Содержание и организация внутрихозяйственного планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:06, лекция

Описание работы

План предприятия по своему содержанию представляет сово-купность взаимосвязанных мероприятий по повышению прибыли за счет увеличения эффективности использования всех применяемых ресурсов и реализации продукции. Успешность, эффективность системы планирования определяется в значительной мере уровнем ее организации, которая направлена на планомерное сочетание основных элементов системы планирования:

Работа содержит 1 файл

Тема 2.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

     Контроль за выполнением плана со стороны Генерального управляющего производственным отделением осуществляется путем проведения ежемесячных производственных совещаний с управляющими заводами. Любые расхождения с планом обсуждаются с группой маркетинга и финансов производственного отделения и разрабатываются меры по регулированию плана. В конце каждого квартала и года на предприятия оказывается давление, чтобы они своевременно выполняли плановые задания. Генеральный управляющий отчитывается перед высшим руководством о результатах и, в первую очередь, о получении доходов.

     Основными показателями, за которыми осуществляется постоянный контроль со стороны руководства  производственного отделения, являются: загрузка заказами; время, расходуемое  на производство; повышение производительности труда; уровень производственных запасов; расходы на капиталовложения.

     Оценка  деятельности производственного отделения  не зависит от объема выпущенной продукции, а непосредственно связана с такими показателями, как снижение себестоимости продукции и главным критерием - нормозатратами рабочего времени. По этому критерию распределяются и накладные расходы.

     Другая  американская фирма, представляющая интерес  для рассмотрения, - это фирма "Амтрак", специализирующаяся на выпуске двигателей. Она также входит в список 500 ведущих фирм, публикуемый в журнале "Форчун". Имеет годовой доход около 3 млрд. долл. На фирме занято 25 тыс. работников. Ежегодная продажа двигателей и агрегатов составляет около 160 тыс. шт.

     В обеих фирмах в процессе планирования осуществляется делегирование ответственности за разработку плана на самые низовые уровни управления. Однако при этом "Амэлектрик" полагается на управление "сверху вниз" с помощью цифровых показателей, утверждаемых высшим руководством фирмы, в то время как "Амтрак" перешла от планирования цифровых показателей к политике взаимного информирования и переговоров между различными уровнями управления.

     Планирование в фирме "Амтрак"

     Годовой план фирмы, в составлении которого участвуют подразделения всех уровней, содержит следующие показатели: объем производства; расходы и себестоимость; капиталовложения; качество продукции; сроки поставок; товарные запасы; техника безопасности.

     Таблица 2

     Цикл годового планирования в фирме "Амтрак"
Сроки Мероприятия
Март - июнь      Плановый отдел фирмы изучает рынок и конкуренцию, делает оценки существующей деловой среды, уточняет стратегию в отношении рынков, продукции, финансов. В июне плановые цели, показатели и приоритеты устанавливаются и утверждаются высшим руководством
Июль      Проводится в течение одной недели конференция по планированию для 300 высших и средних руководящих работников фирмы. Высшее руководство представляет планы и стратегию фирмы. Участники обсуждают направления и конкретизируют задания для низовых звеньев управления
Август      Участники конференции по планированию (руководители заводов и сотрудники их плановых отделов) разрабатывают показатели применительно к своим заводам и календарь процесса планирования
Сентябрь      Руководитель  завода и его сотрудники доводят  план до сведения заводских подразделений, цехов и т.п. Каждое подразделение представляет своему руководителю на рассмотрение планы по численности работников, капиталовложениям, товарным запасам и др. Эти показатели передаются в финансовый отдел, который сводит их в единое целое, чтобы рассмотреть реальные возможности достижения установленных показателей, и делает оценку стоимости продукции
Октябрь      Руководитель  завода согласует план с руководителем  производственного отделения, вносит необходимые изменения по согласованию с цехами и утверждает план
Ноябрь      Высшее  руководство фирмы утверждает окончательный  вариант плана
Декабрь      Служба  организованного контроля проверяет  готовность предприятия к выполнению плана (например, достаточен ли уровень подготовки исполнителей или необходимо организовать их подготовку). Каждый работник разрабатывает свой индивидуальный план работы в соответствии с планом фирмы, следуя установленным в нем приоритетам

     Подход  к планированию в фирме "Амтрак" направлен на повышение ответственности  низовых звеньев управления. Процесс годового планирования начинается с разработки стратегических целей и направлений и составления заданий для низовых звеньев.

