Управление дебиторской и кредиторской задолженностью организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:13, дипломная работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить ряд задач:

- изучить сущность дебиторской и кредиторской задолженности в организации;

- рассмотреть ключевые подходы и методы по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью;

- рассмотреть систему расчетов организации ООО «Рос-Таргет» с дебиторами и кредиторами;

- рассмотреть систему управления дебиторской и кредиторской задолженности в исследуемой организации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА И УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

1.1 Понятие и классификация дебиторской и кредиторской задолженности

1.2 Характеристика ключевых подходов и методов управления дебиторской и кредиторской задолженностью

1.3 Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансовую устойчивость организации

Глава 2. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью в ООО «Рос-Таргет»

2.1 Общая характеристика ООО «Рос-Таргет»

2.2 Анализ и оценка управления движения дебиторской и кредиторской задолженности в организации

2.3 Анализ существующей кредитной политики в ООО «Рос-Таргет»

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностью в ООО

«Рос-Таргет»

3.1 Мероприятия по совершенствованию кредитной политики в ООО

«Рос-Таргет»

3.2 Осуществление контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью в организации

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

дипломная АХД.doc

— 377.50 Кб (Скачать)

 

-  величина задолженности может  быть определена;

 

-  имеется уверенность в том,  что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (такая уверенность имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива).

 

Кредиторская задолженность признается в том отчетном периоде, в котором она в соответствии с вышеизложенным порядком должна была быть признана, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления организацией своих обязательств [18, с. 21].

 

В составе кредиторской задолженности выделяется задолженность организации:

 

1)  перед поставщиками и подрядчиками;

 

2)  по векселям к уплате;

 

3)  перед дочерними и зависимыми  обществами;

 

4)  перед персоналом организации;

 

5)  перед государственными внебюджетными  фондами;

 

6)  перед бюджетом;

 

7)  по авансам полученным;

 

8)  перед прочими кредиторами.

 

Величина кредиторской задолженности  определяется исходя из цены и условий, установленных договором между  организацией и поставщиком (подрядчиком) или иным контрагентом с учетом дальнейших скидок (накидок).

 

Если цена не предусмотрена в  договоре и не может быть установлена  исходя из условий договора, то для  определения величины кредиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах  обычно организация определяет расходы в отношении аналогичных материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг либо предоставления во временное пользование (временное владение и пользование) аналогичных активов [23, c. 10].

 

По договорам и сделкам, по которым расчеты осуществляются в суммах, эквивалентных суммам, выраженным в иностранной валюте или условных денежных единицах, величина кредиторской задолженности определяется с учетом суммовой разницы. Положительная суммовая разница увеличивает размер кредиторской задолженности, отрицательная - уменьшает ее.

 

В отличие от суммовой разницы, курсовая разница, как уже отмечалось при  оценке дебиторской задолженности, возникающая по погашению кредиторской задолженности относится на финансовые результаты организации.

 

Величина кредиторской задолженности  по договорам мены, определяется стоимостью товаров (ценностей), переданных или  подлежащих передаче организацией. В  свою очередь стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).

 

При невозможности установить стоимость  товаров (ценностей), переданных или  подлежащих передаче организацией, кредиторская задолженность по договорам мены определяется стоимостью продукции (товаров), полученной организацией (стоимость такой продукции устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретается аналогичная продукция (товары)).

 

Следует учитывать, что невозврат кредиторской задолженности влечет за собой применение по отношению к организации определенных имущественных санкций, в частности, взыскание неустойки, предусмотренной договором; штрафов, установленных законом; процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие уклонения от их возврата. Кроме того, кредиторы могут взыскать с организации и убытки, причиненные им несвоевременным возвратом или невозвратом долгов, при этом по общему правилу убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой или процентами, взыскиваемыми за пользование чужими денежными средствами [31, c. 207].

 

Признанные самой организацией или присужденные судебным органом  санкции увеличивают размер кредиторской задолженности организации перед  кредиторами по факту составления или поступления соответствующего документа (получения акта судебного органа, подписания акта сверки, подписания письменного согласия и т.п.).

 

Кредиторская задолженность списывается  с баланса организации:

 

-  по факту исполнения организацией своих обязательств;

 

-  при взыскании задолженности  кредиторами;

 

-  при списании сумм задолженности  с баланса как невостребованных.

 

Взыскание кредиторской задолженности  с организации осуществляется во внесудебном или судебном порядке.

 

Таким образом, суммы кредиторской задолженности в случае их невостребования кредитором подлежат учету в течение срока исковой давности, равного трем годам, после чего задолженность подлежит списанию с отнесением сумм на финансовые результаты.

 

Во всех случаях следует учитывать правила течения, приостановления и перерыва течения срока исковой давности [10, с. 25].

 

1.2 Характеристика ключевых подходов  и методов управления дебиторской  и кредиторской задолженностью

 

Дебиторская и кредиторская задолженность  являются естественными составляющими бухгалтерского баланса организации. Они возникают в результате несовпадения даты появления обязательств с датой платежей по ним. На финансовое состояние организации оказывают влияние как размеры балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности, так и период оборачиваемости каждой из них [25, c. 124].

 

Выручка от продаж является единственным средством для погашения всех видов кредиторской задолженности. Поступление денежных средств от продаж определяет возможности организации по погашению долгов кредиторам. Как правило, большая часть дебиторской задолженности формируется как долги покупателей. Установление с покупателями таких договорных отношений, которые обеспечивают своевременное и достаточное поступление средств для осуществления платежей кредиторам — главная задача управления движением дебиторской задолженности.

