Бизнес и модернизация в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:53, реферат

Описание работы

Объект нашего исследования – крупный, средний и малый бизнес с России.

Предмет исследования – взаимосвязь бизнеса и государства в контексте модернизации.

Цель исследования – рассмотреть крупный, средний и малый бизнес в условиях модернизации в России.

Содержание

Введение………………………………..……………….………………….3

1.Крупный бизнес …………………………………….…………………...5

2. Корпоративное государство……………………….…………………..12

3.Малый и средний бизнес……………………….………………………20

4.Социальная ответственность бизнеса…………………….…………...29

Заключение ……………………………………………………………….33

Список использованной литературы…………...…..…..………………………34

Работа содержит 1 файл

Бизнес и модернизация.doc

— 230.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 

БИЗНЕС  И МОДЕРНИЗАЦИЯ В РОССИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2011г. 
 
 
 
 

     Содержание

     Введение………………………………..……………….………………….3

     1.Крупный бизнес …………………………………….…………………...5

     2. Корпоративное государство……………………….…………………..12

     3.Малый и средний бизнес……………………….………………………20

     4.Социальная  ответственность бизнеса…………………….…………...29

     Заключение  ……………………………………………………………….33

Список  использованной литературы…………...…..…..………………………34

 

Введение

Без перехода к модернизации

у нашей экономики нет будущего,

даже не смотря на то, что она опирается

на огромные природные богатства.

Президент РФ Медведев Д.А.

     Экономическая модернизация, которую в настоящее  время стремятся осуществить  многие страны на постсоветском пространстве – занимает особое место в развитии любой страны. Такая модернизация в первую очередь направлена на диверсификацию структуры экономики и экспорта, активное технологическое обновление производства и развитие конкурентоспособных инновационных отраслей, создание современной инфраструктуры, качественное повышение уровня жизни населения за счет преобразования сферы образования и здравоохранения, а также на совершенствование обеспечивающих данные преобразования государственных институтов.1 Основным субъектом экономической модернизации является бизнес – крупный, средний и малый. В развитых странах доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 50-70%, а крупного – около 20%. В России 70% ВВП составляет именно доход крупного бизнеса, тогда как на малый и средний бизнес остается только 12%. Активность бизнеса в процессе модернизации во многом определяется благоприятностью условий для его развития.

Объект нашего исследования – крупный, средний и малый бизнес с России.

Предмет исследования – взаимосвязь бизнеса и государства в контексте модернизации.

Цель  исследования – рассмотреть крупный, средний и малый бизнес в условиях модернизации в России.

Задачи:

  1. рассмотреть понятие крупного бизнеса, проблемы развития, его роль в экономике страны и модернизации.
  2. изучить понятие корпоративного государства, характеристики России как корпоративного государства и способы борьбы с ним.
  3. рассмотреть понятие малого и среднего бизнеса, его роль в экономике и модернизации, проблемы развития и пути их решения.
  4. раскрыть понятие социальной ответственности бизнеса.

В своем  исследовании мы опирались на работы Якова Папе, С.П. Перегудова, Л.Ильичевой, В.Иноземцева, А.Тарасова. Также мы использовали выступления Д.А.Медведева, С.М. Миронова, федеральные законы и постановления.

 

1. Крупный бизнес

     Крупный бизнес не поддается простому определению. Обычно понятие "крупный бизнес применяется к таким гигантам как ИБМ и "Дженерал моторс". Обратимся к определению Якова Паппэ – известного российского экономиста.   В качестве показателя выделения крупного бизнеса он использует объем продаж(он же объем производства, он же оборот) предприятия, компании или группы, являющейся самостоятельным и полноценным экономическим агентом. В качестве порога Яковом Паппэ была выбрана сумма $500 млн. в год. Сегодня эта цифра выглядит слишком маленькой для крупного бизнеса. Но для его исследований  нужен был средний критерий для всего постсоветского периода2.

