Ресурсы предприятия и его финансово-хозяйственная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Определение нематериального актива. Оценка экономической эффективности создания предприятия, работающего по договору франчайзинга и упрощенной системе налогообложения. Рассчет результатов хозяйственной деятельности предприятия, осуществляющего изготовление ролл-штор и жалюзи на заказ.

Содержание

1. Введение
2. Нематериальные активы предприятия. Пути повышения эффективности их использования.
2.1 Критерии отнесения имущества предприятия к нематериальным активам (НА). Состав НА.
2.2 Интеллектуальная и промышленная собственность.
2.3 Стоимость НА, методы ее оценки.
2.4 Источники образования и пополнения НА.
2.5 Амортизация НА.
2.6 Методы создания и использования нематериальных активов (брендинг, франчайзинг и т.п.).
2.7 Методы управления НА, пути повышения эффективности использования НА.
3. Практическая часть.
4. Заключение.
5. Список литературы.
6. Оглавление.

Работа содержит 1 файл

курсовая экономика предприятия.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

     специфика бренда как нематериального актива состоит в том, что, будучи раз  созданным и время от времени  поддерживаемым, он независимо от других активов приносит компании прибыль, поскольку обеспечивает приверженность покупателей и положительную репутацию фирме.

     Компании  могут выдавать лицензии другим компаниям  или предприятиям на использование  своего товарного знака или торговой марки, бренда (франчайзинг).

     Суть  франчайзинга заключается в том, что крупная и респектабельная фирма (франчайзер) предоставляет малому предприятию, начинающему бизнес (франчайзи), право (франшизу) в течение определенного времени и в определенном месте вести предпринимательскую деятельность с использованием уже отработанной и оправдавшей себя технологии, ноу-хау, известной и популярной торговой марки. 

2.7 Методы управления  НА, пути повышения  эффективности использования  НА. 

   Существуют два варианта подхода к решению вопросов о повышении доли нематериальных активов в капитализации компании:

1. Традиционный  метод вовлечения в оборот  нематериальных активов, основанный  на повышении их отчетной стоимости;

2. Современный  инновационный метод вовлечения  в оборот нематериальных активов  путем формирования системы стратегического  управления данными активами.

   Традиционный метод вовлечения  в оборот нематериальных активов,  основанный на повышении их  отчетной стоимости, подразумевает  рассмотрение данных активов  в первую очередь как имущественных  объектов, служащих залогом устойчивого  финансового положения компании. Этот метод предполагает разработку и осуществление следующих мероприятий, как: - инвентаризация нематериальных активов;

- независимая  оценка нематериальных активов  на основе прямых (сравнительного, доходного, затратного) или косвенных (через разницу капитализации компании и стоимости ее чистых активов) методов;

-определение  порядка использования данных  активов в соответствии с существующими  направлениями деятельности предприятия.

   При осуществлении традиционного  метода предполагается вспомогательный характер данного процесса при осуществлении мероприятий по повышению эффективности деятельности:

- реформирования/реструктуризации  предприятия в соответствии со  сложившейся стратегией с выделением  неэффективных сфер бизнеса, а  также незадействованного имущества, с одной стороны, и обеспечения максимального развития ключевых компетенций – с другой;

- оптимизации  бизнес-процессов предприятия на  основании традиционных технологий, ориентированных на оптимизацию  использования ресурсов;

- совершенствовании стандартов управления предприятием в соответствии со сформированными требованиями к системе управления

   Осуществление мероприятий в  рамках традиционного подхода  позволяет получить определенные  результаты повышения капитализации  предприятия. Но данный подход не обеспечивает реального управления капитализацией за счет повышения стоимости нематериальных активов, поскольку повышение их стоимости является исключительно вспомогательным инструментом или побочным следствием других мероприятий. В то же время возможно эффективное управление капитализацией предприятия, деятельность которого основана в первую очередь на нематериальных активах, и именно его обеспечивает инновационный подход формирования стратегически ориентированной системы управления нематериальными активами.

   Применение стратегического подхода  изначально основано на традиционном  использовании рыночной капитализации  как одного из ключевых целевых  стратегических показателей, часто  выполняющего функцию стратегической  цели.

   Принцип использования рыночной капитализации в качестве вершины дерева стратегических показателей опирается на экономическое разложение капитализации как дисконтированной суммы ожидаемых денежных потоков от деятельности компании или использования актива. Таким образом, капитализация равна сумме денежных потоков, дисконтированных на ставку, соответствующую неопределенности получения данного дохода и отдаленности его получения.

   Более того, денежный поток также  может быть определен как произведение  генерируемого предприятием или активом оборота на рентабельность по денежному потоку, обеспечиваемую на данном обороте. Исходя из данной декомпозиции, стратегическая цель повышения капитализации предприятия за счет нематериальных активов раскладывается на стратегические задачи повышения выручки за счет использования имеющихся и вновь формируемых активов, рентабельности данной выручки, а также обеспечения минимизации рисков предприятия за счет использования нематериальных активов.

  Если  рассматривать традиционный подход, то он направлен в основном на решение последней задачи, поскольку обеспечивает снижение финансовых рисков компании. Выполнение других стратегических задач возможно исключительно при использовании стратегически ориентированного подхода в управлении нематериальными активами. Данный подход включает в себя следующие мероприятия:

1. Формирование  системы стратегических целей  и задач в области развития  деятельности, связанной с активным  использованием и формированием  нематериальных активов, в формате  стратегических карт - как аналитическими методами, так и посредством осуществления стратегических сессий.

