Ценовая политика и ценообразование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, насколько правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теория цены
1.1. Сущность цены и её функции 5
1.2. Виды цен и их классификация 9
Глава 2. Ценовая политика на предприятии
2.1 Способы и факторы ценообразования 15
2.2. Стратегические и тактические аспекты
ценовой политики предприятия 17
2.3. Методы ценообразования, применяемые предприятием 20
Заключение 24
Список литературы 26
Приложение 1 28
Приложение 2 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

Закупочные  цены – это цены (оптовые), по которым  реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. Закупочные цены – договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения. По своему составу состоит из: во-первых, себестоимости, во-вторых, размера прибыли, необходимого для продолжения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений на основе не только простого, но и расширенного воспроизводства, и, в-третьих, НДС.

Тарифы грузового  и пассажирского транспорта –  плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа – издержки и прибыль транспортных организаций и НДС.

Розничные цены – цены, по которым товары реализуются  в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они являются конечными; по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве. Состав розничной цены: оптовой ценой промышленности, НДС и торговой надбавкой или торговой скидкой, а также налогом с продаж. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС).

Разновидностью  розничной цены является аукционная цена – цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров и в значительной степени зависит от уровня профессионализма лица, проводящего аукцион.

Кроме продажной  цены имеется еще цена потребления  или издержки потребления (по многим товарам, особенно длительного пользования, необходимо еще осуществить затраты по эксплуатации – расходы на обслуживание, ремонт, запасные части, топливо, электроэнергию и т.д.).

Предельная  полезность товара или услуги –  это полезность единицы (наименьшая польза) из имеющегося запаса данного вида товара или услуги. Общая полезность – это сумма предельных полезностей (или полезность всех имеющихся в наличии товаров и услуг). С увеличением общего количества товаров или услуг, которыми располагает потребитель, предельная полезность уменьшается, а общая – увеличивается. Предельная полезность также уменьшается при переходе от удовлетворения насущных потребностей к менее насущным.

Цены на бытовые  и коммунальные услуги – это плата  за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами. К ним относятся: цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а также плата за квартиру, телефон и пр. Цены на эти услуги включают в себя себестоимость, прибыль и НДС.

Классификация цен в зависимости от территории действия. В соответствии с этим признаком различают.

Единые или  поясные цены устанавливаются и  регулируются государственными органами (газ, электроэнергия, транспорт, квартирная плата и некоторые другие).

Региональные  и местные цены регулируются региональными  органами власти и управления. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство коммунальных и бытовых услуг, оказываемых населению, закупочные цены на продукцию сельского хозяйства.

Классификация цен в зависимости от порядка  возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов. Помимо издержек производства цена включает в себя издержки обращения, и в частности, расходы по транспортировке товаров до покупателя. Таким образом, географический фактор играет значительную роль в формировании цены. Исходя из этого экономического признака различают несколько видов цен.

Цена в месте  производства продукции. В этом случае покупатель оплачивает сверх цены все  фактические расходы по транспортировке  продукции до места назначения.

Единая цена с включением расходов по доставке. Этот метод установления цены предполагает формирование фирмой единой цены для всех покупателей, независимо от их местоположения, с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов. Единая цена особенно выгодна тем покупателям, которые удалены от места производства товара и фактические транспортные расходы которых значительно превышают средние.

Зональные цены. В соответствии с этим методом  определения цен выделяется несколько  географических зон и устанавливается  единая цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны. Для каждой из зон эти цены являются различными, так как устанавливаются они в зависимости от величины транспортных расходов; по мере удаленности зоны цена возрастает.

  Цены, определяемые  на основе базисного пункта. Согласно этому методу, предприятие (фирма) устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию. Фактические цены продажи рассчитываются путем прибавления к цене, установленной для ближайшего от заказчика базисного пункта, транспортных расходов по доставке товара к месту назначения.

При переходе общества к рынку появляется такой классификационный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении. В зависимости от этого классификационного признака различают следующие виды цен.

Свободные цены – свободно складываются на рынке  под воздействием спроса и предложения независимо от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов. Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон.

Регулируемые  цены – складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формировании определенное воздействие государственных органов, которое осуществляется определенными методами.

Фиксированные цены – прямо устанавливаются государством в лице каких-либо органов власти и управления (например, Министерства экономического развития)

Классификация цен в зависимости от степени  новизны товара. В соответствии с  этим признаком различают цены на новые товары и товары, реализуемые на рынке относительно долгое время.

Цены, обслуживающие  внешнеторговый оборот, обладают следующими специфическими чертами: отражают внешнеэкономические связи государства с другими странами; находятся в зависимости от цен мировых рынков, отражающих условия производства и реализации мирового хозяйства.

Несколько особняком  стоят цены, используемые в учете  и статистике. Статистика цен применяет методы статистического наблюдения, изучения и анализа всех сложных явлений ценообразования и функционирования цен. К ценам, используемым в учете и статистике, относятся: индексы цен, текущие, средние цены, сопоставимые и неизменные цены.

Существуют  также лимитные (предельно допустимые) цены, которые устанавливаются на стадии проектирования новых изделий. Они являются исходными при определении оптовых цен на эти изделия.

