Управление производством в системе управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – аспекты проектирования системы управления развитием производства на предприятиях.

В качестве объекта исследования выбрано предприятие «Ресторан «Экспресс – Криница».

Работа содержит 1 файл

курсовая Цели и задачи управления развитием производства.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     В этих условиях титаническая работа многочисленного  персонала наших производственно-диспетчерских  отделов и бюро напоминает сизифов труд, сначала они разрабатывают и состыковывают все графики и организуют производство, а при изменении спроса дезорганизуют его, изменяя эти графики.

     В традиционной концепции организации  внутрифирменного планирования изготовление продукции запрограммировано графиком запуска заготовок. График выпуска готового изделия практически предопределен работой заготовительных и промежуточных цепочек, которые очень трудно перестроить.

     Централизованный  по предприятию в целом и детально расписанный план производства в каждом звене дополнительно оптимизируется и превращается в еще более детальный график работы цеха и участка. Под него выстраиваются все внешние и внутренние связи (обеспечение материалами, комплектующими изделиями, технологическая и инструментальная подготовка и т.д.). Система планов приобретает законченный вид. Как и во всякой целостной системе, одновременно вырабатываются способы самозащиты от разрушения, что делает систему консервативной к инновациям, болезненно реагирующей на любое изменение. Опыт показывает, что для изменения плана необходимо 10 — 15 дней в лучшем случае.

     Японцам удалось найти эффективный механизм решения этой проблемы. Можно сказать, что наши теория и практика оптимизации  производства исходят из того, что мы оптимизируем объем партии деталей или узлов и оцениваем эффективность работы каждого производственного звена в отдельности, по каждому отдельному участку и этапу. Японцы же оптимизируют работу всей производственной системы в совокупности, а не отдельных ее частей. При этом потери недостаточной оптимальности объемов отдельных партий деталей с лихвой перекрываются прибылью от оптимизации производственного процесса в целом.

     Такой пионерский подход к оперативному управлению производством дал «Тоете» и другим японским компаниям огромный выигрыш. За счет исключительно высокой гибкости, создания повышенной готовности производственной системы к перестройке, а фактически только к настройке она обеспечивает возможность практически немедленного удовлетворения запросов покупателей. Так, средний производственный цикл выпуска одной партии конкретной модели легкового автомобиля на «Тоете» составляет всего 2 дня, что в 5 раз меньше, чем в США и в 10 раз меньше, чем на лучшем предприятии России — АВТОВАЗе [14].

     Этот  пример убедительно свидетельствует о том, какие огромные резервы лежат в сфере организации производства и в его основной функции — оперативном управлении основным производством, которое носит интегрированный характер и вбирает в себя все остальные функции управления предприятием. 

 

2. Цели и задачи управления развитием производства

     Производство  – одна из важнейших областей, в  которых управление показывает свое мастерство. При этом термин производство относится в равной мере как к  изготовлению физического продукта, так и к осуществлению услуги.

     Управление  развитием производства в фирмах - это регулирование процесса производства в целях повышения его эффективности, роста производительности труда, улучшения  качества продукции.

     Организации создаются для достижения целей, которых легче достичь объединенными усилиями группы людей, чем людям, работающим обособленно. Деловые организации (предприятия) создаются для производства товаров и/или услуг. Они могут быть коммерческими и некоммерческими. Их цели, изделия и услуги могут быть сходны или совершенно различны.

     «Классики»  зарубежного менеджмента М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури дают следующее  определение целям организации: «Цели — это конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться фирма».

     Большинство же отечественных авторов лишь несколько  видоизменяют представленную выше формулировку. Например, Н.И. Кабушкин дает такое определение: «Цели — это конечные состояния  или желаемый результат, которого стремится  добиться трудовой коллектив» [8].

     О.Т. Лебедев, А.Р. Каньковская отмечают, что к цели предъявляются определенные требования, к числу которых относятся:

    • всесторонняя научная и практическая обоснованность цели как отражение совокупности требований множества законов объективного мира;
    • четкая определенность, «оконтуренность» цели, формулировка ее в понятиях, терминах реально достижимого состояния;
    • четкая формулировка необходимых и достаточных условий реализации целей (ресурсы, сроки, исполнители) [9].

     У организаций различных типов  и форм собственности могут быть самые разнообразные цели.

     Основная  цель менеджмента в управлении производством  состоит в том, чтобы добиться рационального функционирования производственных подразделений в результате руководства  «сверху» путем создания адаптивных информационных систем, использования сложного набора оптимизационных моделей и количественных методов, способных быстро обнаружить и предложить вариант ликвидации любого незапланированного отклонения на любом этапе производственно-сбытового цикла.

     Основным  требованием к управлению производством является его приспособленность к новым условиям производственно-технологического цикла: к фондоемким и гибким производствам; быстро принимаемым решениям; большой роли человеческого фактора в производстве; улучшению качества продукции; сокращению производственных затрат; лучшему использованию производственных площадей; росту сферы услуг и технического обслуживания выпускаемой продукции.

     Управление  производством должно быть постоянно  нацелено на объединение в рамках хозяйственных комплексов нового типа гибкого и адаптивного мелкосерийного массового производства с низкими издержками и высокой производительностью труда, на создание адаптивных производственных систем нового поколения.

