Современные системы и тенденции развития систем послеаварийной безопасности автотранспортных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 13:55, реферат

Описание работы

Послеаварийная безопасность – это свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП после остановки и предотвращать возникновение новых ДТП. К элементам послеаварийной безопасности автомобиля относятся конструктивные мероприятия и дополнительные приборы, предотвращающие возникновение опасных явлений, возникающих в результате ДТП. К элементам послеаварийной безопасности можно также отнести средства оказания пострадавшим медицинской помощи.

Работа содержит 1 файл

авария.docx

— 26.87 Кб (Скачать)

Современные системы и тенденции  развития систем послеаварийной безопасности автотранспортных средств. 

     Послеаварийная безопасность – это свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП после остановки и предотвращать возникновение новых ДТП. К элементам послеаварийной безопасности автомобиля относятся конструктивные мероприятия и дополнительные приборы, предотвращающие возникновение опасных явлений, возникающих в результате ДТП. К элементам послеаварийной безопасности можно также отнести средства оказания пострадавшим медицинской помощи.

Опасными  явлениями, которые могут возникнуть в результате ДТП, следует, считать  пожар, заклинивание дверей, заполнение водой салона автомобиля, если он затонул.

      После возникновения ДТП в результате нарушения герметичности топливной аппаратуры и соприкосновения паров топлива с нагретыми деталями автомобиля или электрической искрой может начаться пожар. Водитель и пассажиры не всегда могут быстро покинуть горящий автомобиль из-за заклинивания дверей или полученных травм. Пребывание в горящем автомобиле более 1,5 мин является для человека практически смертельным. Несмотря на то, что пожар при ДТП возникает сравнительно редко (по статистическим данным различных стран, число ДТП с пожаром составляет 0,03– 1,2%), он представляет собой серьезную опасность.

        Заклинивание дверей, происходящее достаточно часто при ДТП, препятствует быстрой эвакуации пассажиров и водителя из автомобиля, что особенно опасно в случае получения водителем и пассажирами серьезных повреждений или возникновения пожара. При быстром проникновении воды внутрь автомобиля в случае попадания его в водоем водитель и пассажиры при ДТП не сразу приходят в себя и им нужно время для осмысления возникшей ситуации и принятия мер для того, чтобы покинуть затопленный автомобиль. Подобные случаи в большинстве стран происходят не часто. 
 
 
 

Устройства  и приборы послеаварийной безопасности. 
 

      Требования к пожарной безопасности автомобиля и соответствующим элементам его конструкции регламентируются Правилами № 34–01 ЕЭК ООН. Этот документ регламентирует утечку топлива из топливного бака, заливной горловины и топливопроводов при фронтальном наезде автомобиля на препятствие со скоростью 13,9 м/с или наезде сзади со скоростью 10 м/с; утечка топлива в момент наезда не должна превышать 28 г/мин, а образование каплеобразной смеси также 28 г/мин. В ходе испытаний определяется объем жидкости, заменяющей топливо и вытекшей из бака при нарушении его герметичности, оценивается вероятность возникновения пожара и возможность его тушения имеющимися на автомобиле средствами. 

Конструкции автомобилей массового  производства должны отвечать следующим  требованиям в  отношении пожарной безопасности: 

1) Предусматривается  установка огнестойкой перегородки  между топливным баком и пассажирским  салоном. Элементы системы питания  должны быть защищены от коррозии  и предохранены от соприкосновения  с препятствиями на грунте. Все  топливопроводы должны располагаться в защищенных местах (но не в салоне автомобиля); они не должны подвергаться каким-либо механическим воздействиям. Топливный бак следует изготовлять из огнестойкого материала; он не должен заряжаться статическим электричеством.

2) Заливная горловина не должна располагаться в салоне, багажнике или моторном отсеке и выступать над поверхностью кузова; крышка горловины должна быть огнестойкой.

3) Электропроводку  следует размещать в специальных  каналах или крепить к корпусу;  она должна быть защищена от  коррозии.

4) Для  предотвращения быстрого распространения  пламени и образования в салоне  ядовитых газов (продуктов сгорания) регламентируются свойства материалов  для внутренней отделки салона.

      Кроме того, для повышения пожарной безопасности автомобилей на них устанавливают автоматически включающиеся огнетушители (как правило, пенные); штатные пенные или порошковые огнетушители; устройства, автоматически размыкающие электроцепь автомобиля при возникновении перегрузок определенной величины; устройства для автоматического впрыскивания в топливный бак веществ, превращающих бензин в трудносгораемое вещество (композиции галогенов, кремниевые соединения, специальные смолы).

      В отношении заклинивания дверей автомобилей можно применять Правила № 11–02 ЕЭК ООН “Прочность замков и петель боковых дверей”. Однако следует учитывать, что если применяются дополнительные устройства, повышающие надежность замка в исправном состоянии (блокираторы дверей), то открыть дверь в деформированном виде, скорее всего, будет труднее. В ходе испытаний автомобиля на удар проверяется, чтобы двери (по одной с каждой стороны) открывались без применения инструмента.

      Облегчение эвакуации людей из салона автомобиля, особенно автобуса, может быть достигнуто следующими мероприятиями:

 –  устройством запасных выходных  люков в крыше автобуса (автомобиля);

 –  устройством запасных выходных  люков в боковых стенках автобуса;

 –  снабжением дверей и люков  дополнительными наружными замками  и рукоятками;

 –  оборудованием салона молотками  для разбивания стекол, пилами, молотами, ножницами и другими инструментами  для прорезывания отверстий в  стенках автобуса.

