Формирование услуг розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 01:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключалась в обосновании теоретико-методологических положений сущности, содержания и развития услуг розничной торговли.

В соответствии с поставленной целью решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:

- охарактеризовать специфику и формы организации розничной торговли

- проанализировать основы формирования услуг предприятий розничной торговли

- провести организационно-экономическую характеристику предприятия ООО «Монарх»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Специфика и формы организации розничной торговли……………7

1.1. Формы и виды розничной торговли…………………………………..….7

1.2. Особенности функционирования розничной торговли………………….13

Глава 2. Основы формирования услуг предприятий розничной торговли.…23

2.1. Критерии формирования услуг предприятий розничной торговли……………………………………………………………………..….23

2.2. Совершенствование формирования услуг розничного торгового предприятия…………………………………………………………………..…34

Глава 3. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО Монарх»……………………………………………………………………39

3.1. Анализ эффективности товарного ассортимента ООО« Монарх»………39

3.2. Анализ эффективности использования технологической планировки торгового зала ООО «Монарх»……………………………………………….45

3.3. Оценка и пересмотр товарного ассортимента ООО «Монарх»…………48

Заключение……………………………………………………………………...51

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

формирование услуг розничной торговли.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

     для универмагов - 0,80;

     для магазинов обуви и одежды - 0,75;

     для магазинов по продаже культтоваров, спортивных, хозяйственных, галантерейных товаров - 0,85.

     Широкий и устойчивый ассортимент товаров  в магазинах обеспечивается комплексом мероприятий в области коммерческой деятельности по закупке товаров.

     Так же применительно к области формирования и размещения товаров в магазинах заслуживает внимания опыт ряда фирм США, Франции, ФРГ, Канады.

     Численность ассортиментных позиций в магазинах  этих фирм распределяется между продовольственными и непродовольственными товарами в  процентном соотношении 66:34.

     Ассортимент продовольственных товаров расширяется  в основном за счет овощей, фруктов, замороженных продуктов, примагазинных  пекарен, а также продукции отделов  кулинарии, которые функционируют  в 81% продовольственных магазинов  самообслуживания США.

     Особое  внимание уделяется формированию ассортимента непродовольственных товаров в магазинах самообслуживания. В данную группу, как правило, включают поздравительные открытки, кухонную посуду, писчебумажные товары, школьные принадлежности, игрушки, книги, предметы домашнего обихода, штучные текстильные товары, предметы ухода за автомашинами, столовое и постельное белье, драпировку, бытовые машины, дорожные принадлежности, корм для домашних животных, птиц, спорттовары, изделия из дерева, кассеты, электротовары, предметы для шитья и рукоделия, фототовары, принадлежности для сада и огорода, пряжу и предметы вязания, парфюмерию, косметику, предметы санитарии и гигиены.

     Во  Франции ассортимент товаров  в магазинах с торговой площадью от 50 до 200 м кв. насчитывает 3000 позиций, из них 1700 - бакалейные товары, 500 - замороженные и молочные продукты, 130 - овощи и фрукты, 180 - гастрономические продукты, 100 - мясопродукты. Длина выкладки товарных линий составляет 66 погонных метров.

     Ассортимент товаров в магазинах с торговой площадью от 250 до 66 кв.м. насчитывает 5000 наименований. Скоропортящиеся товары составляют 53 %, бакалейные и напитки - 42%, непродовольственные товары - 5%. Длина выкладки - 170 погонных метров.

     Из  изложенного можно сделать вывод, что необходимо придерживаться одинаковой системы показателей эффективности ассортимента товаров и его формирования. Выделяют следующие показатели: широту ассортимента, глубину, коэффициент обновления и коэффициент устойчивости ассортимента.

     Но  несмотря на то, что изучение ассортимента товаров – очень важная проблема, до сих пор нет стандартов, регламентирующих его показатели. Специалисты и научные работники торговли еще не пришли к единому взгляду на номенклатуру и сущность показателей ассортимента товаров.

     Считается, что в розничной торговле формирование ассортимента является прерогативой самого торгового предприятия. В основу действующих в магазинах ассортиментных перечней положен производственно-технический признак ассортимента товаров, который не позволяет с достаточной полнотой учесть комплектность спроса, взаимную дополняемость товаров, сезонные особенности развития спроса и другие условия.

     Для характеристики ассортимента розничного предприятия и определения результативности ассортиментной политики, анализ структуры  ассортимента, его широта и частично глубина позволяют охарактеризовать лишь фактическую структуру ассортимента товаров в магазинах, так как сведений о предпочтительном ассортименте работники не имеют, а изучение спроса сводится в основном к элементарному учету реализации, причем чаще по групповому ассортименту на предприятиях розничной торговли анализ ассортимента товаров не проводится.

     Фактическая полнота ассортимента и ее динамика могут служить свидетельством грамотной  ассортиментной политики. Полнота ассортимента зависит не только от торговой площади магазина, объемов товарооборота. Важными факторами, обеспечивающими полноту ассортимента являются финансовая устойчивость и авторитет предприятия на рынке товаров и услуг. Большим доверием у поставщиков товаров пользуются магазины которые принимают товар крупными партиями, своевременно производят расчеты, имеют высокую степень надежности.

     Для повышения социального уровня торгового  обслуживания торгово-оперативные  работники магазинов должны уделять  особое внимание устойчивости ассортимента. С одной стороны, этот показатель существенно влияет на показатель уровня обслуживания, а с другой – свидетельствует о ритмичности поставок. Устойчивость ассортимента – главный ориентир для покупателя.

