Теория организации: перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:13, реферат

Описание работы

этапы формирования организации, управленческая структура

Работа содержит 1 файл

теория организации.docx

— 193.54 Кб (Скачать)

1. Теория организации,  ее предмет, место  в системе научных  знаний, направления  развития. Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизнедеятельности. Теория организации – наука, изучающая принципы, законы и закономерности возникновения организации как явления, ее эволюции, механизмы функционирования, взаимодействия ее частей и элементов между собой, а также с внешней средой для достижения намеченных и/или проектирования новых целей. Овладение знаниями об этом позволяет обоснованно и профессионально подходить к формированию протекающих в организациях процессов, к определению курса действий и руководству его реализацией в интересах достижения поставленных целей. Предмет теории организации составляют организационные отношения людей в процессе совместной деятельности и закономерности их развития.

Организацией  как объектом исследования занимаются менеджмент, экономика, социология, психология, политология и другие науки. Каждая из этих дисциплин рассматривает  лишь часть процессов, происходящих в организации. Так, менеджмент рассматривает  вопросы, связанные с элементами организации и процесса управления, коммуникациями, с организацией взаимодействия и полномочий, построения организаций. Экономика изучает элементы организации  и оплаты труда; организации производства; экономические законы развития, в  том числе пропорционального  и планомерного развития, соответствия производственных отношений характеру  производительных сил. Психология изучает  психическое отражение человеком  различных аспектов организационных  отношений. Политология рассматривает  отношение людей к политическим организациям, проблемам внутренней и внешней политики. Однако это  лишь элементы, составляющие организацию  в целом как процесс и как  явление. Предпринимались попытки  объединить усилия перечисленных наук в области исследования организаций  как больших систем посредством  кибернетики, теории управления. Так, теория управления изучает следующие проблемы, касающиеся организации: производство как система, типы отношений управления, организационная структура управления, линейные и функциональные связи, организационно-распорядительные методы управления, организация процесса управления, организация управленческого  труда. Дальнейшее развитие исследований в области теории управления способствовало выделению теории организации как  самостоятельной новой науки. Она  призвана интегрированно подходить  к ключевым процессам, происходящим в формальных и неформальных объединениях людей и их коммуникациях.

Таким образом, теория организации – одна из серии управленческих наук, основой  которой служит теория управления

 
Теория организации, обособившись, сохраняет связь с основополагающими  науками и опирается на законодательно-правовую базу.

 
Связь теории организации  с другими науками

Развитие  каждой науки характеризуется двумя  процессами: дифференциацией и интеграцией  знаний. Дифференциация – это поиск  своей ниши (своего предмета и объекта  исследования) для проведения углубленных  исследований. Интеграция основана на стремлении исследовать проблему с  разных сторон, формировать приоритеты влияния той или иной процедуры  на ситуацию в целом. Ученые, занимающиеся теорией организации, обсуждают  перспективность трех путей ее развития:

  • создания общего подхода к основным научным воззрениям на базе имеющихся в менеджменте, экономике, социологии и других относительно разработанных науках научных воззрений и дальнейшего продвижения в исследованиях;
  • выделения своей локальной области исследования части организации и развития ее;
  • формирования трехступенной схемы развития

 
Схема развития теории организации

Определенной  трудностью для развития теории организации  является проблема количественного  измерения организационных параметров. В настоящее время в основном оперируют качественными измерениями: хороший, плохой, высокий, средний, низкий, большой, маленький; эффективный, неэффективный. Например, организация обладает высоким  научным потенциалом.

Из числа  эффективных методов исследования в теории организации могут использоваться дедукция и индукция. Дедукция предусматривает  исследования путем перехода от общего к частному. Сначала создается  теория или методология, а затем  объясняются или предсказываются  единичные и групповые события. Индукция предусматривает исследования путем перехода от частного к общему. Вначале собирается обширный материал, на базе которого создается теория, могущая объяснить любые происходящие события из данной типологии данных. Например, по результатам большого количества собранных материалов о  зависимости характера отношений  между работниками и эффективностью их труда была создана весьма эффективная  теория коммуникаций, включающая пять уровней отношений: полная поддержка, различие, поляризация, столкновение и  антагонизм. Каждый метод опирается  на комплекс эмпирических гипотез (предположений). Они должны удовлетворять следующим  требованиям:

  • осмысленность введенных терминов, категорий и понятий;
  • непротиворечивость дефиниций одного и того же предмета или явления;
  • достоверность выводов, т.е. возможность проведения проверки или повторения результатов;
  • возможность обобщения на другие классы событий;
  • наличие ограничений на применение гипотез (технических, экологических, социальных и т.д.);
  • возможность объяснения происходящих событий и их прогнозирования.

Развитие  теории организации  включает три конкретных этапа, которые в  свою очередь могут  быть поделены на соответствующие  подэтапы:

1) сбор и обработка  информации:

  • сбор фактов, явлений, прогнозов, тенденций, исторических и фольклорных сведений, легенд и мифов о существовании или функционировании организаций (как явления), особенностях организации (как процесса);
  • систематизация информации и составление типологии, например, по времени, по эффективности, по характеру организационных отношений, по сфере деятельности;

2) создание теорий  и методик: 

  • создание понятийного аппарата: категории, термины, их взаимосвязь, классы терминов, синонимы;
  • привлечение научного багажа других наук для более полного понимания своих собственных проблем, например теории управления, разработки управленческих решений, кибернетики Виннера, функционально-стоимостного анализа;
  • нахождение зависимостей между параметрами, отношений между категориями, формулирование законов и закономерностей, например нормы управляемости персоналом в зависимости от характера деятельности, закон развития, закон самосохранения, закон синергии;

3) апробация теорий  и методик: 

  • практическое апробирование разработанных теорий и методик;
  • обобщение теоретических разработок и практических результатов применения отдельных положений теории организации, накопление статистических данных.

