Ценовая политика и ценообразование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, насколько правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теория цены
1.1. Сущность цены и её функции 5
1.2. Виды цен и их классификация 9
Глава 2. Ценовая политика на предприятии
2.1 Способы и факторы ценообразования 15
2.2. Стратегические и тактические аспекты
ценовой политики предприятия 17
2.3. Методы ценообразования, применяемые предприятием 20
Заключение 24
Список литературы 26
Приложение 1 28
Приложение 2 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

ГОУ СПО ВОЛГОГРАДСКИЙ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

КАФЕДРА «ПРАВОВЕДЕНИЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Организация предпринимательской  деятельности

на тему: Ценовая  политика и ценообразование на предприятии

 

 

 

 

 

Выполнил: студент  ВТК

группы Ю-4-1

Арью А.В.

Проверила: Борисенко  О.А.

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2010

Содержание

 

Введение                                           3

Глава 1. Теория цены

1.1. Сущность  цены и её функции           5

1.2. Виды цен  и их классификация        9

Глава 2. Ценовая  политика на предприятии

2.1 Способы и  факторы ценообразования              15

2.2. Стратегические  и тактические аспекты 

ценовой политики предприятия               17

2.3. Методы  ценообразования, применяемые предприятием          20

Заключение                    24

Список литературы                   26

Приложение 1                  28

Приложение 2                  29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Темой, данной курсовой работы является ценообразование и  ценовая политика предприятия, которая, на мой взгляд, является наиболее актуальной и немаловажной для предприятия, основной целью которого является достижение прибыли. Итак, актуальность тематики заключается в следующем.

В условиях рыночной экономики успех любого предприятия  или предпринимателя во многом зависит  от того, насколько правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов1. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.

Перед  всеми  организациями встаёт задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена была и остаётся важнейшим критерием  принятия потребительских решений  и является основным фактором, определяющим выбор покупателей среди малоимущих групп населения.2 Не маловажен тот факт, что цена является активным инструментом формирования структуры производства, оказывая воздействие на продвижение товара, способствует повышению эффективности производства и увеличению прибыли. Поэтому организация должна выбрать правильную  взвешенную  ценовую политику.

Таким образом  можно выделить цель курсовой работы - раскрытие темы ценовая политика и ценообразование на предприятии. Для этого необходимо  возникающие  перед нами задачи:

  1. Рассмотреть сущность цены (понятие, функции цены в рыночной экономике);
  2. Определить виды цены  и классифицировать;
  3. Раскрыть методы ценообразования;
  4. Раскрыть сущность тактического и стратегического  аспектов ценовой политики на предприятии
  5. Рассмотреть факторы ценообразования.

На основании  поставленной цели и задач можно  определить предмет и объект исследования. Предмет исследования – общепринятые и установленные требования по ценообразованию и ценовой политике предприятия. Объект – сущность цены и ценообразования.

Использованные в данной работе источники (раскрыть) позволило изучить проблематику работы подробно и углубленно. Это позволило отразить всю полученную информацию в работе. Методом написания работы явился метод синтез информации, т.е. воссоздание целого из частей.

Итогом написания  стала работа, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теория цены

1.1. Сущность цены  и её функции

 

Цены и ценообразование  является одним из ключевых элементов  рыночной экономики. Цена – сложная  экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом3. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости.

Существуют  две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за  товар определенной полезности (отсюда цена – денежное выражение стоимости товара).4

Цена   не всегда выражается в денежной форме (бартер). На основе цен осуществляется оборот  общественного продукта между сферами производства и потребления, отраслями материального производства и непроизводственной сферы, отдельными предприятиями с различными формами собственности.

В отличие от цены ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу.5 Имеют место в основном две системы ценообразования: централизованная, которая предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения, и  рыночная, основанная на базе взаимодействия спроса и предложения.

Сущность цены как правовой категории четко  закреплена в Гражданском кодексе  РФ. В его первой части выделена специальная статья, определяющая особенности современной практики ценообразования (ст. 424) - исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Этим подтверждается практика применения в России свободных рыночных цен, т. е. определяемых спросом, потребностями, покупательной способностью, конкуренцией и другими экономическими факторами, а не централизованно утвержденных государственными органами.

Разновидностью  цен признаны тарифы, расценки, ставки и т. п. Таким образом, можно утверждать, что ценообразование распространяется: на банковские операции (процентные ставки за пользование кредитом, за отдельные банковские операции); на трудовые отношения (расценки, ставки за выполняемые работы, технологические операции).

В то же время  подчеркивается, что в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые соответствующими государственными органами. Условия договора, нарушающие установленные или регулируемые цены, недействительны, оплата принятых потребителем (покупателем, заказчиком) товаров, услуг, работ осуществляется по установленным или регулируемым государственным ценам. В этих случаях применяется ст. 168 и п. 1 ст. 422 ГК, так как правилам об устанавливаемых или регулируемых ценах придан императивный характер.

