Теория организации: перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:13, реферат

Описание работы

этапы формирования организации, управленческая структура

Работа содержит 1 файл

теория организации.docx

— 193.54 Кб (Скачать)

Формирование  видения - это одна из задач высшего  руководства. Горизонт видения, т.е. период отдаленности во времени формируемого образа предприятия, может быть различным, от нескольких месяцев до нескольких лет. Видение будущего крупной компании - это представление о политической, экономической, социальной ситуации в  стране, в отрасли, а также о  желаемом состоянии предприятия  в этой ситуации.

Разработка  миссии является начальной точкой любого совершенствования системы управления, так как определение миссии необходимо для того, чтобы выявить, в чем  заключается основная задача предприятия  и любую деятельность предприятия  подчинить ее решению. Миссия предназначена  для решения следующих основных задач: Представить в явном виде то, для чего существует компания, и  установить базу для определения  и обеспечения непротиворечивости ее целей. Определить, чем компания отличается от всех других компаний, действующих  на том же рынке. Согласовать интересы всех лиц, связанных с организацией (собственников, руководство, персонал, клиентов и др.). Способствовать созданию корпоративного духа, в том числе  расширить для сотрудников смысл  и содержание их деятельности. Формирование миссии позволяет определить, для  чего существует конкретная организация, причем данное определение не изменяется обычно на протяжении всего цикла  жизнедеятельности организации.

Миссия - это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его основную цель. В отличие от видения миссия характеризует только "настоящее" организации: вид, масштабы деятельности, отличия от конкурентов, оставляя без  внимания перспективы развития бизнеса. Миссия детализирует статус предприятия  и обеспечивает ориентиры для  выработки целей и стратегий  на различных организационных уровнях.

Основные  компоненты миссии:

Продукты  или услуги, которые производит предприятие, т.е. круг удовлетворяемых потребностей.

Категории целевых групп потребителей.

Применяемые управленческие технологии и функции, т.е. способ удовлетворения нужд потребителей.

Конкурентные  преимущества.

План является руководством к действию. Он используется для обоснования идей, целей, для управления предприятием и прогнозирования результатов деятельности.

Иерархия  целей.

В любой  крупной организации, имеющей несколько  различных структурных подразделений  и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более  высокого уровня в цели более низкого  уровня.

Цели  более высокого уровня всегда носят  более широкий характер и имеют  более долгосрочный интервал достижения. Цели более низкого уровня выступают  своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.

Например, краткосрочные цели выводятся из долгосрочных, являются их конкретизацией и детализацией, подчинены им. Краткосрочные  цели как бы устанавливают вехи на пути достижения долгосрочных целей.

Иерархия  целей играет очень важную роль, так как она устанавливает "связность" организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений на достижение целей верхнего уровня.

Для определения  того, правильно ли сформулированы стратегические цели, можно использовать простое правило -. цели должны быть: Конкретными; Измеримыми ;Согласованными : с миссией компании; между собой; с теми, кому предстоит их выполнять. Достижимыми ;Определенными во времени (Timebounded);

Анализ  и выбор стратегии. Этот процесс  считается ядром стратегического  управления. С помощью специальных  приемов организация определяет, как она будет достигать своих  целей, и реализовывать свою миссию.

Определение стратегии для фирмы принципиально  зависит от конкретной ситуации, в  которой находится фирма. Однако существуют некоторые общие подходы  к формулированию стратегии и  некоторые общие рамки, в которые  вписываются стратегии.

При определении  стратегии фирмы руководство  сталкивается с тремя основными  вопросами, связанными с положением фирмы на рынке: какой бизнес прекратить; какой бизнес продолжить; в какой  бизнес перейти. Первая область связана  с лидерством в минимизации издержек производства. Вторая область выработки  стратегии связана со специализацией в производстве продукции. Третья область  определения стратегии относится  к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы  на выбранном рыночном сегменте.

Стратегическое  и тактическое планирование организации  как инструмент развития ее целей

Стратегическое  планирование внутрихозяйственной  деятельности любого предприятия (фирмы) тесно связано с осуществлением общей экономической политики государственной  стратегии развития всей рыночной системы. В настоящее время важнейшей  предпосылкой стратегического планирования и роста объемов производства на отечественных предприятиях стало  развитие свободных рыночных отношений, их постоянное и непрерывное совершенствование. Поэтому сейчас стратегическое планирование на наших предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-технических  факторов и организационно-управленческих структур с целью обеспечения  высокого качества работы персонала  и уровня жизни своих работников. 
 