     Историю российского крупного бизнеса следует  отсчитывать от указов президента и  постановлений правительства РФ, в соответствии с которыми были сформированы «Газпром», РАО «ЕЭС России» и три первые интегрированные нефтяные компании: «Лукойл», ЮКОС, «Сургутнефтегаз». Эти нормативно правовые акты появились осенью 1992ого – весной 1993ого годов3.

     Вплоть  до 2000 года основной формой существования  крупного бизнеса были интегрированные  бизнес-группы(ИБГ). ИБГ – многоотраслевые конгломераты, включающие представителей как реального, так и финансового сектора4. В такую группу могли входить, например, нефтедобывающее объединение,  кондитерская фабрика, военный завод (уже приватизированный и имеющий экспортные заказы), банк, торговый дом и т. д. Все это управлялось из одного центра по воле одного хозяина. И общая цель была простой: собрать максимальное количество недооцененных активов, которые можно купить по дешевке, сесть на финансовые потоки и с их помощью покупать еще, а если что-то сильно подорожает, то продать5.

     В настоящее время основным субъектом  крупного бизнеса являются компании. Компания имеет четкую специализацию, то есть понятно, что она делает: добывает нефть, варит пиво, производит программное обеспечение или торгует автомобилями. У нее есть регулярное профессиональное управление, построенное на принципах рыночной экономики. И смысл существования компании не в том, чтобы по дешевке скупать предприятия и дорого их продавать. Ее цель другая – либо захватить максимально возможную долю рынка, либо увеличивать прибыль, либо наращивать капитализацию, то есть суммарную стоимость своих акций.

     Интегрированные бизнес-группы, существовавшие в 90е  годы, сохранились и по сей день. Например «Альфа»6 и «Интеррос»7 . Сейчас ИБГ по сути ушли из пространства конкретного бизнеса в пространство капитала. Они чаще всего не участвуют в управлении компаниями, а работают с их акциями,  иногда получают дивиденды и организуют финансирование конкретных крупномасштабных проектов, проводят слияния и поглощения и т.д.

     В начале 2000х годов сложились новые  отношения между государством и  крупным бизнесом. До 2000ого года отношения носили партнерский характер: бизнес получал льготы и инвестиции, мог открыто лоббировать свои интересы, нередко делегировал во власть своих представителей. Крупный бизнес служил для государства политической опорой. После 2000ого года отношения между государством и властью приняли модель доминирования государства. Поддержка со стороны крупного бизнеса больше уже не являлась  ресурсом для осуществления власти. Крупный бизнес был отодвинут от процессов принятия политических решений, от естественных монополий (примером этого можно назвать вынужденную эмиграцию Бориса Березовского). Возможности лоббирования резко сократились. Наиболее влиятельным предпринимателям было предложено вступить в Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), который выступает в качестве единого канала, доводящего консолидированное мнение крупного бизнеса до государства.

     При всех масштабности и успешности крупного бизнеса в России кризис выявил некоторые  проблемы. На момент кризиса предприятия  крупного бизнеса накопили огромную задолженность. Как могла накопиться такая сумма в период экономического подъема при сверхблагоприятных ценах на российские экспортные товары? При том, что прибыли отечественных компаний (и не только сырьевых) были по всем критериям очень высоки, а их собственники получали миллиардные долларовые дивиденды. Это вытекает из свойств современного капитализма. Богатство предпринимателя определяется не столько его прибылью, сколько стоимостью самого бизнеса.  Если бизнес существует в форме открытого акционерного общества (а это самая распространенная форма организации крупного бизнеса), то стоимость бизнеса сводится к цене акции, умноженной на их количество. А цена акции определяется на фондовом рынке. Фондовые рынки высоко оценивают компании, которые и прибыльны, и имеют кредитную историю. Поэтому успешные компании во всем мире  одновременно и дивиденды акционерам платят, и занимают деньги на дальнейшее развитие. Таким образом, к началу кризиса российские предприятия накопили долги в размере нескольких десятков миллиардов долларов, и столкнулись не возможностью их погасить в срок.  В эту ситуацию вмешалось государство – оно поддержало самых крупных должников и выдало им займы (например: «Базовый элемент» получил заем в $4,3 млрд., «Альфа-групп» - более $2 млрд.) Они немедленно расплатились с иностранными кредиторами, а залоги по этим кредитам перешли в залог к государству. Оценка этих действий государства специалистами противоречива:

