Содержание и организация внутрихозяйственного планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:06, лекция

Описание работы

План предприятия по своему содержанию представляет сово-купность взаимосвязанных мероприятий по повышению прибыли за счет увеличения эффективности использования всех применяемых ресурсов и реализации продукции. Успешность, эффективность системы планирования определяется в значительной мере уровнем ее организации, которая направлена на планомерное сочетание основных элементов системы планирования:

Работа содержит 1 файл

Тема 2.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

Тема 2. Содержание и организация внутрихозяйственного планирования

Вопросы.

  1. Сущность, основные элементы и функции системы организации планирования на предприятии
  2. Особенности организации процесса планирования в зарубежных фирмах
 
  1. Сущность, основные элементы и функции системы организации планирования на предприятии
 

       План  предприятия  по    своему   содержанию  представляет   совокупность взаимосвязанных  мероприятий  по  повышению  прибыли  за   счет   увеличения эффективности  использования  всех   применяемых   ресурсов   и   реализации продукции. Успешность, эффективность  системы  планирования  определяется  в значительной   мере  уровнем   ее   организации,   которая   направлена   на планомерное сочетание основных  элементов  системы планирования:

          - плановый  персонал, сформированный в организационную структуру;

          -  механизм  планирования;

          -  процесс обоснования, принятия и реализации  плановых  решений (процесс планирования);

          -  средства,   обеспечивающие   процесс   планирования   (информационное, техническое,  математико-программное,  организационное   и   лингвистическое обеспечение).

          Вся   система   организации   планирования   должна  быть  направлена   на создание наиболее благоприятных  условий   для  совершенствования  процессов производства  и  управления    предприятием.   Если    теория   планирования раскрывает закономерности  и  принципы  обоснования  плановых   решений,  то организация планирования  исследует  процессно-структурный  аспект.

          1. Плановый  персонал.

          Сюда  входят все  специалисты, которые в той   или  иной  мере  выполняют функции планирования.  Причем  для  одних из  них   плановые  функции  могут быть основным  видом   деятельности  (например,  для   сотрудников  планово-экономического  отдела), а  для   других  –  сочетаться  с  другими   видами деятельности (например, специалисты конструкторского  отдела могут наряду  с планированием    конструкторской    подготовки    производства    заниматься конструированием  новых   изделий).

          Инновационный  характер  деятельности  плановых   работников  предъявляет особые  требования к кадровой  политике,  которая включает:

             . набор  кадров, включая  поиск, выбор и найм;

             . расстановку (занятие   должности);

             . занятость, включая  оценку  активности  и  вознаграждение;

             . развитие (продвижение);

             . освобождение (текучесть,  увольнение).

          Кадровым  работникам  приходится  решать  самые   разнообразные   задачи:

  • поставить   и  сбалансировать    кратко- и долгосрочные    предприятия,
  • определить, что более важно – увеличить  свою   долю   рынка  или   повышать производительность  вложенного капитала и др.

          Возрастание   роли   плановых   работников   в  управлении   может   быть объяснено  следующими  причинами:

             1.   возрастанием    инвестиционного    и   наукоемкого     характера современного  производства;

             2. усилением  в   условиях   конкуренции  приоритетности  качества  и научно-технического  уровня  продукции;

             3. повышением  значимости творческого   труда  всех  работников;

             4.  усилением    коллективного    характера    труда,   обусловленным повышением  сложности  техники и технологии.

          Перечисленные  факторы  очень   остро ставят проблему   повышения   уровня организации плановой  работы,  учета  в  работе  предприятия  индивидуальных качеств   плановиков,   их    личностных    установок   и    психологических предпочтений,   глубокой   заинтересованности   в    конечных    результатах труда.  Для   того, чтобы  успешно  выполнять   свои   функции,  плановик  – менеджер  помимо  высокой  профессиональной квалификации   должен   обладать способностью  к обучению, общению и  сотрудничеству.

          2. Механизм  планирования.

          Под   механизмом   планирования   понимается   совокупность   средств   и методов,   с   помощью    которых    принимаются    плановые    решения,   и обеспечивается  их  реализация.  Если  организационная   структура  отражает внешнее  строение  системы  планирования, ее  форму, то механизм   раскрывает   внутреннее   строение   и    содержание   системы планирования.

          Механизм  планирования   включает  в себя:

    • аппарат  выработки  целей  и задач  функционирования  предприятия;
    • функции  планирования;
    • методы  планирования.

