Анализ проблем бытового обслуживания населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 08:30, научная работа

Описание работы

Бытовые услуги как часть показателя уровня жизни населения можно отнести к основным видам потребления. Таким образом, социально значимые бытовые услуги, предоставляемые населению в условиях функционирования регионального потребительского рынка, – это прежде всего услуги первой необходимости, наиболее полно и постоянно востребованные населением, предназначенные для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека и доступные всем слоям населения. Каждая социально значимая услуга имеет свое индивидуальное значение, поскольку не все услуги можно воспроизвести при самообслуживании.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В СФЕРЕ БЫТОВОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ…………………………………………………………
1.1. Роль и значение бытового обслуживания как отрасли……………….
1.2. Анализ проблем в сфере бытовых услуг………………………………
1.3. План модернизации сферы бытового обслуживания…………………
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ БЫТОВЫХ УСЛУГ………………………………………………………………………..
2.1. Стратегия и структура подготовки кадров для сферы бытового
обслуживания…………………………………………………………………
2.2. Оценка эффективности функционирования предприятий бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан……………………
2.3. Положение сферы бытового обслуживание в кризисный период……
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

научная работа по бытовому обслуживанию.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАУЧНАЯ РАБОТА

«Анализ проблем  бытового обслуживания населения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа-2011

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………

 

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В СФЕРЕ БЫТОВОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ…………………………………………………………

 

1.1. Роль и  значение бытового обслуживания как отрасли……………….

 

1.2. Анализ проблем  в сфере бытовых услуг………………………………

 

1.3. План модернизации  сферы бытового обслуживания…………………

 

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ БЫТОВЫХ УСЛУГ………………………………………………………………………..

 

2.1. Стратегия и структура подготовки кадров для сферы бытового

обслуживания…………………………………………………………………

 

2.2. Оценка эффективности  функционирования предприятий бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан……………………

 

2.3. Положение  сферы бытового обслуживание в кризисный период……

 

Заключение…………………………………………………………………..

 

Список  литературы…………………………………………………………

 

 

Введение

Бытовое обслуживание призвано удовлетворять потребности населения, создавать комфортные условия труда и отдыха. Одним из индикаторов уровня жизни является степень удовлетворения потребностей населения. Качество жизни во многом определяет уровень развития сферы бытовых услуг.

Разнообразие  форм бытового обслуживания должно удовлетворять  потребности самых широких слоев населения и может быть обеспечено лишь в условиях функционирования как крупных, так и средних и малых предприятий службы быта, а также индивидуальных предпринимателей.

Несомненно, изучение проблем в сфере бытовых услуг  является актуальной темой для современного мира, где человеческому комфорту отводится большое внимание.

Бытовые услуги как часть показателя уровня жизни  населения можно отнести к  основным видам потребления. Таким  образом, социально значимые бытовые услуги, предоставляемые населению в условиях функционирования регионального потребительского рынка, – это прежде всего услуги первой необходимости, наиболее полно и постоянно востребованные населением, предназначенные для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека и доступные всем слоям населения. Каждая социально значимая услуга имеет свое индивидуальное значение, поскольку не все услуги можно воспроизвести при самообслуживании.

Целью данной работы является выявление проблем в  сфере бытового обслуживания и рассмотрение приблизительных путей решения данных проблем.

 

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В СФЕРЕ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

1.1. Роль  и значение бытового обслуживания  как отрасли

Долговременная  тенденция опережающего роста сферы  услуг становится определяющей в современном обществе. Глубокая структурная перестройка реального сектора экономики и его интенсификация не только не замедлили этот процесс, а, наоборот, усилили его, создав новые стимулы к сбалансированному развитию всех секторов хозяйства.

Бытовое обслуживание населения представляет собой экономическую деятельность, связанную:

– с оказанием ремонтных и профилактических услуг и работ;

– услуг и  работ по изготовлению предметов, вещей, объектов по индивидуальным заказам;

– услуг и  работ, связанных с личной гигиеной, оздоровлением и формированием индивидуального образа жизни человек, а также удовлетворением иных потребностей, возникающих в бытовой среде обитания человека.