2. Исследование  рынков деятельности предприятия  на стратегически важных направлениях.

3. Формирование  перечня и требований к нематериальным  активам, определяющим ключевые рыночные преимущества, эффективность и устойчивость инновационно активного предприятия.

4. Инвентаризация  существующих зарегистрированных  и незарегистрированных нематериальных  активов, включая фонд знаний, накопленных при выполнении работ,  право исключительной собственности на результаты которые принадлежит заказчику.

5. Формирование  управленческой стратегии в области  реформирования деятельности предприятия,  направленной на повышение эффективности  использования и создания стратегически  ценных нематериальных активов.

6. Формализация  нематериальных активов, включая  результаты научно-технической деятельности, фонд знаний и деловую репутацию  в стратегическом формате, то  есть не только регистрация  прав и независимая оценка  стоимости, но и обеспечение представления стратегической ценности данных активов для потенциальных инвесторов и клиентов.

   Таким образом, инновационный  подход стратегически ориентированного  управления нематериальными активами  определяет данные активы как  ключевые факторы развития предприятия и позволяет строить систему управления, ориентируясь именно на них, а не на материальные средства производства.

   Одним из ключевых преимуществ, которые дает стратегически-ориентированный подход, является возможность вовлечения в экономическое планирование предприятия не только классических нематериальных активов – патентов, брэндов, торговых марок, но и нерегистрируемых понятий. К последним относятся различные виды ноу-хау, понимание которых должно быть расширено с технологического до покрывающего всю деятельность фирмы.

   Чтобы понять, зачем это нужно,  надо представить традиционное  экономическое планирование развития  предприятия, при котором большинство  затрат на создание торговой  марки, формирование корпоративной  культуры, системы управления производством и т.д., относятся не на инвестиционную составляющую, а на текущие затраты по статьям «заработная плата», «реклама», «консалтинг». Данный принцип, полезный при осуществлении учета для целей налогообложения, не соответствует целям эффективного анализа и планирования. Это происходит из-за того, что часть указанных затрат будет приносить свои плоды не только в год их осуществления, но и в последующие годы. В то же время согласно существующим традициям учета они только снижают показатели операционной деятельности, что ухудшает отношения с акционерами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Практическая часть. 

     Исходные  данные:

     Для  ведения бизнеса по договору  франчайзинга создается ООО "Интеллект". Расчет эффективности провести из расчета 5 лет работы фирмы. Условно считается, что создание фирмы и формирование имущества проводится в конце года, а текущая деятельность начинается с начала следующего года.

     Уставный капитал общества формируется двумя учредителями. Первый предоставляет необходимые основные фонды и его доля составляет 53%. Второй учредитель вносит свою долю денежными средствами. Недостающая  для начала деятельности сумма берется в банке в кредит на 2 года под 18% годовых.

     Франчайзинговый договор предусматривает:

  1. разовую выплату франшизы (нематериальный актив);
  2. ежемесячные платежи (роялти) в составе текущих расходов;
  3. обязательное наличие аттестованных специалистов (затраты на аттестацию и обучение специалистов у фирмы-франчайзера учесть в составе инвестиций в оборотный капитал).

     До  начала деятельности необходимо произвести следующие расходы (инвестиции в создание предприятия из которых образуется имущество предприятия):

  1. Зарегистрировать фирму. Для регистрации данного предприятия учредители пользуются услугами юридической фирмы, которая проводит все необходимые действия по формированию пакета учредительных документов и регистрации предприятия. Стоимость ее услуг составляет 11 тыс. руб.
  2. Заключить франчайзинговый договор и выплатить франшизу в сумме 11 тыс. руб.
  3. Провести обучение и сертификацию персонала у франчайзера  
    (6 специалистов по 13 тыс.руб. на каждого).
  4. Внести предоплату аренды помещения в сумме 500+3*10 тыс.руб.
  5. Выполнить ремонт помещений – 50+1*10 тыс.руб.
  6. Закупить необходимое имущество.
 
     Необходимое имущество со сроком службы более 1 года:                 таблица1
вид ОФ кол-во, шт. цена за 1 шт., тыс. руб.
Сервер 2 10*3
мини  АТС с телефонными аппаратами 1 20+1
персональные  ЭВМ 10+3+20+1 25
Факс 5 4
Принтер 4 5
Сканер 1 5
рабочее место 10+3 5
учебное место 20+1 2
Машина 1 75
оборудование для кухни** 1 10
      
  1. Создать запасы товаров, комплектующих, инструмента  и запасных частей. Закупка товаров  для перепродажи осуществляется у франчайзера в кредит со сроком оплаты в течение месяца. Первую закупку всех запасов осуществляют в сумме равной плановому нормативу. При расчете нормативов месяц считать за 30 дней, год – 360 дней. Страховой запас всех видов 3 дней.
 

Страховые запасы                                         таблица 2

Вид запаса Планируемый годовой расход Интервал между  закупками
товары 720*3 тыс.руб. 1 раз в 2 месяца
комплектующие 720*(1+5) тыс.руб. 1 раз в месяц
запчасти  и инструмент 360*(1+3) тыс.руб. 2 раза в год

Информация о работе Ресурсы предприятия и его финансово-хозяйственная деятельность