Анализ общества с ограниченной ответственностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 01:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - провести правовой анализ общества с ограниченной ответственность. Основные задачи, подлежащие рассмотрению в ходе работы: дать определение понятию ООО и определить его юридические признаки; выявить правовое регулирование деятельности ООО; рассмотреть порядок формирования и изменения уставного капитала ООО.

Нормативно-правовую базу работы составляют: Гражданский кодекс РФ, ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Теоретическую основу работы представляют труды кандидата юридических наук М.Ю. Тихомирова, эксперта по финансовым, экономическим, налоговым, правовым и бухгалтерским вопросам В.В. Семинихина

Содержание

Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Гражданско-правовая характеристика ООО……………………

1.Понятие и признаки ООО…………………………………………….
1.2 Правовое регулирование деятельности ООО…………………………

Глава 2. Уставной капитал ООО……………………………………………

2.1 Формирование уставного капитала. Доли в уставном капитале……

2.2 Увеличение уставного капитала…………………………………………

2.3 Уменьшение уставного капитала……………………………………….

Заключение……………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Общества с ограниченной ответственностью1.docx

— 73.67 Кб (Скачать)

     Отдельными  видами деятельности, перечень которых  определяется федеральным законом, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять такую деятельность как исключительную, общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) вправе осуществлять только виды деятельности, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), и сопутствующие виды деятельности.

     Предусмотренное федеральным законом лицензирование отдельных видов деятельности, которое, согласно позиции Верховного Суда РФ, «относится к характеристике правоспособности»4 является особым случаем своеобразного ограничения предпринимательской деятельности как граждан, так и юридических лиц5. В то же время при лицензировании ограничивается не правоспособность субъекта предпринимательского права в зависимости от организационно-правовой формы или других обстоятельств, а его возможность осуществлять определенные виды деятельности без специального разрешения в случаях, когда такое разрешение необходимо в силу требования закона. После получения необходимой лицензии юридическое лицо в полном объеме реализует свои гражданские права и несет обязанности при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

     В настоящее время виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, определяются в соответствии со ст. 17 ФЗ от 8.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»6.

     Кроме того, важно иметь в виду следующее. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, наделены, как уже отмечалось, общей правоспособностью и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах не установлен исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься. Поэтому коммерческой организации, в т.ч. обществу с ограниченной ответственностью, в уставе которой не содержится указанный исчерпывающий перечень, не может быть отказано в выдаче лицензии на занятие соответствующим видом деятельности только на том основании, что этот вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами 7.

     В соответствии с пунктом 3 ст. 2 Закона общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

     В настоящее время государственная  регистрация обществ с ограниченной ответственностью осуществляется по правилам, установленным ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»8.

     Общество  должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Печать общества может содержать также  фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

     Начиная с 1.01.2008 г., когда вступила в силу часть четвертая ГК РФ, права на товарный знак и знак обслуживания определяются в соответствии со статьями § 2 главы 76 ГК РФ, а Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», прежде регулировавший соответствующие отношения, утратил силу9. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (ст. 1484 ГК РФ).

     При обращении за судебной защитой нарушенных прав на зарегистрированный в установленном  порядке товарный знак (знак обслуживания) целесообразно предварительно изучить  актуальные материалы судебно-арбитражной  практики. Полезные разъяснения содержатся, в частности, в Обзоре практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарный знак10.

1.2 Правовое регулирование деятельности ООО

     Специальным актом гражданского законодательства, определяющим в соответствии с ГК РФ правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, а также порядок создания, реорганизации и ликвидации такого общества является ФЗ от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»11 (далее - Закон), который был принят на основании прямого указания п. 3 ст. 87 ГК РФ и введен в действие с 1.03.1998 г. В нем развиты и конкретизированы соответствующие нормы ГК РФ о хозяйственных обществах и, в частности, об обществах с ограниченной ответственностью. Кроме того, в Законе установлено много правил, которые отсутствуют в ГК РФ.

     Пункт 1 ст. 1 Закона констатирует зависимость  норм Закона от общих гражданско-правовых норм, установленных ГК РФ, и подчиненность Закона этим общим нормам, подчеркивает взаимосвязь указанных законов, а также определяет пределы конкретизации норм ГК РФ в нормах Закона. Данный пункт ст. 1 Закона имеет целеустанавливающее значение для всех прочих его норм.

     Устанавливая  основы статуса обществ с ограниченной ответственностью, ГК РФ определяет понятие  и основы правового положения  таких хозяйственных обществ (ст. 87), правила об участниках обществ (ст. 88), основные требования к учредительному документу (ст. 52 и 89), формированию уставного капитала (ст. 90), основы организации управления в обществе с ограниченной ответственностью (ст. 91), особенности реорганизации и ликвидации таких обществ (ст. 92), правила о переходе доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другому лицу (ст. 93) и о выходе из общества его участника (ст. 94).

     Закон развивает и конкретизирует нормы  ГК РФ, регулирующие правовое положение юридических лиц (ст. 48-65 ГК РФ), применительно к обществам с ограниченной ответственностью, а также нормы ГК РФ, устанавливающие основы статуса и организации деятельности таких хозяйственных обществ (ст. 87-94 ГК РФ).

