Управление дебиторской и кредиторской задолженностью организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:13, дипломная работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить ряд задач:

- изучить сущность дебиторской и кредиторской задолженности в организации;

- рассмотреть ключевые подходы и методы по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью;

- рассмотреть систему расчетов организации ООО «Рос-Таргет» с дебиторами и кредиторами;

- рассмотреть систему управления дебиторской и кредиторской задолженности в исследуемой организации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА И УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

1.1 Понятие и классификация дебиторской и кредиторской задолженности

1.2 Характеристика ключевых подходов и методов управления дебиторской и кредиторской задолженностью

1.3 Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансовую устойчивость организации

Глава 2. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью в ООО «Рос-Таргет»

2.1 Общая характеристика ООО «Рос-Таргет»

2.2 Анализ и оценка управления движения дебиторской и кредиторской задолженности в организации

2.3 Анализ существующей кредитной политики в ООО «Рос-Таргет»

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностью в ООО

«Рос-Таргет»

3.1 Мероприятия по совершенствованию кредитной политики в ООО

«Рос-Таргет»

3.2 Осуществление контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью в организации

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

дипломная АХД.doc

— 377.50 Кб (Скачать)

 

В 2006 году в соответствии с результатами расчетов, за 186 календарных дней организация  получает выручку, равную сумме всех имеющихся активов. При этом требуется 22 дней, чтобы получить выручку равную среднегодовому остатку материально-производственных запасов.

 

А в 2007 году за 128 календарных дней организация получает выручку, равную сумме всех имеющихся активов. Чтобы получить выручку равную среднегодовому остатку материально-производственных запасов требуется 26 дней.

 

Данные таблицы 9 показывают, что  состояние расчетов с дебиторами и кредиторами за анализированный  период ухудшилось.

 

Проведем сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности. Для проведения анализа составим вспомогательную таблицу 10 из рассчитанных ранее показателей.

 

 

Таблица 10 Сравнительный анализ дебиторской  и кредиторской задолженности за 2005-2007годПоказатель 2005 год 2006 год 2007 год

КЗ ДЗ КЗ ДЗ КЗ ДЗ

Темп роста, % 82,48 354,29 229,65 86,83 540,08 553,25

Оборачиваемость, в оборотах 59,2 62 28,8 40,3 18,2 28,6

Оборачиваемость, в днях 6 6 13 9 20 13

Коэффициент соотношения дебиторской  и кредиторской задолженности 1,65 0,62 0,64

 

 

Сравнение состояния дебиторской  и кредиторской задолженности за 2005 год позволяет сделать вывод, что в организации преобладает  сумма дебиторской задолженности, темп ее прироста больше, чем прироста кредиторской задолженности. Причина  этого – в более высокой скорости обращения дебиторской задолженности по сравнению с кредиторской. Превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации, ведет к дефициту платежных средств, что может привести к неплатежеспособности организации и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования.

 

Сравнение состояния дебиторской  и кредиторской задолженности за 2006 год позволяет сделать вывод, что в организации преобладает  сумма кредиторской задолженности, темп ее прироста больше, чем прироста дебиторской задолженности, но скорость обращения меньше.

 

Сравнение состояния дебиторской  и кредиторской задолженности за 2007 год позволяет сделать вывод, что в организации преобладает  сумма кредиторской задолженности, но темп ее прироста меньше, чем темп прироста дебиторской задолженности. Причина этого – в более низкой скорости обращения кредиторской задолженности по сравнению с дебиторской.

 

Коэффициент соотношения дебиторской  и кредиторской задолженности изменяется неравномерно, падая с 1,65 в 2005 г. до 0,62 в 2006 г. и возрастает к 2007 г. до 0,64. В целом этот показатель должен быть равен 1.

 

Превышение кредиторской задолженности  над дебиторской свидетельствует  о нарушениях платежной дисциплины ООО «Рос-Таргет» перед поставщиками и подрядчиками, перед бюджетом по налогам и сборам, перед внебюджетными фондами, не выполнением обязательств по выплате заработной платы перед персоналом организации. ООО «Рос-Таргет» не создает резервы по сомнительным долгам и предстоящим расходам и платежам. Все это снижает ее финансовую устойчивость.

 

На рисунке 9 представлена динамика дебиторской и кредиторской задолженности  организации по годам.

 

 

 

Рис. 9. Динамика дебиторской и кредиторской задолженности ООО «Рос-Таргет»  в 2005-2007 годах, тыс. руб.

 

Исходя из проведенного анализа  дебиторской и кредиторской задолженности, можно сделать вывод, что организация  имеет определенные проблемы с дебиторами и кредиторами и эти проблемы увеличились за анализированный  период. Следовательно, ООО «Рос-Таргет» имеет определенные финансовые затруднения, связанные с дефицитом денежных средств, что ведет к неплатежеспособности организации и снижению ее финансовой устойчивости.