 
 
 

     10. Внешняя и внутренняя среда организации. Управленческие технологии анализа среды (PESТ-анализ, SWOT – и SNW- анализ).

Организация - группа людей, деятельность которых координируется для достижения поставленных общих целей. Группа должна соответствовать требованиям:

  • наличие не менее двух человек, считающих себя частью группы;
  • наличие цели, которая принимается как общая для всех членов организации;
  • наличие членов группы, которые работают вместе для достижения общих целей.

Организации бывают формальные и неформальные. Формальные организации - это организации, которые официально зарегистрированы и действуют на основании существующего законодательства и установленных регламентов. Неформальные организации - организации, которые действуют вне рамок законодательства, при этом группы возникают спонтанно, но люди взаимодействуют друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют в каждой формальной организации.

Организация как открытая система.

Организации взаимодействует с внешней средой, должна приспосабливаться к изменениям в ней, чтобы нормально функционировать, и в силу этого должна рассматриваться  как "открытая система". Открытая система зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают из внешней среды. Любая организация  является открытой системой, так как  всегда зависит от внешней среды.  
С точки зрения системного подхода, организация как открытая система - это механизм преобразования входной информации или ресурсов в конечную продукцию (в соответствии со своими целями). Основные разновидности ресурсов входа: материалы, оборудование, капитал, рабочая сила. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции, согласно которой решение в любой ситуации определяется внешними и внутренними факторами и обстоятельствами. Таким образом, менеджер до принятия решения должен обязательно проанализировать все имеющиеся факторы, воздействующие на данную проблему, для успешного ее решения.

  Внешняя и внутренняя  среда организации. Среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации: а) Поставщики. Поставщиками капитала в основном являются банки, акционеры и частные лица. Чем лучше обстоят дела у данной организации, тем больше шансов получить кредит на льготных условиях у поставщиков капитала. 
б) Трудовые ресурсы. Без нужных специалистов должной квалификации нельзя эффективно использовать сложную технику и оборудование. в) Законы государства. Организации обязаны выполнять не только федеральные, но и региональные законы. Государственные органы обеспечивают принудительное выполнение законов в сфере своей компетенции. 
г) Потребители. Потребители решают, какие товары и услуги для них желательны, то есть они определяют направления и возможности роста организации. В рыночной экономике действует принцип: "Потребитель - король рынка". д) Конкуренты. Руководство предприятия должно понимать, что неудовлетворенные нужды потребителей создают свободные ниши на рынке для конкурирующих организаций. Среда косвенного воздействия состоит из факторов, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на деятельность организации: а) Состояние экономики страны. б) Научно-технический прогресс. в) Социокультурные факторы. г) Политические факторы. д) Отношения с местным населением.

Наиболее  общим подходом к стратегическому  анализу внутренней среды является SWOT-анализ, в части SW (с позиции  сильных (Strength) и слабых (Weakness) сторон организации). Процедурно SW-подход рекомендуется  дополнить подходом SNW, где N означает нейтральную позицию. Strengths - сильные стороны. Weaknesses - слабые стороны. Opportunities - возможности. Threat - угрозы.

Стратегические  позиции и характеристики Качественная  оценка
S N W
1. Общая  (корпоративная) стратегия       
2. Бизнес-стратегии  по конкретным бизнесам      
3. Организационная  структура       
4. Финансы  как общее финансовое положение      
5. Продукт  как конкурентоспособность       
6. Структура  затрат       
7. Дистрибуция  как система реализации продукта      
8. Информационная  технология      
9. Способность  к реализации на рынке новых  продуктов      
10. Способность  к лидерству      
11. Уровень  производства      
12. Уровень  маркетинга      
13. Уровень  менеджмента      
14. Качество  персонала      
15. Репутация  на рынке      
16. Отношение  с органами власти      
17. Отношение  с профсоюзом      
18. Инновации  и исследования      
19. Послепродажное  обслуживание      
20. Корпоративная  культура      
       

В нейтральной  позиции фиксируется среднерыночное состояние. Для победы в конкурентной борьбе достаточным может оказаться  состояние, когда организация относительно конкурентов по всем (кроме одной) ключевым позициям находится в состоянии N и только по одному фактору –  в состоянии S.

Таким образом, стратегический анализ внутренней среды организации должен быть системным  как с точки зрения охвата всех структурных и процессных элементов  организации, так и в плане  применяемого аналитического инструмента.

Информация о работе Теория организации: перспективы развития