Управление финансовыми рисками на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной работы определяется тем, что современный бизнес невозможен без риска. Риск - это оборотная сторона свободы предпринимательства. С развитием рыночных отношений в нашей стране усиливается конкуренция, расширяются возможности деятельности. Чтобы преуспеть в своем деле, нужны оригинальные решения и действия. Нужен постоянный творческий поиск, нужна мобильность и готовность к внедрению всех возможных технических и технологических новшеств, а это неизбежно связано с риском.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы управления финансовыми рисками
1.1 Сущность и содержание финансовых рисков
1.2 Понятие и содержание управления рисками
1.3 Методы оценки финансового риска
Выводы
Глава 2. Анализ финансовых рисков на примере ООО «Бастион»
2.1 Экономическая характеристика ООО «Бастион»
2.2 Анализ результатов финансово-экономической деятельности предприятия
2.3 Проблемы управления финансовыми рисками
Выводы
Глава 3. Проект мероприятий по снижению финансового риска
3.1 Основные мероприятия по управлению финансовыми рисками предприятия
3.2 Оптимизация структуры продаж и совершенствование маркетинговой политика как инструменты снижения финансовых рисков
Выводы
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 541.50 Кб (Скачать)

4. Открытие сети собственных и  арендуемых торговых точек, в  том числе магазинов для реализации  товаров, работ, услуг и продукции  промышленного назначения.

5. Производство электромонтажных  работ; производство изоляционных  работ; производство санитарно-технических работ, монтаж прочего инженерного оборудования; производство отделочных работ.

Все вышеперечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с  действующим законодательством  РФ.

Общество  имеет право пользоваться кредитом российских и зарубежных банков – и коммерческим кредитом в иностранной валюте, а также приобретать валюту на аукционах, валютных биржах, у юридических лиц и иностранных граждан в порядке, установленном законодательством[16].

Общество  для достижения установленных целей  своей деятельности имеет право  от своего имени заключать сделки, приобретать иметь в собственности  движимое и недвижимое имущество, производственное оборудование, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени осуществлять имущественные, коммерческие и финансовые сделки, сдавать в залог свое имущество, быть истцом и ответчиком в суде.

Уставный  капитал предприятия определяет минимальный размер имущества предприятия, гарантирующего интересы его кредиторов. Прибыль предприятия формируется из доходов от уставной деятельности после возмещения материальных и приравненных к ним затрат, расходов на оплату труда, выплат процентов за кредит.

Финансовые  результаты деятельности предприятия устанавливаются на основании годовой и квартальной бухгалтерской отчетности. Высшим органом управления предприятия является общее собрание его участников. Собрание состоит из участников или назначенных ими представителей. Из числа участников избирается председатель, который организует подготовку, проведение и оформление документов общего собрания участников. Исполнительным органом ООО «Бастион» является администрация, возглавляемая директором. Директор назначается общим собранием участников, подотчетен ему и организует выполнение его решений.

Администрация решает все вопросы деятельности предприятия, кроме вопросов, относящихся  к исключительной компетенции общего собрания участников. Директор образует администрацию предприятия по согласованию с общим собранием участников. Штатное расписание предприятия разрабатывается администрацией и утверждается директором по согласованию с общим собранием участников, исходя из производственной необходимости и фонда заработной платы.

ООО «Бастион» имеет магазин, располагающийся в отдаленном районе города Петропавловска-Камчатского. Этот магазин представляет очень большой ассортимент сантехнического оборудования, а также сопутствующих товаров (бытовая химия). Работает без выходных, семь раз в неделю, без перерывов с 9.00 до 24.00. Ценовая политика направлена на потребителей с уровнем дохода - средний.

Магазин ООО «Бастион» размещается в  отдельно стоящем здании. Здание включают в себя следующие группы помещений: торговое помещение; складское помещение (для хранения сухих продуктов, инвентаря, белья); административно – бытовое помещение (кабинет директора, комната работников, гардеробная); технические помещения (вентиляционная камера, щитовая, бойлерная, тепловой узел). Оборудование в торговом зале размещается таким образом, чтобы покупатель имел свободный доступ к торговым прилавкам, витринам и холодильникам.

Следует отметить, что ООО «Бастион» - предприятие  небольшое, штат сотрудников насчитывает 18 человек. Из них: генеральный директор, заместитель генерального директора по экономике и финансам, финансовый директор, бухгалтер, 2 товароведа, 8 продавцов, 2 уборщицы и 2 дворника.