 

Повысить финансовую устойчивость организации можно: увеличив оборачиваемость  активов, погасив кредиторскую задолженность, повысив собираемость или инкассацию дебиторской задолженности, срочно реализовав наиболее ценные активы, пусть даже с частичной потерей стоимости, повысив выручку от реализации как за счет увеличения объема продаж, так и за счет повышения цен, сократив закупки запасов. Выручка от продаж является единственным средством для погашения всех видов кредиторской задолженности организации.

 

Чем выше скорость оборачиваемости  дебиторской и кредиторской задолженности  и меньше размеры балансовых остатков, тем финансово устойчивее организация.

 

 

 

2.3 Анализ существующей кредитной  политики в ООО «Рос-Таргет»

 

Процесс управления дебиторской задолженностью невозможен без кредитной политики — свода правил, регламентирующих предоставление коммерческого кредита и порядок взыскания дебиторской задолженности.

 

Рассмотрим способы расчета  с покупателями и продавцами в  ООО «Рос-Таргет»:

 

1) Расчеты с покупателями.

 

Для стабильной и устойчивой деятельности организации существенное значение имеет скорость движения денежных средств, их стабильный приток, обеспечивающий своевременное покрытие текущих обязательств организации.

 

ООО «Рос-Таргет» реализуя свою продукцию, часто сталкиваются с несвоевременным  получением выручки от реализации, что ведет к образованию дебиторской задолженности.

 

С этой точки зрения важно знать, насколько быстро организация получает платежи по счетам дебиторов и  каков средний срок погашения  дебиторской задолженности.

 

Для этого используется такой показатель, как оборачиваемость дебиторской задолженности, которая определяется по формуле:

 

, (тыс. руб.),

 

где ВР – выручка от реализации, тыс. руб.;

 

ДЗСР – средняя дебиторская  задолженность, тыс. руб.

 

Средняя дебиторская задолженность  в свою очередь определяется по формуле:

 

(тыс. руб.),

 

где ДЗНП и ДЗКП соответственно дебиторская  задолженность на начало и конец  рассматриваемого периода.

 

Определим ДЗСР 2007:

 

(тыс. руб.).

 

Тогда оборачиваемость дебиторской  задолженности:

 

 

 

Средний период погашения дебиторской  задолженности (в днях) определяется по формуле:

 

, (дней),

 

где ТП – длительность анализируемого периода в днях (соответственно: год – 360, квартал – 90, месяц – 30)

 

Средний период погашения ДЗ для  организации (в отчетном периоде):

 

(3) дня.

 

В целом для организации показатель среднего периода погашения ДЗ можно считать благоприятным (меньше недели), поскольку с увеличением периода просрочки задолженности повышается риск ее непогашения.

 

Реальная сумма денег с учетом их покупательной способности в  момент оплаты определяется по формуле:

 

,(тыс. руб.),

 

где S – установленная договором  сумма за товар, тыс. руб.;

 

Im – коэффициент, характеризующий  падение покупательной способности  денег за период.

 

Im определяется по формуле:

 

,

 

где IЦ – коэффициент цен за период.

 

С учетом месячной инфляции IЦ можно определить по формуле:

 

,

 

где  – темп инфляции за месяц;

 

TДЗ – средний период погашения  дебиторской задолженности.

 

Скрытые потери денежных средств от инфляции определяются по формуле:

 

 

,

 

Для расчета реальной суммы денег, получаемой организацией, примем темп инфляции 0,83% в месяц (согласно статистическим данным).

 

Тогда коэффициент цен за период погашения дебиторской задолженности  составит:

 

1,001

 

Падение покупательной способности  денег за тот же период составит:

 

 

 

Реальная сумма денег с учетом их покупательной способности в момент оплаты:

 

 

 

Таким образом, в момент оплаты организация  реально получает 0,999 от стоимости  проданной продукции. Скрытые потери в месяц составляют 1 рубль с  каждой 1000 рублей проданной продукции. При средней выручке за месяц 962000 руб. скрытые потери составят 962 руб.

 

Предположим, что, желая ускорить расчеты  с покупателями, организация планирует  предложить покупателям два варианта расчетов (учитывая средний период погашения дебиторской задолженности):

 

1.  5/2 net 10 (оплата в течение  первых 2 дней со скидкой 5%).

 

2.  net 10 (оплата в срок не  более 10 дней без скидок).

 

Предположим также, что все покупатели, для которых первый способ расчетов покажется предпочтительным, будут  аккуратно расплачиваться в течение срока действия скидки.

 

Рассмотрим, какой из вариантов  будет более выгодным для организации  с точки зрения явных и скрытых  потерь денежных средств. Результаты расчетов представим в таблице 11.