Как отрасль  экономики бытовое обслуживание объединяет коммерческие и некоммерческие организации различных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, специализирующихся на оказании бытовых услуг населению. Бытовое обслуживание населения как отрасль народного хозяйства выросло из ремесленничества. Поэтому поддерживаемое в настоящее время общественностью возрождение ремесленничества в сфере бытовых услуг – это в какой-то мере возрождение забытых традиций России. Ремесленничество в сфере бытовых услуг России может иметь большое будущее, учитывая историю ремесленничества в нашей стране.

Российский рынок бытового обслуживания во многом своеобразен по отношению к европейскому рынку. Так, в России владельцами предприятий сферы быта являются: трудовые коллективы – 63%, юридические лица – 23% и физические лица – 13%.

Рис.1. Доли организаций коллективной и индивидуальной форм собственности на российском рынке бытовых услуг, %

Развитие малого бизнеса в сфере бытовых услуг  способствует повышению гибкости и адаптивности экономики, созданию среднего класса работников, смягчению безработицы, увеличению доли малого и среднего предпринимательства  в формировании валового регионального продукта.

Целями развития малого предпринимательства являются обеспечение благоприятных условий  для организации и устойчивой деятельности субъектов малого предпринимательства, повышение экономической и социальной эффективности их деятельности, дальнейшее развитие сферы бытовых услуг, стабилизация и рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, рост численности занятых в сере малого предпринимательства, создание рабочих мест.

Другая специфичная черта российского рынка бытового обслуживания связана с диверсификацией профильных предприятий, к которой побуждает необходимость выживания в современных условиях. В ряде случаев предприятия бытового обслуживания наряду с основной деятельностью активно развивают другие непрофильные виды деятельности, приносящие дополнительный доход. Это, в конечном счете, часто приводит к перепрофилированию предприятий.

 

 

 

 

1.2. Анализ проблем в сфере бытовых услуг.

Многие эксперты считают, что спрос на бытовое  обслуживание населения в последнее время увеличивается примерно на тридцать процентов. Это обусловлено, в первую очередь, стремлением людей, имеющих высокий уровень достатка, к улучшению качества жизни и экономии времени на том, что называется «повседневными делами».

Интересная  черта, которой отличается бытовое  обслуживание населения в России – выполнение дополнительных видов работ, не связанных напрямую с обслуживанием. Это происходит из-за стремления многих из них к выживанию в тяжелых условиях российского рынка, когда организация обслуживания населения сталкивается с многочисленными проблемами, характерными для малого бизнеса в России в целом.

Среди этих трудностей самыми серьезными можно назвать  трудности, порой непреодолимые, в  привлечении инвестиций и получении кредитных ресурсов, отсутствие производственных площадей, которые идеально соответствовали бы санитарным нормам для предприятий бытового обслуживания, нехватка обученных и квалифицированных работников для выполнения работ, особенно закройщиков, портных, сапожников и специалистов по ремонту сложной бытовой техники. И, наконец, развитие рынка сильно тормозит отсутствие или несовершенство правового регулирования в отрасли.

Состояние внешней среды для  предприятий можно охарактеризовать следующим образом:

– доступный резерв квалифицированных  рабочих в городе слишком мал  и препятствует росту предприятий;

– учреждения профессионального образования  не могут подготовить специалистов, отвечающих современным требованиям рынка;

– качество энергоснабжения в городе полностью соответствует потребностям бизнеса;

– аренда помещений, необходимых для  видения бизнеса, очень дорогая;

– всегда доступны и на должном  уровне услуги по регистрации и ликвидации предприятий, сертификации производства, товаров и услуг, маркетингу и рекламе, управленческому консультированию, бухгалтерскому учету.

Для повышения эффективности ведения бизнеса необходимо решение следующих управленческих задач:

• увеличение рыночной доли;

• реализация новых услуг;

• внедрение новых технологий;

• поиск высококвалифицированных  работников;

• увеличение прибыли;

• улучшение финансового состояния  компании.

Для результативной работы в современных условиях особенно важным является проведение эффективной  кадровой политики. В этих целях  основными задачами в области кадров необходимо считать:

- подбор, переподготовку  и повышение квалификации руководящих  кадров, специалистов и мастеров  производства, работников, которые  непосредственно связаны с обслуживанием заказчика.