     Детальное годовое планирование включает составление  прогноза продаж, разработанного отделом маркетинга фирмы, службами обслуживания покупателей и представителями предприятий.

     На  основе прогноза объема продаж и номенклатуры каждое производственное отделение рассчитывает свой бюджет. Общие расходы разбиваются на нормативные расходы; расходы на материалы; расходы на оплату труда; накладные расходы.

     Накладные расходы зависят от объема производства и включают расходы на обслуживание подразделения, управление и оплату непроизводственных расходов. На основе бюджета разрабатываются нормы затрат на единицу продукции и внутрикорпорационные цены, в соответствии с которыми фирма кредитует предприятие.

     Планы, разработанные на предприятиях, утверждаются руководством производственного отделения. Оно может принять решение  о сокращении расходов, о невыделении  средств на капиталовложения или изменении их сроков. Руководитель производственного отделения поощряет руководителей предприятий принимать высокие плановые показатели, но не карает их, если они не сумели их полностью выполнить.

     В течение всего года каждое предприятие ежемесячно уточняет прогнозы продаж и стоимость (используя 12-месячный скользящий прогноз) и приводит свои планы в соответствие с этими уточнениями.

     Руководители  предприятий ежемесячно докладывают  высшему руководству о результатах выполнения плана и обосновывают необходимость внесения корректив.

     Ежемесячно  руководители высшего звена фирмы  посещают заводы в целях проверки степени выполнения плана, а также  обсуждения вопросов о нововведениях. Это делает процесс планирования непрерывным и охватывающим снизу доверху все подразделения корпорации.

     Особенности планирования в фирмах Японии. В японских фирмах широко распространены системы стратегического планирования (в 70%, крупных компаний), причем в разработке стратегических планов ведущую роль играет плановый отдел (на уровне центральных служб).

     Характер  планирования во многом зависит от структуры фирмы, т.е. от того, является она специализированной или диверсифицированной  по номенклатуре выпускаемой продукции.

     В специализированных компаниях с  узким ассортиментом выпускаемой продукции основной упор в планировании делается на разработку структуры фирмы и обоснование новых инвестиционных проектов. Предложение и решение этих вопросов сосредоточено на высшем уровне управления, поскольку именно там имеется вся информация.

     Поэтому в специализированной компании подготовка плана ведется более централизованно  и "сверху вниз". Важную роль в  осуществлении планирования в таких компаниях играет центральный плановый отдел. Приоритетное значение здесь играют цели: увеличение доли на рынке, рост объема продаж и массы прибыли. Ключевыми проблемами для специализированных компаний являются конкуренция и капиталовложения. Временной горизонт планирования в таких компаниях обычно равен пяти годам, а прогнозирование охватывает длительный период на перспективу. Контроль за деятельностью специализированной компании обычно осуществляется на основе финансовых показателей непосредственно высшим руководством фирмы.

     В диверсифицированной компании основной задачей планирования является координация деятельности производственных отделений. Стратегические идеи и планы обычно поступают от среднего уровня управления или из отделений. Вместе с тем следует иметь в виду, что выработка стратегических решений на ранних стадиях долгосрочного планирования осуществляется "сверху вниз", совместно высшим руководством и аппаратом планирования. Диверсифицированная компания ведет поиск рынков сбыта по широкому кругу стран, но особое значение придает поиску потребителей новых видов продукции. В оценке деятельности таких компаний основной упор делают на получение прибыли, которая служит здесь общим измерителем и показателем результатов деятельности фирмы. В своих планах диверсифицированная компания наибольшее значение придает следующим показателям: объем продаж, темпы роста, масса прибыли, норма прибыли, прибыль в расчете на единицу объема продаж. В качестве целей для производственных отделений диверсифицированные компании устанавливают: объем продаж, прибыль, прибыль на единицу объема продаж, доля на рынке. Важнейшей проблемой в диверсифицированных компаниях является разработка новых продуктов и определение номенклатуры выпускаемой продукции. Диверсифицированные компании чаще используют среднесрочное планирование (на три года). Ключевую проблему в таких компаниях составляет выравнивание колебаний прибыли по разным видам продукции, что в конечном итоге ограничивает уровень колебания совокупной прибыли по фирме в целом. Контроль за результатами деятельности фирмы здесь осуществляется на основе небольшою числа финансовых показателей.