 

 

Таблица 11 Анализ выбора способов расчета  с покупателямиПоказатели Вариант 1 Вариант 2 Отклонение (гр.2 – гр.1)

5/2 net 10 net 10

1 2 3 4

 

1. Индекс цен IЦ 1,001 1,007 0,005

 

2.Коэффициент падения покупательной  способности денег Im 0,999 0,993 –0,005

3.Потери от инфляции с каждой  тысячи рублей договорной цены, руб. 1,332 6,623 5,291

4.Потери от предоставления скидки  с каждой тысячи рублей договорной  цены, руб. 50,000 0,000 –50,000

5.Результат предоставления скидки  с цены при сокращении срока  оплаты (стр.3+стр.4) 51,332 6,623 –44,709

 

 

Очевидно, что при данном темпе инфляции и действующем периоде погашения дебиторской задолженности для организации более выгодным будет не предлагать никаких скидок.

 

2) Расчеты с продавцами.

 

Оборачиваемость кредиторской задолженности  определяется по формуле:

 

,

 

где ОКЗ – средний остаток кредиторской задолженности, тыс. руб.;

 

ЗПР – затраты на производство и реализацию продукции, тыс. руб.;

 

DПЗ – изменение производственных  запасов за период, тыс. руб.

 

Средний остаток кредиторской задолженности  определяется по формуле:

 

, (тыс.руб.),

 

 

где ОКЗНП и ОКЗКП соответственно остатки кредиторской задолженности  на начало и конец рассматриваемого периода.

 

Для анализируемой организации  средний остаток кредиторской задолженности  за период:

 

(тыс. руб.).

 

Оборачиваемость кредиторской задолженности:

 

 

 

Средний период кредита определяется по формуле:

 

, (дней),

 

где ТП – максимальная длительность отсрочки платежа в днях.

 

Средний период кредита для анализируемой  организации:

 

, дней.

 

Таким образом, организация расплачивается с продавцами в срок и даже досрочно. Но, учитывая, что средний период погашения дебиторской задолженности у организации составляет 18 дней, руководству целесообразно подумать об увеличении сроков оплаты по счетам продавцов (среднего периода кредита) в пределах максимальной длительности отсрочки платежа.

 

 

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В ООО «РОС-ТАРГЕТ»

 

3.1 Мероприятия по совершенствованию  кредитной политики в ООО «Рос-Таргет»

 

Кредитная политика в организации принимается на год, по истечении которого уточняются цели и задачи, принятые стандарты, подходы и условия.

 

В ООО «Рос-Таргет» кредитная  политика может пересматриваться раз  в квартал. Приведем типичную структуру  этого документа:

 

1.  Цели кредитной политики.

 

2.  Тип кредитной политики.

 

3.  Стандарты оценки покупателей.

 

4.  Подразделения, задействованные  в управлении дебиторской задолженностью.

 

5.  Действия персонала.

 

6.  Форматы документов, используемых  в процессе управления дебиторской  задолженностью.

 

Целями кредитной политики должны быть повышение эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность, увеличение объема продаж (прибыли  от продаж) и отдачи на вложенные  средства.

 

Помимо формализации целей управления дебиторской задолженностью в кредитной политике следует определить задачи, решение которых позволит достичь целевых значений (например, выход на новые рынки сбыта, завоевание большей доли существующего рынка, формирование репутации, минимизация стоимости кредитных ресурсов). Каждая сформулированная задача должна иметь количественное измерение и сроки выполнения.

 

Необходимо внедрить систему, при  которой работа на условиях товарного  кредита с новыми покупателями, у  которых нет кредитной истории, невозможна. И прежде чем предоставлять кредит и судить о том, на какую сумму и срок он будет предоставлен, ООО «Рос-Таргет» должен потребовать у дилера полный пакет финансовой документации. Также коммерсанты могут выехать на место и оценить возможности рынка.

 

Покупатели, как правило, имеют различные возможности по объемам закупок, своевременности оплаты и претендуют на различные условия предоставления отсрочки платежа.

 

Для того чтобы дифференцировать условия  коммерческого кредитования, но при  этом избежать злоупотреблений со стороны менеджеров отдела продаж, необходимо разработать алгоритм оценки покупателей.

 

Создание алгоритма дифференциации условий предоставления отсрочки платежа  предполагает выполнение ряда шагов.

 

1. Отбор показателей, на основании  которых будет проводиться оценка кредитоспособности контрагента (своевременность погашения ранее предоставленных отсрочек платежа, прибыльность бизнеса, ликвидность, размер чистых оборотных активов и т. д.).

 

2. Определение принципов присвоения  кредитных рейтингов клиентам  компании. Рейтинг присваивается на определенный период, по истечении которого должен пересматриваться, например, раз в месяц.

 

3. Разработка кредитных условий  для каждого кредитного рейтинга, то есть определение: цены реализации; времени отсрочки платежа; максимального размера коммерческого кредита; системы скидок и штрафов.

Информация о работе Управление дебиторской и кредиторской задолженностью организации