     Согласно  п. 3 ст. 87 ГК РФ правовое положение обществ с ограниченной ответственностью, а также права и обязанности его участников определяются ГК РФ и законом об обществах с ограниченной ответственностью. Таким образом ГК РФ ограничивает круг нормативных правовых актов, регулирующих статус хозяйственных обществ данного вида, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, а также права и обязанности участников таких обществ. При этом отношения, отражающие специфику некоторых обществ с ограниченной ответственностью, указанных в п. 2 и 3 ст. 1 Закона, регулируются специальным законодательством, о чем подробнее будет сказано ниже.

     Иные, помимо указанных в п. 1 ст. 1 Закона, отношения с участием обществ  с ограниченной ответственностью могут регламентироваться другими федеральными законами, а также подзаконными правовыми актами. Главным образом это отношения, участниками которых могут быть юридические лица независимо от их видов. Примерами правового регулирования таких отношений могут служить: ТК РФ, регламентирующий трудовые отношения вне зависимости от видов юридических лиц, являющихся работодателями, и форм собственности (см. ст. 11 ТК РФ); ФЗ от 21.11.1996 г. «О бухгалтерском учете»12, который регулирует отношения, связанные с ведением бухгалтерского учета и представлением отчетности всеми организациями, находящимися на территории Российской Федерации, в том числе и учрежденными в форме обществ с ограниченной ответственностью; другие нормативные правовые акты, имеющие общее значение для всех юридических лиц.

     В форме обществ с ограниченной ответственностью в Российской Федерации  действуют различные организации, функционирующие в самых разнообразных  сферах. Это, например, производственные, строительные, торговые, посреднические и иные организации, некоторые кредитные и страховые организации, инвестиционные институты, сельскохозяйственные и иные коммерческие организации.

     Особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ  с ограниченной ответственностью в сферах банковской, страховой, частной охранной и инвестиционной деятельности, а также в области производства сельскохозяйственной продукции определяются федеральными законами (п. 2 ст. 1 Закона).

     Нормы законов, определяющих особенности порядка создания, реорганизации и ликвидации, а также правового положения обществ с ограниченной ответственностью в сферах банковской, страховой, и инвестиционной деятельности, а также в области производства сельскохозяйственной продукции, в части регулирования прав и обязанностей участников указанных обществ, защиты их прав и интересов должны быть производными от ГК РФ и Закона об обществах с ограниченной ответственностью. Начиная с 1.01.2010 г. в таком же правовом режиме действуют общества с ограниченной ответственностью,   осуществляющие   частную охранную деятельность.

     Необходимо  обратить внимание на то, что для  кредитных организаций, действующих в форме обществ с ограниченной ответственностью, предусмотрен несколько иной правовой режим. Для таких организаций специальным законодательством могут быть предусмотрены не только особенности их правового положения, но также права и обязанности их участников (п. 3 ст. 87 ГК РФ).

     В связи с этим в Постановлении  № 90/14 от 09.12.199913 г. указано на то, что круг вопросов, указанных в п. 1 ст. 1 Закона и ст. 87 ГК РФ, по которым особенности правового регулирования названных в них обществ могут устанавливаться в иных федеральных законах, является исчерпывающим. По другим вопросам, в том числе связанным с гарантиями и способами защиты прав участников обществ (кроме кредитных организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью), применяются общие положения Закона.

     Таким образом, федеральное законодательство, регулирующее особенности порядка создания, реорганизации, ликвидации и правового статуса обществ, указанных в п. 2 рассматриваемой статьи (а для кредитных организаций -также предусматривающее права и обязанности их участников), может содержать правила, отличные от тех, которые устанавливает Закон. В таких случаях правовые нормы, устанавливающие указанные правила, следует рассматривать в качестве специальных по отношению к общим нормам ГК РФ и Закона.

     Особенности создания, реорганизации и ликвидации, а также правового положения  кредитных организаций, права и  обязанности их участников определяются в соответствии с ФЗ «О банках и  банковской деятельности» в редакции ФЗ от 3.02.1996 г. «О внесении изменений  и дополнений в Закон РСФСР  «О банках и банковской деятельности в РСФСР»14; ФЗ от 10.07.2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»15, ФЗ от 25.02.1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»16. Кроме того, временно (до 31.12.2011 г.) применяются положения ФЗ от 27.10.2008 г. «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года»17.

     Указанные особенности, предусмотренные федеральными законами, получают конкретизацию в правовых актах ЦБР. Примерами могут служить, в частности, указания ЦБР: от 5.01.1998 г. .N'" 129-У «О минимальном размере уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций и о минимальном размере собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций, ходатайствующих о получении дополнительных лицензий»18; от 14.08.2002 г. № 1186-У «Об оплате уставного капитала кредитных организаций за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления» 19 и др.

     Особенности страховых организаций определяются в соответствии с Законом РФ «Об  организации страхового дела в Российской Федерации» в редакции ФЗ от 31.12.1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации  «О страховании»20, а также подзаконными нормативными правовыми актами.

     Инвестиционная  деятельность регулируется, в частности, Законом РСФСР от 26.06.1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»21, который применяется в части, не противоречащей ФЗ от 25.02.1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»22; ФЗ от 22.04.1996 г. «О рынке ценных бумаг»23. Кроме того, данная сфера отношений регламентирована рядом указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, ведомственными нормативными правовыми актами. При этом перечисленные законы об инвестиционной деятельности в настоящее время не упоминают об особенностях правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в сфере инвестиционной деятельности. О порядке осуществления иностранных инвестиций в общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, см. п. 3 ст. 1 Закона.

Информация о работе Анализ общества с ограниченной ответственностью