     Таблица 3

Различия  в характере планирования в специализированных и диверсифицированных компаниях

Планирование       Тип компании
Специализированная Диверсифицированная
Назначение Формирование  стратегии и структуры Объединение стратегии  отделений
Выработка идей и разработка плана Централизованы Децентрализованы
Поиск Поиск в широкой  сфере, но узкий и глубокий, в основном силами планового отдела Широкий поиск, преимущественно в отделениях
Цели Приоритеты: доля на рынке, рост продаж и прибыль Приоритеты: норма прибыли, рост продаж и доля на рынке
Ключевые  вопросы Конкуренция, совершенствование продукта и объем производства Разработка  новых продуктов, номенклатура
Временной горизонт Длинный Долгосрочная  стратегия плюс среднесрочный план
Неопределенность Гибкий план Гибкий план и диверсификация
Контроль Прямой Финансовые  показатели
 

 

     Представляет  интерес для рассмотрения модель процесса планирования, составленная японскими специалистами на основе обследования значительного числа японских компаний, отличающихся наибольшей эффективностью планирования.

     Модель  состоит из четырех стадий: формулирование предпосылок; постановка проблем; долгосрочная стратегия; среднесрочные планы.

     Стадия 1. Формулирование предпосылок

     Философия и цели компании пересматриваются с участием акционеров с учетом ресурсов. На основе собранной информации о внешней среде как в целом, так и о состоянии и развитии отрасли и о конкуренции составляются прогнозы о положении фирмы на будущее. Анализ прогнозов выявляет возможности и угрозы. Оценка результатов прошлой деятельности и текущих итогов выявляет проблемы и дает информацию для прогнозирования будущего развития фирмы.

     Стадия 2. Уточнение проблем

     Исходя  из вышеперечисленных предпосылок  определяются уровни притязаний. Например, темпы роста ежегодно должны превышать 10%, затем прогнозируются важнейшие результаты при условии сохранения действующей политики, которые сравниваются с уровнем притязаний, и выявляются разрывы. Вырабатываются стратегии, позволяющие ликвидировать эти разрывы.

     Стадия 3. Долгосрочная стратегия

     Чтобы устранить разрывы между прогнозными  значениями показателей и теми, на которые претендует компания, разрабатываются новые стратегии "продукт-рынок", например, исследуются возможности развития новых производств, вертикальной интеграции, создания зарубежных филиалов, совместных инициатив. Изучаются варианты расширения производства и снижения издержек (здесь может использоваться матрица "рост-доля рынка"). Прогнозируются результаты при использовании той или иной из названных выше двух стратегий и выясняется, будут ли ликвидированы разрывы. Долгосрочная стратегия состоит из трех элементов: долгосрочные цели, подкрепленные долгосрочными стратегиями; долгосрочные стратегические проекты; долгосрочная политика в основных областях.

     Стадия 4. Среднесрочные  планы

     Исходя  из принятого решения относительно долгосрочной стратегии намечаются среднесрочные задачи и направления  и составляются среднесрочные планы. Последние состоят также из трех частей. Во-первых, намечаются среднесрочные проекты и осуществляется их хронологическая привязка, распределяются ресурсы; во-вторых, составляются планы по укрупненной номенклатуре продукции исходя из изменения номенклатуры и стратегии конкурентной борьбы для каждой группы продукции. Эта работа выполняется соответствующими отделениями по продукту. Третий элемент - функциональные планы корпорации, составляемые ее функциональными службами. Сюда входят планы развития производственных мощностей, планы по труду и прибыли.

Информация о работе Содержание и организация внутрихозяйственного планирования