  • Одни рассматривают это как поддержку казенными деньгами излюбленных олигархов на фоне бедствия народа.
  • Другие говорят о позитивных последствиях. Во-первых, государство сохранило российский суверенитет над компаниями. Во-вторых, западные кредиторы поняли, что Россия не собирается гробить свой крупный бизнес, он остается важным для государства, остается крупным и сильным. А значит, с российскими компаниями можно вести себя так же, как с их аналогами из других приличных стран8.

Для того, чтобы оправдать кредиты государства  большинство отечественных компаний лидеров прошло через этап активного  самореформирования, в котором можно  выделить 5 основных направлений:

    1. Совершенствование корпоративного построения – включение независимых директоров, принятие кодексов корпоративного поведения, совершенствование устава и т.д.
    2. Дивидендная политика – регулярная выплата дивидендов и закрепление их размеров в уставных документах.
    3. Переход на международные стандарты отчетности и приглашение иностранных аудиторов.
    4. Продажа непрофильных активов (например, ЛУКойл продал свою дочернюю компанию ЛУКойл-бурение, а Норильский Никель продал авиакомпанию Таймыр)
    5. Интернализация бизнеса – покупка в крупных размерах иностранных активов9.

Чего  хочет крупный  бизнес от государства?

По  материалам лекции Александра Лифшица10:

  1. предсказуемость по налогам. Крупному бизнесу все заплатит, что положено по закону; но необходима стабильность налогового законодательства. Каждый год при принятии бюджета вносятся поправки в налоговое законодательство, определяющее размер налогов.
  2. предсказуемость по регулируемым тарифам – газ, электричество, железная дорога. Ситуация как с налогами. Тарифы изменяются ежегодно, по сравнению с другими странами (например в Исландии: «Если мы, допустим, построим у вас заводик, то как с электричеством, на сколько лет контракт?». «На сорок». Тебе не назовут цифру тарифа через сорок лет – это непостижимо, но назовут формулу, по которой ты сможешь его вычислить. То есть берётся нынешний тариф - по согласованию с инвестором, а дальше все зависит от биржи (наш алюминий – биржевой товар): цена вверх – тариф вверх, цена вниз – тариф на электричество вниз.
  3. ввести инвестиционную льготу. Льгота уже существовала с 1991 по 2001 годы. Из под налога было выведено 50% прибыли, которая идет на инвестиции. Но когда инфляция измеряется сотнями процентов, инвестировать не будет никто – дай ему льготу или не давай. Заодно развели свободные экономические зоны, то есть внутренние оффшоры, в которых налог на прибыль был снижен в 4 раза (например, в Мордовии и Калмыкии). С 2001 года в крупном бизнесе произошли изменения -он стал открытым. Он бы не стал до сих пор открытым, если бы у него не было потребности в мировом фондовом рынке. Российский бизнес стал открываться, ему стали давать взаймы. Ему поверил мир. Не верит только сама Россия. По-прежнему видна уверенность, что, если льгота, то только украдут – больше ничего не произойдет.
  4. открытость госзакупок: госзакупки -очень тайный сектор, объемом в 800 миллиардов. Покупатель – монополист, а продавцов множество. Этот сектор не застрахован от «воровства». Это воровство можно если не ликвидировать, то хотя бы минимизировать. И способ этот очевиден – открытые торги, тендеры, с понятными условиями, с наказанием для тех, кто что-то нарушает.
  5. Следующее пожелание касается вывоза капитала. Отток капитала из страны происходит не из-за плохого инвестиционного климата в стране. 60% оттока – это зарубежные прямые инвестиции русского бизнеса. Вывоз капитала не зависит от инвестиционного климата в стране, он зависит от потребностей конкретного бизнеса. (Например: У нашей компании не хватает глинозема – значит, мы будем вывозить капитал и покупать глинозем за границей).
  6. Создание страховых компаний, защищающих крупный бизнес от рисков во внешней торговле. Страна экспортирует сырье, что как нам объясняет наше руководство, крайне плохо. Я согласен, хотя Россия всегда экспортировала сырье и будет его экспортировать столько, сколько она будет на свете. Чтобы экспортировать более сложную продукцию, надо иметь аналог «Эксимбанка» Соединенных Штатов. В Германии это «Гермес», во Франции – «Кофас»*, в Канаде – EDC – смысл один и тот же: допустим, я экспортер оборудования за границу. Как правило, это поставки не сразу, а кусками. Понятно, что мне нужно перекрутиться, мне нужны деньги. И деньги за это мне придут не в один день, а, может, два года будут идти. Мне нужен кредит. Я иду в банк, там говорят: «Да, ради бога. Но вдруг те-то твои ящики со станками получат, а вместо денег – «будьте любезны, отойдите, не мешайте работать». Такое возможно?». Такое возможно. Для этого существуют гарантии. Которые дают эти самые «Эксимбанки», «Кофасы»… Не будет этого – не будет такого экспорта. Такого рода учреждения есть везде в развитых странах, они давно есть в Китае, они пять лет есть у казахов, которые на пять лет нас обогнали по финансовым институтам – по банкам и финансам.