Перечисленные этапы выполняются циклически друг за другом, совершенствуя на каждом очередном витке знания в области  теории организации.  
 

2. Организация как  объект управления. Эволюция взглядов  на организацию.

     Начало  систематической разработке вопросов организации положила группа известных американских инженеров. В нее входили: Фредерик Уинслоу Тейлор, Лоуренс Ганнт, Френк Банкер Гилберт, Харрингтон Эмерсон и другие. Эта группа основала целый этап, движение в науке, быстро ведущее к созданию законченного искусства управления производством, в котором организация производства выступала в качестве главной составляющей элемента управления. Конструктивный этап этого движения длился 30 лет, с 1882 по 1912 гг.

     За  это время можно выделить ряд  шагов, в результате которых постепенно сформировалась область деятельности, получившая название «школа научного управления производством»:

     1)  инженеры, ставшие владельцами и руководителями фирм, начали требовать, чтобы их коллеги инженеры уделяли больше внимания финансовым аспектам хозяйственной деятельности предприятия:

     2) инженеры   начали  интересоваться  поощрительными системами заработной платы, что отчасти объясняется неудачными результатами сделанных ранее попыток  применить систему «участия в прибылях»;

     3) происходило сближение между  инженерами и работниками учета.  В 1889 г. два автора - инженер  и бухгалтер (Эмиль Гарк и Дж. Феллс) - совместно написали трактат об учете на предприятии;

     4)  инженеры стали уделять больше внимания конторской работе, связанной с управлением производством;

     5) работа Ф. Тейлора «Управление  производственными участками» (1903 г.) пробудила интерес к хронометражу;

     6) Ф. Гилберт (независимо от Тейлора)  начал свои эксперименты по изучению движений;

     7) Л. Ганнт подчеркивал важность  функций управления и требовал  уделять в работе промышленности  больше внимания факторам, связанным  с трудом;

     8) Х. Эмерсон и Э. Джонс отмечали  всеобъемлющий характер процесса управления и важности извлечения уроков из блестящей организации штабной работы, обеспечившей Германии быструю победу в двух крупных войнах (1866 и 1870 гг.);

     9) первые специалисты в области  психологии труда, в  частности Гюго Мюнстерберг, Уолтер Дилл Скотт и  Лилиан Моллер Гилбрет, впервые показали возможности и эффективность применения в промышленной деятельности пой наиболее молодой из прикладных наук.

     Первым  человеком, который осознал взаимосвязь  между этими разнообразными начинаниями и попытался слить их в единой концепции в разработанном им комплексе идей под названием «управление производством», был Ф. Тейлор.

     В несколько более узкой области, охватываемой понятием «организация труда», Тейлор также открыл много нового. Так, он впервые сформулировал необходимость оптимального сочетания трех элементов для достижения максимальной выработки:

     1) определенного задания, установленного на основе изучения работы (в результате которого выявлена наилучшая последовательность операций):

     2)  определенной нормы времени, установленной по данным хронометража или по нормативам;

     3) определенного метода работы, разработанного путем тщательных экспериментов и зафиксированного в инструкционной карте.

     Сочетание этих трех элементов по-прежнему остается важнейшим условием высокой производительности труда. Хотя сами методы повышения производительности труда развиты и усовершенствованы, прежние все же остаются основой  современных методов организации  труда.

     Современный менеджмент появился в конце прошлого века. Тогда в 1881 году американец Джозеф Вартон разработал курс менеджмента для преподавания в колледже.

     В 1916 году французский ученый Анри Файоль поставил вопрос о преподавании менеджмента в учебных заведениях. Файоль 30 лет руководил горнодобывающей компанией. Он выделил 6 основных видов деятельности предприятия техническая, коммерческая, финансовая, защитная, бухгалтерская, административная ответственность.

     В 20-е годы XX века А.К. Гастев выдвинул концепцию «узкой базы», «узкого места», с «расшивки» которых нужно начинать совершенствование управления.

     Среди ученых-управленцев следует выделить Мэри Фоллетт и Элтона Мэйо - авторов  школы человеческих отношений, Дугласа  МакГрсгора - теоретика поведенческих  аспектов управления, Л. фон Берталанфи - автора теории системного подхода  к управлению.

     На  основе анализа эволюции взглядов на управленческую деятельность можно выделить следующие школы менеджмента.

     Классическая, или административная, школа менеджмента, действовавшая в основном в 1920 - 1950 гг. Ее авторами являются Тейлор, Гилберт, Файоль и др. С возникновением административной школы специалисты начали постепенно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом. Приверженцы классической школы не очень заботились о социальных аспектах управления. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Наибольший вклад в разработку классической школы менеджмента внес французский ученый Анри Файоль. Еще в 1923 году он говорил, что «управлять» - это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать. А. Файоль разработал также 14 принципов управления.

Информация о работе Теория организации: перспективы развития