     Крупные фирмы, как правило, имеют много  целей. Для того, чтобы получить прибыль, необходимо сформулировать цели в таких областях, как разработка новой продукции, доля рынка, качество услуг и пр.

     Выработка целей необходима и в подразделениях (отделах) фирмы. Из-за различий в целях  подразделений (отделов) руководству необходимо предпринимать меры по их координации исходя из главной цели фирмы. Важно, чтобы цели каждого подразделения (отдела) внесли свой конкретный вклад в цели фирмы, а не вступали в противоречие с целями других подразделений (отделов).

     Цели  должны обладать следующими характеристиками, т.е. быть:

     а) конкретными и измеримыми. Выражая  свои цели в конкретных измеримых  формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих  решений и оценки хода работы;

     б) ориентированными во времени. Долгосрочная цель (вырабатывается в первую очередь) имеет горизонт планирования, равный примерно пяти годам, иногда несколько больше, среднесрочная — до 5 лет, краткосрочная — до 1 года;

     в) достижимыми. Установление цели, которая  превышает возможности фирмы либо из-за недостаточности ресурсов, или из-за внешних факторов, может привести к негативным последствиям;

     г) взаимно поддерживающими, т.е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей [10, c. 91-92].

     В рамках целей, разрабатываемых для  фирмы в целом, ставятся конкретные задачи для каждого производственного  отделения или предприятия. Их определяет персонал управления организацией. Это  одна из наиболее старых концепций  практического менеджмента, когда задачи выступают инструментами планирования, а затем контроля.

     Задача  — это предписанная работа, серия  работ или часть работы, которая  должна быть выполнена заранее установленным  способом в заранее оговоренные  сроки.

     Задачи  предписывают не работнику, а его должности:

     1) работа с людьми — мастеру  цеха;

     2) работа с предметами — рабочим  на конвейере;

     3) работа с информацией — экономисту, бухгалтеру.

     У работников, решающих разные типы задач, частота повторения одинаковых задач  различна. Чаще всего одинаковые задачи приходится решать при работе с предметами, например, на сборочном конвейере. При работе с людьми, наоборот, спектр задач широк и они повторяются значительно реже.

     Задачи могут определяться следующим образом:

    • ·постоянное внедрение в производство новых, более совершенных изделий;
    • ·систематическое сокращение всех видов затрат на производство продукции;
    • ·повышение качественных и потребительских характеристик при снижении цен на выпускаемую продукцию;
    • ·снижение издержек во всех звеньях производственно-сбытового цикла при постоянном внедрении в серийное производство новых изделий, расширении номенклатуры выпускаемой продукции и изменении ее ассортимента [5, c. 341].

     Разработка  целей и задач должна основываться на анализе современного положения  предприятия и тех перспектив, которые могут открыться для него в будущем. При этом проводится анализ деятельности как фирмы в целом, так и его отдельных хозяйственных подразделений с целью выявления имеющихся ресурсов и потребностей в ресурсах в будущем при решении намечаемых целей и задач. Одновременно рассматривается вопрос о конкретных исполнителях соответствующих программ действий и планов.

     Как известно, во всяком производстве существует непрерывность, превращающая его в воспроизводство. При этом происходит разделение вновь созданного продукта на потребляемую и накопляемую части, на возмещение затраченных средств производства. Всякое производство распадается на собственно производство, обмен, распределение и потребление. Всякое производство имеет определенную территориальную и отраслевую структуры, в нем идут процессы специализации, технического прогресса и др. Все эти черты объективны, и управление производством должно следовать законам управляемого объекта.

     На  систему управления влияет необходимость  учитывать сам характер процесса производства, условия снабжения, сбыта  и т.д.; материальную сторону производства и характер участия работников в  производстве; отдельные факторы  или параметры производства: качество продукции, издержки и т.д.

     Одной из важнейших целей управленческой деятельности в сфере производства является повышение эффективности  производства которое основывается на таких факторах, как увеличение рентабельности инвестиций; рост производительности труда, повышение качества и конкурентоспособности продукции.

     Для достижения намеченных целей необходимо осуществление широкого комплекса  технических, технологических, организационно-управленческих мероприятий; разработка принципов инвестиционной и технической политики для фирмы в целом: определение приоритетных областей инвестиций и направлений работы; концентрация усилий и ресурсов на развитии наиболее перспективных областей технологического процесса; создание производственных систем нового поколения, работающих с применением ЭВМ.

     Разработка  принципов инвестирования имеет  крайне важное значение для целей  повышения эффективности производства. К числу важнейших принципов  инвестирования можно отнести следующие:

    • следование долгосрочной перспективе в определении портфеля инвестиций поскольку никто не может точно определить тенденции развития рынка, а следовательно, проведение соответствующих операций; покупку по низшей цене и продажу по самой высокой цене; планирование деятельности на рынке с учетом таких факторов воздействия на рынок, как операции различных фондов, которые оказывают существенное влияние на рыночные механизмы;
    • наличие всех видов информации, которая имеет важнейшее значение для принятия правильных инвестиционных решений [5, c. 342].

Информация о работе Управление производством в системе управления предприятием