- расстановку  и использование кадров на  основе точного определения квалификационных требований к ним;

- составление  должностных, квалификационных требований  к каждому рабочему месту;

- регулярная  аттестация работников;

- непрерывное  повышение квалификации работников через УПК министерства и другие образовательные учреждения;

- усиление ответственности  руководителей подразделений за  состояние трудовой дисциплины и текучесть кадров;

- воспитание  сознательного, творческого отношения  каждого работника к своей работе, рациональному использованию рабочего времени;

- организация  конструкторско-технологической лаборатории  и оказание предприятиям помощи по внедрению новых технологий, конструкторских разработок.

1.3. План модернизации сферы бытового обслуживания

Модернизация бытового обслуживания населения в РФ означает полное организационное и техническое перевооружение данного сектора экономики, которое связано с приходом в данную сферу деятельности как крупных компаний в основном коллективных форм организации, так и частных предприятий индивидуальных форм организации. При этом в практику бытового обслуживания внедряются как новые технологии и техника их реализующая лучших мировых производителей, так и организационные формы обслуживания – сервис, создаваемый также по моделям, импортируемым зарубежными фирмами, непосредственно или через дилеров, реализующими бизнес на территории РФ.

Бытовое обслуживание – одна из важнейших  социально значимых отраслей хозяйства современного российского общества, предоставляющая населению муниципальных образований более 700 различных видов услуг.

В настоящее время российский рынок  услуг по праву считается одним  из самых перспективных направлений  бизнеса. Все больше людей и организаций отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Салоны красоты, химчистки и прачечные, мастерские по ремонту обуви и одежды, салоны по ремонту и обслуживанию связи, радиоэлектронной и сложной бытовой техники, автотранспортных средств и многие другие направления бытовых услуг открываются повсеместно. Интенсивному развитию организаций бытового обслуживания способствует все возрастающий спрос на бытовые услуги, как со стороны корпоративных клиентов – промышленных предприятий, банков, офисных и торговых центров, так и со стороны частных лиц. Спрос на бытовые услуги в последние годы увеличивается на 25-30% ежегодно и обусловлен, стремлением состоятельных людей, улучшить качество своей жизни и сэкономить время на повседневных делах. Основными проблемами, сдерживающими еще большие темпы развития бизнеса в области бытового обслуживания, в большинстве случаев являются:

  • отсутствие производственных площадей соответствующих санитарным нормам и правилам для размещения предприятий бытового обслуживания;
  • трудности в получении кредитных ресурсов и привлечении инвестиций;
  • нехватка квалифицированных кадров, особенно рабочих профессий (портные, закройщики, сапожники, специалисты по ремонту сложной техники);
  • несовершенство правового регулирования отрасли на федеральном и региональном уровнях;
  • необходимость повышения уровня обслуживания и качества предоставляемых услуг;
  • ценовые барьеры в получении бытовых услуг гражданами со средним и низким достатком.

Специфика российского рынка бытового обслуживания, обусловленная коллективными кооперативными формами хозяйствования приводит к невысокой рентабельности большинства предприятий бытового обслуживания (не выше 10%). Это приводит к диверсификации такого бизнеса и его экспансии в регионы. Так, например, недавно образовавшиеся на российском рынке клининговые компании помимо основных услуг по уборке помещений предлагают клиентам и новые специальные услуги: кейтеринг, ландшафтный дизайн, поставку питьевой воды и другие. Одним из основных факторов невысокой рентабельности предприятий бытовых услуг выступают длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов. Например, техническое перевооружение фабрики-прачечной обходится в 3 миллиона долларов, а сроки возврата вложенных средств находятся в пределах 70-ти лет.

Многообразие форм бытового обслуживания населения и их невысокая рентабельность в российских условиях делают невозможным развитие отрасли без широкого взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере бытовых услуг, а также обуславливает необходимость разработки и реализации единой системы мероприятий на территории отдельных муниципальных образований, городов, областей и др.

Рынок бытовых услуг действительно расширяется, но рост сети и рабочих мест идет в основном за счет интенсивного развития парикмахерских услуг и услуг автосервиса, доля которых, в общем, количестве объектов, составляет по парикмахерским услугам – 29%, по автосервису – 13%. Развитие услуг химической чистки и стирки идет за счет организации приемных пунктов. Отсутствие производственных площадей соответствующих санитарным нормам и правилам для размещения химчисток и прачечных сдерживает развитие этих услуг. А эти услуги востребованы населением, особенно в тех районах города, где сохраняются коммунальные квартиры и отсутствуют ванные и централизованное горячее водоснабжение

Информация о работе Анализ проблем бытового обслуживания населения