают  ограничения на состав нематериальных активов, принимаемых к учету. Например, МСФО позволяет ставить на учет только те товарные знаки и авторские  права, которые были приобретены организацией либо созданы привлеченными специалистами, в случае же создания этих активов силами самой организации их постановка на учет невозможна.

     Права на обслуживание, лицензии, квоты, франшизы, а также конфиденциальные знания могут признаваться МСФО как активы, если соблюдены общие требования стандарта. Также по стандартам МСФО возможна постановка на учет клиентской базы (списки клиентов), доли рынка, права на сбыт и т. д., если, например, списки клиентов приобретены извне и есть юридические гарантии сохранения клиентов и доли рынка. На практике, конечно, соблюдение этого условия весьма проблематично. В то же время неисключительный характер данных прав до недавнего времени не позволял российским стандартам бухгалтерской отчетности признавать их в качестве нематериальных активов, и лишь вступление в силу ПБУ 14/2007 отменило это ограничение.

     Различия  в подходах к учету нематериальных активов российскими и международными стандартами отчетности приводят к  необходимости корректировки состава НМА при трансформации отчетности по РСБУ в отчетность, соответствующую требованиям МСФО. В процессе такой корректировки необходимо списать на финансовый результат ряд активов, которые не могут быть отражены в отчетности согласно МСФО, например, созданные самой организацией товарные знаки, при этом расходы по начисленной амортизации следует восстановить. Напротив, активы, которые учитываются согласно МСФО, но при этом списываются на текущие затраты согласно РСБУ (например, лицензии), требуют обратной корректировки: соответствующие расходы восстанавливаются (капитализируются), при этом в отчетность вносится корректировка исходя из рассчитанной величины амортизации. 

         2.2 Интеллектуальная  и промышленная  собственность. 

     Интеллектуальная  собственность. Обобщенное понятие «интеллектуальной собственности »  включает «права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности, изобретениям, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, к защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях».

     Интеллектуальная  собственность в практике предприятия  может быть использована в хозяйственной  деятельности предприятия в качестве «нематериальных активов».

     К объектам интеллектуальной собственности  относятся такие права, как исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезная модель, селекционные достижения; исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; имущественное право автора иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров.

     Под промышленным образцом понимается соответствующее  установленным требованиям художественно-конструкторское  решение изделия, определяющее его  внешний вид. 
 

     2.3 Стоимость НА, методы ее оценки. 

     Стоимость любого актива – нематериального, материального  или финансового, определяется как  цена его реализации в рыночной сделке или текущая стоимость доходов  от использования актива в будущем.

     Доля  нематериальных активов в балансах российских предприятий постоянно растет, растут и затраты на финансирование создания и развития таких активов

     Один  из важнейших атрибутов ценности любого актива, а объекта интеллектуальной собственности в особенности, –  это возможность и простота замещения одного актива другим, менее дорогим, например вероятность и сроки появления альтернативной технологии, возможность использовать тот или иной актив без уплаты вознаграждения владельцу.

     От  того, насколько хорошо защищены права  собственности и высока правовая культура того или иного государства, напрямую зависят ценность (стоимость) обладания теми или иными правами, в частности правами на интеллектуальную собственность. Очевидно, что правообладатели давно озаботились вопросом защиты своих прав и, кроме легальных методов, например через патентование, стараются держать в секрете способ производства тех или иных компонентов или изделий. В результате в активах соответствующих компаний постоянно растет доля торговых секретов и ноу-хау, которые вместе с патентами на отдельные узлы или процессы часто рассматриваются вместе как единый нематериальный актив, называемый технологией.

       Измеряют рыночную стоимость  нематериальных активов в целом  ряде случаев:

Информация о работе Ресурсы предприятия и его финансово-хозяйственная деятельность