Имеются также  проектные и ориентировочные  цены, используемые в период разработки изделий, когда еще нет утвержденной (согласованной) цены.10

Система цен  и признаки, лежащие в ее основе. Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества рыночных факторов. Наиболее важными и основными блоками единой системы цен являются: оптовые цены; закупочные цены; розничные цены; тарифы на услуги транспорта. Основные блоки цен в свою очередь включают в себя ряд подблоков. Так, блок оптовых цен подразделяется на два подблока – оптовые (отпускные) цены предприятия и оптовые цены промышленности. А блок тарифов транспорта состоит из нескольких подблоков – тарифы ж/д транспорта, тарифы морского транспорта, тарифы речного транспорта, тарифы автотранспорта и т.д.

Необходимо  отметить довольно тесную связь между  системой цен и экономической  средой, в которой действуют цены. Эта среда включает: товарное производство, различные формы собственности, конкуренцию, которые и составляют основу рыночной экономики. Система цен характеризуется такими показателями, как уровень цен, структура цен, динамика цен.

Итак, сделаем  выводы. В зависимости от ряда экономических признаков в переходный период все цены классифицируются по видам и разновидностям. Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения (оптовые, розничные, торговые и т.п.). По степени свободы цен от воздействия государства при их определении (фиксированные, тарифные, свободные и т.д.).

Глава 2. Ценовая политика на предприятии

2.1 Способы и факторы ценообразования

 

Взаимосвязь понятий  “цена” и “прибыль” очевидна. Чем больше цена, тем больше прибыль, чем меньше цена, тем меньше прибыль. С другой стороны, дешевый товар или услугу легче продать, и за тот же промежуток времени они будут продаваться в большем объеме, чем дорогие аналоги.11 Таким образом, важно установить взаимосвязь между ценой продукта и количеством продаваемых его единиц.

Существуют  два основных способа установления цены на продукцию: исходя из издержек на производство и сбыт продукта и из возможностей рынка (покупательной способности). Первый способ называется ценообразование по издержкам (данный способ широко распространен в виду того, что он довольно несложен для малых предприятий; Определяется стоимость изготовления, закупок материалов для производства, добавляются все остальные издержки и установленную величину прибыл; в результате вычислений получается цена товара); второй - ценообразование по спросу (надо установить такую цену, которую покупатель готов заплатить за данный товар или продавец должен сам назвать цену). Третьим, менее распространенным, но тоже важным способом является ценообразование, основанное на ценах на конкурентную продукцию (требует анализа аналогичных товаров конкурентов с учетом всех различий между данными товарами).

При выборе ценовой  стратегии фирма должна выявить  и проанализировать все факторы, которые могут оказать влияние на цены. Таких факторов достаточно много, в большей степени это факторы, не контролируемые фирмой. Одни из них способствуют снижению цен, другие вызывают рост последних.

Выделяют факторы, которые находятся во взаимосвязи цены и спроса, во взаимосвязи цены и предложения,  а также факторы, которые оказывают окончательное воздействие на цены.

С точки зрения взаимосвязи цены и спроса к неценовым факторам обычно относят: цены взаимосвязанных товаров, уровень денежных доходов покупателей, вкусы и предпочтения покупателей, потребительские ожидания, количество покупателей.

К неценовым  факторам, влияющим на предложение  относятся: плата за производственные ресурсы, уровень технологии производства, цены на другие товары, налоги и дотации, количество продавцов товаров.

К факторам, которые воздействуют на цены относятся: финансово-кредитная сфера, потребители, государственное регулирование цен, участники каналов товародвижения, оптовая или розничная торговля, конкуренция.

Также можно  выделить ещё ряд факторов: ценности (каждый товар способен в определенной степени удовлетворить потребности покупателей); фактор затрат (затраты и прибыль составляют минимальную цену товара); фактор конкуренции; фактор распределения (чем ближе товар к потребителю, тем дороже для предприятия его распределение); фактор обслуживания (обслуживание участвует в предпродажном, продажном и послепродажном этапах сделки).

В обобщенном виде факторы ценообразования представлены в Приложении 1.

Проанализируем  сказанное выше. Существуют два основных способа установления цены на продукцию: исходя из издержек на производство и сбыт продукта и из возможностей рынка (покупательной способности). При выборе ценовой стратегии фирма должна выявить и проанализировать все факторы, которые могут оказать влияние на цены. Существует множество факторов, которые влияют на ценообразование (количество покупателей, их вкусы и предпочтения, конкуренция и т.д.).

2.2. Стратегические  и тактические аспекты ценовой  политики предприятия

 

Как уже говорилось ранее цена играет центральную роль в системе рыночного механизма  и является объективной экономической  категорией, т.е. инструментом, функционирующим только на основе экономических законов12. В условиях рынка преобладает децентрализованное ценообразование. Рыночной модели соответствуют цены, формируемые на основе спроса и предложения. В этом случае полностью отсутствует директивное сквозное планирование. Основным регулятором цен является рынок, утверждение цен отсутствует.

Ценовая политика фирмы представляет собой важный элемент общей стратегии фирмы, непосредственно входит в такой  крупный ее раздел, как рыночная стратегия и сочетает в себе как  стратегические, так и тактические аспекты.13 В наиболее общем виде ценовая политика предприятия может быть определена как деятельность его руководства по установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары, деятельность, осуществляемая в русле общей стратегии фирмы и направленная на достижение целей и задач последней.

Здесь необходимо отметить роль маркетинга. Организация  работы предприятия с ориентацией на рыночный спрос называется маркетингом. Маркетинг включает в себя анализ рынка сбыта, выявление и количественное определение потребностей потенциальных покупателей, классификацию потребителей по уровню требований к потребительским свойствам и цене товаров и т.д.14

Информация о работе Ценовая политика и ценообразование на предприятии