Управление  осуществляется генеральным директором, заместителем генерального директора  и финансовым директором. В каждом подразделении есть свой руководитель: финансовый директор – бухгалтерия, заместитель директора, товаровед, МОП, продавец. Все отделы взаимосвязаны между собой и подчиняются генеральному директору.

Грамотно построенная организационная  структура – один из факторов успеха предприятия, потому, что она определят взаимосвязи и подчинения на предприятии, определяет также гибкость и адаптивные способности фирмы, что в нынешних условиях экономики также немаловажно[17]. Организационная структура представлена на рисунке 2.

 

 
   

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



Рис. 2. Организационная структура  ООО «Бастион»

 

Можно определить структуру управления компании - линейно-функциональная (рис.2). Так как во главе предприятия  стоит руководитель, который осуществляет все функции управления и подчиняется по всем вопросам вышестоящему начальнику. Так складывается соподчиненность руководителей различных уровней по вертикали (линия), которые одновременно осуществляют административное и функциональное управление, но вместе с тем все составляющие предприятия несут на себе и функциональную нагрузку. Линейно-функциональная структура имеет ряд преимуществ, что позволяет оперативно и эффективно управлять. Она наиболее простая[18]: имеет один процесс связи, каждый подчиненный имеет только одного начальника. Это способствует четкому и оперативному управлению, повышению ответственности руководителя за эффективность работы возглавляемого им звена. Но эта структура характерна для малых предприятий, где круг решаемых вопросов незначителен и торгово-закупочных связей немного.

Когда же масштабы предприятия больше, а круг решаемых проблем все возрастает, повышается технологический и организационный уровень, линейно-функциональная структура оказывается неэффективной, так как руководитель не может знать все и поэтому не может управлять хорошо.

Закупая товар, заместитель генерального директора по экономике и финансам и товаровед несут ответственность за то, чтобы товары, включаемые в ассортимент, были быстро и успешно продаваемы.

Работа бухгалтерии построена  рационально и просто: бухгалтер  занимается учетом предприятия, его  финансовым состоянием, начислением  заработной платы сотрудникам, ведением финансовой документации.

Маркетингом и рекламой занимается непосредственно генеральный директор предприятия.

Работой с персоналом занимается товаровед, бухгалтер и непосредственно  руководитель предприятия.

Генеральный директор возглавляет  работу по комплектованию предприятия кадрами продавцов и рабочих в соответствии с целями, стратегией и профилем предприятия, изменяющимися внешними внутренними условиями его деятельности.

Также перед руководством предприятия  ставится задача по организации  контроля за снабжением по объему и ассортименту в соответствии с заключенными договорами, соблюдение норматива и структуры товарных запасов, а также по нахождению путей снижения товарных потерь при хранении, транспортировки и отпуске, предупреждение возникновения недостач, растрат, хищений и т.д.

В обеспечении сохранности товарно-материальных ценностей на предприятии решающее значение имеет четкая организация  материальной ответственности по каждому  материально-ответственному лицу.

Только в этом случае достигается практическая реализация принципа персональной ответственности каждого лица, а эта ответственность вытекает из договора о материальной ответственности.

При нарушении этого принципа администрация  предприятия не может предъявить обоснованный иск виновным[19].

Проведем анализ конкурентоспособности  предприятия на рынке сантехнического  оборудования исходя из модели 5-ти сил  Портера. Наиболее важной и влияющей силой отраслевой конкуренции для ООО «Бастион» является - рыночная власть потребителей (60% влияния). Следующей за ней по значимости идет - конкуренция среди существующих фирм (30% влияния). Остальные три силы, хотя имеют влияние на конкуренцию, в рассматриваемой отрасли, но по сравнению с перечисленными выше двумя не значительное (приблизительно 10%). Следовательно, основная стратегии маркетинга предприятия – борьба за потребителя (покупателя). Оценка конкурентоспособности ООО «Бастион» представлена в приложении 4.

Рассмотрим более подробно каждую из сил.

1. Угроза появления новых конкурентов  - конкурентная сила этого фактора  сильно зависит от высоты барьеров  входа (стоимости входа в отрасль). Несмотря на то, что входные  барьеры в отрасль являются  весьма высокими, данная угроза представляется более чем вероятной.