Роль  крупного бизнеса  в экономике страны и модернизации

     Существуют  самые разные точки зрения о месте  крупного бизнеса в развитии отечественной экономики:

  • Одна из них отводит ему роль основной движущей силы. В соответствии с ней не просто развитие, а экономический прорыв обеспечивается тесным взаимодействием и взаимопомощью крупных компаний и проводящего активную дирижистскую политику государства. Причем такие компании - "национальные чемпионы" (один или несколько) должны появиться или быть выстроены во всех значимых отраслях народного хозяйства. Это представление господствовало в СССР в первые годы перестройки и, похоже, приобретает популярность сейчас.
  • Согласно диаметрально противоположной точке зрения, российский крупный бизнес, с его, в основном, сырьевой направленностью, играет лишь роль трубы, по которой природная рента перекачивается из страны во внешний мир. «Когда по старой схеме продолжает капать золотой дождь, нет особого стимула заниматься реформами и производством с высокой добавленной стоимостью», - подчеркнул С. Иванов. А надежды на экономическое развитие и социальную модернизацию возлагаются, в основном, на малый бизнес, который опять-таки должен особо опекаться государством.

     Как показывает опыт всех успешных стран, крупный бизнес является каркасом национальной экономики, ее основным представителем в мировом хозяйстве, важнейшим  партнером и оппонентом государства при выработке и осуществлении промышленной политики. Но основную часть занятости, доходов и налогов, а также инноваций приносит бизнес средний (естественно, по масштабам соответствующих стран). Классический же малый бизнес выполняет, в основном, социальные функции, обеспечивая огромному количеству людей приемлемый уровень дохода и статус, а некоторой их части - еще и предпринимательский опыт плюс начальный капитал для карьерного роста.

     Описанная модель верна для России с двумя  поправками. Первая связана с повышенной долей природной ренты в первичных доходах. В результате крупный бизнес, контролирующий подавляющую часть сырьевого сектора, является у нас основным налогоплательщиком, а также донором остальной экономике. Вторая состоит в том, что отечественный крупный бизнес, вероятно, играет и будет играть большую, чем в других странах, роль в процессах внедрения, тиражирования и распространения инноваций11.

     Несколько слов о тенденциях, которые стали  очевидны в послекризисный период. Первая тенденция — выход интересов ИБГ из сырьевых отраслей в отрасли с повышенной степенью обработки и, соответственно, с более высокой добавленной стоимостью продукции. В последние годы ИБГ достаточно интенсивно инвестируют в сельское хозяйство, в переработку, в предприятия в сфере информационных технологий и машиностроения. Диверсификация идет достаточно высокими темпами.

Информация о работе Бизнес и модернизация в России