 

Управление движением кредиторской задолженности — это установление таких договорных взаимоотношений  с поставщиками, которые ставят сроки  и размеры платежей организации последним в зависимость от поступления денежных средств от покупателей.

 

Следовательно, практически речь идет об одновременном управлении движением  как дебиторской, так и кредиторской задолженности. Практическое осуществление  такого управления предполагает наличие информации о реальном состоянии дебиторской и кредиторской задолженности и их оборачиваемости. Речь идет об оценке движения дебиторской и кредиторской задолженности в данном периоде. Поэтому в качестве исходных данных для такой оценки должны быть приняты долги, относящиеся именно к этому периоду. Иными словами, из балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности надо исключать долгосрочную и просроченную, т. е. те элементы долгов, превращение которых в денежные средства относятся к другим временным периодам. Оставшаяся после этого часть дебиторской и кредиторской задолженности есть основа для оценки периодичности поступления долгов покупателей, достаточного погашения кредиторской задолженности, а также балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности на конец периода при условии их оборачиваемости в соответствии с договорными условиями или установленным порядком расчетов.

 

В конечном счете, все это позволяет  ответить на вопрос, обеспечивают ли договорные условия расчетов с покупателями и поставщиками потребность организации в денежных средствах и достаточный его уровень.

 

Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и  кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств [19, c. 25].

 

К приемам управления дебиторской  задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. Среди подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиска путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю. Также должны оцениваться возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от не использования средств, вместо их инвестирования.

 

Управление дебиторской задолженностью связано с двумя видами резервов времени - на выписку счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета - это количество дней от отправки товара покупателю и до высылки счета. Очевидно, что компании следует отправлять счета одновременно с товаром. Время почтовой доставки - между подготовкой счета-фактуры и получением его покупателем. Время почтового прохождения документов может быть сокращено за счет децентрализации выписки счета-фактуры и почтовой отправки (используя службу срочных почтовых отправлений для крупных счетов-фактур с вручением в предусмотренные сроки либо предоставляя скидки за авансовые платежи) [24, с. 11].

 

Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей.

 

С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, но и рискует увеличить долю безнадежных долгов и большими затратами, связанными с тем, что малоэффективные покупатели затягивают оплату. Сроки дебиторской задолженности следует либерализовать, когда вы хотите избавиться от избыточных товарно-материальных запасов или устаревшей продукции либо если вы работаете в отрасли промышленности, товары которой предназначены для сезонных продаж. Если товар является скоропортящимся, необходимо использовать краткосрочную дебиторскую задолженность и по возможности практиковать оплату при поставке [27, c. 145].

 

При оценке платежеспособности потенциального покупателя следует учитывать честность  покупателя, финансовую устойчивость и имущественное обеспечение. Кредитную надежность покупателя можно оценить количественными методами анализа регресса, который рассматривает изменение зависимой переменной, имеющей место при изменении независимой (информативной) переменной. Этот метод особенно полезен, когда вам требуется оценить большое количество некрупных покупателей. Следует тщательно оценивать возможные потери по безнадежным долгам, если ваша компания продает товары многим покупателям и длительное время не меняет свою кредитную политику.

 

Продление кредита влечет за собой  дополнительные расходы: административные расходы деятельности кредитного отдела, компьютерной службы, а также комиссионные, выплачиваемые специальным агентствам, определяющим кредитоспособность заемщиков или качество ценных бумаг.

 

Достаточно полезна информация, полученная от кредитных бюро розничной  торговли и профессиональных кредитных  справочных служб.

 

Оценка реального состояния  дебиторской задолженности, т. е. оценка вероятности безнадежных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом использовать накопленную в организации статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов.

 

Как уже было сказано, одним из важных моментов в управлении оборотным  капиталом является определение  разумного соотношения между  дебиторской и кредиторской задолженностями. При этом необходимо проводить оценку не только своих собственных условий кредитования покупателей, но и условий кредита поставщиков сырья и материалов, с точки зрения уменьшения затрат или увеличения дополнительного дохода, получаемого организацией при использовании скидок.

 

Таким образом, система скидок способствует защите организации от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме.

 

Таким образом, для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять  скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, финансовому менеджеру следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.

 

Для того чтобы решить, следует  ли компании давать кредит малоэффективным  покупателям, надо сравнить доход от дополнительных продаж с дополнительными издержками, связанными с дебиторской задолженностью. Если у компании есть резервные производственные мощности, дополнительный доход является маржинальной прибылью с новых продаж, так как постоянные затраты в этом случае не меняются. Дополнительные расходы по дебиторской задолженности объясняются возможным увеличением безнадежных долгов и вложением денежных средств в дебиторскую задолженность на более продолжительный период времени. Управление дебиторской задолженностью основано на двух подходах:

 

1)  сравнении дополнительной  прибыли, связанной со схемой  спонтанного финансирования, с затратами  и потерями, возникающими при  изменении политики реализации  продукции;

 

2) сравнении и оптимизации величины  и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

 

С целью максимизации притока денежных средств организации следует  использовать разнообразные модели договоров с гибкими условиями формы оплаты и ценообразования. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.

Информация о работе Управление дебиторской и кредиторской задолженностью организации