Потенциальными конкурентами для  предприятий, уже работающих на рынке  розничной торговли сантехническим оборудованием, могут стать: предприятия, которые способны преодолеть входной  барьер; предприятия, для которых  приход на рынок розничной торговли является логическим продолжением их стратегии, направленной на завоевание новых рынков.[20]

2. Конкуренция со стороны товаров,  являющихся заменителями конкурентоспособных, с точки зрения цены.

На сегодняшний день другие формы  приобретения оборудования не являются существенными конкурентами. Они  оттягивают лишь часть покупателей, как ООО «Бастион», так и у  близлежащих конкурентов.

3. Экономические возможности и торговые способности поставщиков. По оценкам специалистов ООО «Бастион» давление на рынок со стороны поставщиков в целом более ощутимо, чем со стороны потенциальных конкурентов.

4. Способность покупателей диктовать  свои условия. Она представляет  угрозу давления потребителей на цены из-за потребностей в лучшем качестве предлагаемой продукции или сервисе (сильные покупатели). В настоящее время давление со стороны покупателей на организованную сферу торговли оборудованием умеренно ощутимо, хотя и в значительно меньшей степени, чем со стороны потенциальных конкурентов и поставщиков.

В целом, можно сделать вывод, что  конкуренция в отрасли относительно стабильна. Это связано с небольшим  количеством подобных магазинов  с одинаковыми размерами и  объемами продаж, с небольшими затратами потребителя при переходе от одного производителя к другому.

Проведя анализ потребителей, конкурентных сил, действующих на предприятие, положения  предприятия ООО «Бастион» на рынке, а также проанализировав  сильные и слабые конкурентные позиции можно сделать следующий вывод: ООО «Бастион» занимает лидирующее положение на территориальном рынке и имеет довольно сильные позиции по многим параметрам. Что касается потребителей, они довольны уровнем цен и качеством продукции, предоставляемой предприятием, но ощущается давление поставщиков и конкурентов.

2.2 Анализ результатов финансово-экономической  деятельности предприятия

 

Анализ результатов финансово-экономической  деятельности предприятия проведен на основании технико-экономические  показателей ООО «Бастион», которые взяты из формы №1 «Бухгалтерский баланс» и формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2007–2009 годы. Для анализа структуры имущества предприятия проведен анализ пассива и актива балансов за последние 3 года.

Проведем анализ актива баланса, который содержит сведения о размещения капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, т.е. о вложении его в конкретное имущество и материальные ценности, расходов предприятия на производство и реализацию продукции и об остатках свободной денежной наличности.[21]

Расчет абсолютного изменения  производится с помощью вычисления разницы между соответствующими показателями на конец и начало года, а относительное отклонение вычисляется посредством деления результата абсолютного отклонения на значение показателя начала года. Расчеты представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

Анализ актива ООО «Бастион»

Показатель

Абс. знач., тыс. руб.

Удельный вес, %

Изменение

На начало 2007 года

На конец 2009 года

На начало 2007 года

На конец 2009 года

Абс., тыс. руб.

В уд. весах, %

В% к началу 2007 года, %

В % к итогу баланса, %

1.Внеоборотные активы

-

-

-

-

-

-

-

-

Немат. активы

-

-

-

-

-

-

-

-

Основные средства

799

1093

16

22

294

6

37

5,9

Незавершенное строительство

307

4

6,2

0,08

-303

-6,12

98

6,1

Долгоср. фин. вложения

-

-

-

-

-

-

-

-

Прочие внеоб. активы

-

-

-

-

-

-

-

-

ИТОГО по разделу 1

1160

1097

231

22

-63

-1

3,4

1,3

2.Оборотные активы

-

-

-

-

-

-

-

-

Запасы и затраты 

1842

2497

37

50

655

13

0,7

13,2

Дебит. задолженность

1658

1865

33,5

38

207

4,5

12

4,1

Денежные средства кратк. фин.вложения

47

-

1

-

4,7

-1

100

0,1

Прочие об. активы

296

322

6

6,5

26

-0,5

8,8

0,5

ИТОГО по разделу 2

3843

4734

78

96

891

18

-18

1,8

Всего активов

4949

5831

-

-

-

-

-

-

Информация о работе Управление финансовыми рисками на предприятии