          Перечисленные  компоненты   механизма   планирования    взаимообусловлены как  элементы   одной   системы.   Логика  этой   связи    заключается    в следующем:  законы  развития  производства, включая  экономические   законы, законы  техники  и технологии, кибернетики,  законы  развития   общества  и т.д.,  порождают  цели  и задачи  функционирования   предприятия;   цели   и задачи   определяют     функции    планирования,    которые    обуславливают соответствующие   методы  планирования.

          Теперь  рассмотрим  эти  компоненты  подробнее.

          а) Цели  и задачи  планирования.

          Переход  к рыночной  экономике  существенным  образом   изменяет  систему целей  и задач   предприятия,  которая  в  плановой  экономике   задавалась директивно.  В  общем   виде   постановку   целей   можно   определить   как процесс   принятия   плановых   решений,  который   предшествует    будущему действию.  Цели  деятельности всех  структурных  подразделений   предприятия должны  быть  увязаны  между  собой.

          Только  руководство  высшего   звена   способно   обеспечить   оптимальное соединение  целей   и  задач   отдельных   подразделений  с  общими   целями деятельности  предприятия.

          Соединение  целей  и  задач    по  их   достижению   представляет   собой стратегию  предприятия.

          Система  целей  предприятия   зависит от  пяти   компонентов:

          - внешних  возможностей  и ограничений (характер  внешней среды,  которую в   отношении    целей    можно     структурировать    на     экономическую, технологическую и правовую);

          -   внутренние   возможности   и  ограничения  (определяются    трудовыми ресурсами  финансовыми  ресурсами,  материальными  ресурсами);

          -  склонность  к риску.

          Система   целей   деятельности   предприятия    должна    соответствовать следующим  требованиям:

             . они  должны  быть  функциональными,  чтобы руководители   различных уровней  могли  легко трансформировать   цели, которые ставятся  на более высоком  уровне в задачи для  нижестоящих  уровней;

             .   должна    быть     установлена       временная    связь     между долговременными   и  краткосрочными  целями;

             . цели  должны  периодически   пересматриваться,   чтобы   внутренние возможности  соответствовали   имеющимся  условиям;

             . цели  должны  обеспечить   необходимую   концентрацию   ресурсов  и усилий;

             . необходимо  всегда  ставить   систему  целей, а не одну  цель;

             . цели  должны  охватывать все   сферы   деятельности  предприятия.

          Успешная   реализация   целей   зависит  от  того,   как     в   процессе планирования   их  делят  на    подцели и  задачи. На  следующих  рисунках  будут показаны возможные комбинации  построения  целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. 

100 %           Степень   реализации  цели I

                             А

                                      В                               

       

                                                       С         Степень реализации цели II    

    0 %                                                        100 %

          Рис.1  Возможная  комбинация  целей при  их  конкуренции

  Это  значит, что конкуренция  имеет  место только  тогда, когда  реализация одной  цели  возможна  за счет  другой.

    II.

100 %    Степень  реализации  цели I

                                                 С                                     

                                      В

                              А               Степень реализации

                                                             цели II 

    0 %                                        100 %

      Рис.2  Возможная  комбинация  целей  при их  дополнении

  Эта  комбинация  свидетельствует о  том, что  реализация  одной  цели  может  способствовать  реализации  другой.

   III.

100 %    Степень реализации  цели I

                               А                  В               

                                                      С

                                                        Степень реализации

                                                                   цели II

    0 %                                               100 %

      Рис. 3  Возможная  комбинация  независимых  целей

       То  есть  цели  предприятия  не  связаны  между  собой. 

          Под  функциями  планирования   понимаются   обособившиеся    виды  труда, порождаемые  разделением   труда внутри   процесса   планирования,  то  есть любая  работа, любое  действие, совершаемое в процессе  формирования   плана и направленное на  изменение  состояния  предприятия.

          В состав   функций  планирования  входят   следующие:

          1) Уменьшение  сложности.

          2) Мотивация.

          3) Прогнозирование.

          4) Обеспечение  безопасности.

           Планирование  должно  учитывать   фактор   риска,  чтобы   избежать   или уменьшить его.

          5) Оптимизация.

          В соответствии с  данной    функцией    планирование   должно  обеспечить выбор допустимых  и  наилучших,  с точки   зрения   ограничений,  альтернатив  использования  ресурсов.

          6)  Функция  координации и интеграции.

          Планирование  должно   объединять   людей,  как  в  процессе   разработки плана, так и в процессе  его   реализации.   Так  же   должно  предотвращать конфликты,   учитывать    интеграцию     различных     сфер     деятельности предприятия.

Информация о работе Содержание и организация внутрихозяйственного планирования