        Предотвращение попадания воды в салон автомобиля при его затоплении пока не регламентируется международными стандартами. В какой-то мере может быть применен Российский ОСТ 37.001.248 на пылеводонепроницаемость. Единственный путь борьбы с этим явлением – повышение общей герметичности салона автомобиля. В этом направлении имеется много нерешенных вопросов. 

        Следует отметить, что возможность спасения людей из затопленного автомобиля зависит не столько от его конструкции (водонепроницаемости), сколько от состояния окон автомобиля (открыты или закрыты), умения людей плавать, от присутствия духа у водителя и пассажиров.

      Большое значение имеет знание приемов эвакуации. При падении автомобиля в глубокую воду с моста или с берега, прежде всего, необходима быстрая и правильная реакция водителя и пассажиров. Необходимо знать, что автомобиль с закрытыми окнами и дверями некоторое время остается на плаву. Пока автомобиль еще находится на поверхности водоема, надо постараться покинуть его через окна. Дверь открывать не стоит, так как в салон сразу же хлынет поток воды, автомобиль потеряет плавучесть, что значительно сократит имеющийся резерв времени. Благодаря воздушному пузырю в салоне и багажнике, как бы автомобиль ни переворачивался, на дне водоема он чаще всего встает на колеса. Теперь порядок действия таков. Прежде всего надо включить фары, чтобы тот, кто будет оказывать помощь, видел автомобиль и его положение. Затем нужно подождать, пока вода, проникающая внутрь машины через отверстия для проводов, рулевой колонки и педалей управления, наполовину заполнит салон, - тогда появится возможность открыть дверь. Прежде чем сделать это, необходимо набрать полную грудь воздуха и лишь потом, открыв дверь, постараться как можно быстрее всплыть на поверхность.

      Вероятность спасения людей при возникновении пожара, затоплении автомобиля и серьезных ранениях в значительной степени зависит также от того, насколько хорошо организованы на трассе медицинская, пожарная и водолазная спасательные службы (в последнее время во многих городах появились многофункциональные службы спасения, которые также оказывают помощь на автодорогах). Однако эти вопросы выходят за рамки конструктивной безопасности транспортных средств. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Обеспечение безопасности эксплуатации автотранспортных средств. Современные системы и тенденции развития.

   Проблема  охраны окружающей среды (ОС) является одной из наиболее актуальных, поскольку  от ее решения зависит здоровье и  благосостояние человека. Эта проблема обострилась в XX в., когда интенсивное развитие промышленности и транспорта, а также несовершенство технологических процессов привели к загрязнению атмосферы, воды и почвы

   Тенденции развития современных автотранспортных средств (АТС) таковы, что для выполнения постоянно ужесточающихся требований безопасности, повышения потребительских  качеств машин, вызванных конкуренцией производителей, все большее применение находит специальное оборудование для повышения транспортного  комфорта (электронные устройства бортовой диагностики и управления, пассивные  и активные средства шумо- и виброзащиты, системы навигации, климаторегулирования очистки воздуха и другие). При отборе части мощности двигателя на привод этих устройств и систем изменяются оптимальные условия работы двигателя на разных режимах, что влияет на интенсивность разгона, топливную экономичность, токсичность, надежность и другие показатели АТС. Возрастает трудоемкость их технического обслуживания и ремонта. Возможны проблемы с утилизацией устройств и оборудования.

   Оснащая АТС по желанию потребителя произвольным набором электронного оборудования для улучшения транспортного  комфорта и повышения качества воздуха, то есть осуществляя экологический тюнинг, как правило, не учитывают негативные для окружающей среды моменты.

   Эти системы и устройства, с одной  стороны, повышая уровень информирования водителей о дорожной ситуации, экстренных событиях в режиме реального времени, создавая благоприятные условия  микроклимата в салоне, комфортные условия по уровню шума и вибрации, в свою очередь способствуют росту  электромагнитного и информационного  загрязнения кабины. В результате использования современных материалов и технологий появляются новые вредные  и токсичные вещества (ТВ) в салоне.  
 

   Все это неоднозначно влияет на самочувствие, здоровье водителей и пассажиров, повышает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий (табл. 1). 

   Таблица 1. Вредные вещества, присутствующие в воздухе салона автомобиля 

Вещество Концен

трация

ПДКрз ПЛКмр Источник Оказываемое воздействие
мг/м3
Бензол 57,1 15 1,5 ОГ, лакокрасочные  покрытия, пластмассы Канцероген, мутаген, прямое повреждающее действие на центральную  нервную систему (ЦНС), сердечно-сосудистую систему (ССС)
СО 79,1 20 5 ОГ Воздействует  на ЦНС, связывает гемоглобин
SO2 3 10 0,5 ОГ Раздражение слизистой  дыхательных путей, отек легких, астматические  реакции, спазмы
NO 5,87 5 0,4 ОГ То же
NO2 1,12 2 0,085 ОГ То же
Формальдегид 1 0,5 0,035 Лаки, клеи Раздражение слизистых, канцероген
   Метанол 3,7 5 1 Жидкости омывателя Раздражение слизистых  дыхательных путей, воздействие  на ЦНС, потеря зрения и смерть
Сажа 0,03 - 0,15 ОГ Адсорбция канцерогенов
Акролеин 2,6 0,2 0,2 Дизельное топливо Нарушение функционирования печени и почек, изменения в легких
Фенол 0,1 0,3 0,01 Стеклопластики, клеи Отек легких, поражение ЦНС, сердечная недостаточность, кома

Информация о работе Современные системы и тенденции развития систем послеаварийной безопасности автотранспортных средств