Закон допускает  включение в договор в период его исполнения условий о порядке изменения цены. Изменение цены после заключения договора, гласит п. 2 ст. 424, допускается в случаях и на условиях: предусмотренных договором, законом, в установленном законом порядке. Однако не подлежит изменению цена товара длительного пользования, проданного гражданам в кредит по договору розничной купли-продажи (ст. 500 ГК).

В случаях, когда  в договоре цена не предусмотрена  и не может быть определена, исходя из его условий, устанавливается  та цена, которая обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (п. 3 ст. 424).

Статьей 486 предусмотрено, что покупатель обязан оплатить товар  непосредственно до или после  его передачи продавцом в размере  его полной цены (п. 1 ст. 486). Статьей 503 определены права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества, в том числе право требовать: соразмерного уменьшения покупной цены; возмещения расходов на устранение недостатков товаров.

Цена в большинстве  видов договоров не отнесена к существенным условиям, т. е. ее указание не является обязательным. Исключение составляют следующие случаи: положение цены в договоре продажи недвижимости (ст. 555); цена в договорах, когда соглашением сторон предусмотрена продажа товара в кредит с рассрочкой платежа (ст. 489); цена работы, подлежащей выполнению в соответствии с договором подряда (ст. 709).

Твердая цена не подлежит пересмотру независимо от причин6. Из этого правила допускаются исключения, как в части повышения, так и снижения цены.

К цене по договору подряда сторонами могут согласовываться скидки (при несвоевременном выполнении работ и их ненадлежащем качестве) и доплаты (за досрочное выполнение работ и их высокое качество).

Экономическая сущность цены активно проявляется  в её специфических функциях, связанных с действием объективных экономических законов. Функции цен – это формы реализации в реальной действительности ее сущности как экономической категории и внешнего проявления содержания.

Функции цен  отражают общественно необходимые  затраты труда на производство и реализацию различных видов товаров (работ и услуг), их потребительские свойства и при этом регулируют спрос и предложение потребных товаров и услуг, посредством экономически целесообразного механизма ценообразования активно осуществляют влияние цены на экономические процессы перераспределения ресурсов и капитала.7 Итак, цены выполняют следующие основные функции.

Учётно-измерительную (объективном отражении в ценах уровней и динамики общественно необходимых затрат труда на производство и реализацию с учётом сопоставления потребительных свойств различных видов продукции (товаров, работ и услуг)); 

Регулирующую (цена проявляет себя как инструмент регулирования экономических процессов - уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платёжной способностью производителя и потребителя);

Распределительную / перераспределительную: возможность за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара, на расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращения производства избыточного товара;

Способствующую рациональному размещению производства: с помощью механизма формирования цен происходит перелив капиталов из одного сектора экономики в другой, т.е. вложение капиталов в развитие таких производств, где норма прибыли более высокая, что осуществляется предприятиями (фирмами) самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса;

Стимулирующая функция: поощрительное и сдерживающее воздействие цены на производство и потребление различных видов товаров. С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать: научно-технический прогресс; экономию затрат ресурсов; изменение качества продукции; изменение структуры производства и потребления8.

Социальная  функция: с помощью цен регулируется объём потребления товаров и услуг, происходит перераспределение национального дохода между фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения.

Рассмотрев, приведённые  выше, функции цен, следует отметить, что цена – это прежде всего инструмент регулирования экономических процессов в сфере производства, обмена, обращения и реализации продукции (товаров и услуг), при этом она всегда воздействует на экономические интересы.

Между различными функциями цены имеется взаимосвязь, которая проявляется как в единстве, так и в противоречии. Например, стимулирующая функция цены содействует реализации функции сбалансирования спроса и предложения, т.е. способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом, а также взаимодействует с социальной функцией, регулируя объём потребления товаров и услуг, используя ценовые рычаги для социальной защиты отдельных групп населения.

На практике взаимосвязи между различными функциями  цены могут быть более сложными и  разнообразными, поэтому маркетинговые службы предприятий должны заниматься изучением данного вопроса.

Определимся с выводами. Цена – сложная экономическая категория. Существует две основных теории цены. Цена иногда может выражаться не денежным эквивалентом (бартер). Сущность цены как правовой категории четко закреплена в Гражданском кодексе РФ. Существует множество функций цен (социальная, стимулирующая и т.д.).

 

1.2. Виды  цен и их классификация

 

В зависимости  от ряда экономических признаков  в переходный период все цены классифицируются по видам и разновидностям. Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения.9 В зависимости от этого признака цены подразделяются на следующие основные виды.

Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Подразделяется на два подвида: оптовая цена предприятия/отпускная цена (цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям); оптовая цена промышленности (цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям).

Цены на строительную продукцию. Продукция строительства  оценивается по трем видам цен: сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство каждого объекта; прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв.м жилой площади, 1 кв.м полезной площади, 1 кв.м малярных работ и др.); договорная цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками; сфера действия этой цены все более расширяется с развитием рыночных отношений, соответственно сужается сфера действия других видов цен на строительную продукцию.

Информация о работе Ценовая политика и ценообразование на предприятии