     Для характеристики эффективности коммерческой деятельности розничного предприятия наиболее важным показателем является степень обновления товарного ассортимента, то есть его пополнения новыми продуктами и изделиями. Этот показатель может быть определен как коэффициент обновления. Он представляется важным для работы с непродовольственными товарами.

     Расчеты устойчивости ассортимента позволяют  судить об отсутствии перебоев в продаже  отдельных товаров. Анализ стабильности реализации товара с колеблющимся, неравномерным качеством покупок  в течение дня, поможет не только проанализировать эффективность организации товароснабжения, но и определить рациональность ассортиментной структуры и эффективность ассортиментной политики розничного предприятия.

     Анализ  широты и устойчивости ассортимента необходимо проводить на базе оперативных данных о состоянии текущих запасов, выделяя товары с замедленной товарооборачиваемостью.

     2.2. Совершенствование  формирования услуг  розничного торгового  предприятия 

     Рост  объемов реализации товаров является наиболее перспективным и надежным средством обеспечения устойчивости торгового предприятия.

     Увеличение  массы продаваемых товаров невозможно без выполнения некоторых мероприятий, в числе которых изучение потребительского рынка и оценка спроса населения  в той местности, в которой функционирует торговое предприятие.

     Для потребительской кооперации это  очень существенный вопрос, так как  обслуживаемое сельское население  имеет меньшую степень градации по уровню предъявляемого спроса, и  просчеты в этой области могут  привести к сокращению количества продаваемых товаров по причине невостребованности некоторых из них. Научная оценка спроса и конъюнктуры рынка и формирование на их основе товарного предложения не менее важны, чем многие другие стороны коммерческой деятельности. Выбор верного пути в формировании товарного предложения требует определения контингента покупателей и особенностей их запросов, а также знания природно-климатических особенностей территории обслуживаемого рынка.

     Объем товарной массы неразрывно связан с  ее внутренним содержанием или ассортиментом.

     Чем более качественно подобран ассортимент  товаров торгового предприятия, тем большая прибыль будет  получена. Ассортиментная политика торгового  предприятия – это целенаправленная деятельность в области товарного  обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворение спроса потребителей с учетом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечения рентабельности всей деятельности.

     Ассортиментная  политика торгового предприятия имеет комплексный характер. Игнорирование одного из направлений деятельности может свести к нулю все остальные усилия.

     Ассортиментная  политика, проводимая розничной торговой организацией, не должна иметь застойных  тенденций. Расширение и упорядочение ассортимента товаров необходимо перевести под пристальное внимание коммерческих работников. Расширение ассортимента подразумевает внедрение в продажу новых товарных групп, видов, моделей, которое сопровождается предварительным просчетом необходимости и эффективности этого внедрения.

     В условиях рыночной экономики, когда  предложение превышает спрос, значительно  повышается значение процесса формирования ассортимента.

     В розничной торговле рассматривается, в первую очередь, торговый ассортимент, который объединяет номенклатуру товаров нескольких отраслей промышленности и сельского хозяйства, исходя из специализации розничного торгового предприятия, его мощности и других факторов. Номенклатуру каждой отрасли удобно делить на товарные группы, подгруппы, виды, типы, сорта, размеры, марки, артикулы и т.д.

     Формирование  товарного ассортимента является одновременно и средством и методом управления ассортиментом. С целью достижения максимальной прибыли при полном удовлетворении потребностей покупателей  коммерческие работники розничной торговли потребительской кооперации обязаны учитывать множество общих и специфических факторов, влияющих на формирование и поддержание торгового ассортимента и объединенных в две большие группы. К общим факторам относятся: социальные, экономические, демографические, национально-бытовые, природно-климатические. Специфические факторы включают в себя: тип магазина, его материально-техническую базу, объем его деятельности, район деятельности, условия снабжения товарами, специфику сельского расселения, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные связи в районе, наличие конкурентов.

     В условиях рыночной экономики нет  четкого мнения, каков должен быть ассортимент товаров, чтобы наилучшим  образом удовлетворить спрос  покупателей, обеспечить получение необходимых прибылей и решить другие коммерческие задачи. Каждое торговое предприятие ищет свою нишу на рынке, исходя из сложившихся конъюнктурных условий. Поэтому коммерческие работники потребительской кооперации должны четко представлять, на каких покупателей они рассчитывают, в какой конкурентной обстановке предстоит вести работу и др. Для этого считается возможным использовать широко применяемый в рыночной экономике метод АВС-анализа.

     Данный  метод позволяет определить оптимальное  соотношение групп и видов товаров в розничном торговом предприятии с учетом основных требований для достижения поставленной цели. Метод предусматривает многоступенчатое деление всего торгового ассортимента по нескольким критериям на три категории по каждому критерию. К категории "А" относятся товары, составляющие около 70% значения критерия. К категории "В" относятся товары, составляющие около 25% значения критерия, а к категории "С" – около 5%. Причем, в первую категорию рекомендуется включать примерно 15% наименований товаров от общего количества, во вторую группу 35%, а в третью 50% (рис. 3).

     

     Рис. 3. Графическое представление распределения  товаров на области А, В, С

     В качестве критериев оценки выбраны  прибыль, розничный товарооборот, издержки обращения.

     Деление торгового ассортимента основывается на ранжировании товарных групп по выбранному критерию и определении категорий "А", "В", "С" в соответствии с условиями АВС-анализа.

     Анализ  результатов можно произвести в  следующей последовательности. Расположите  товарные группы в порядке убывания прибыли. В категорию "А" включите товарные группы, которые в сумме дают около 70% прибыли, в категорию "В" – 25% прибыли, в категорию "С" – 5% прибыли. Для каждой категории подсчитайте общее количество входящих в нее ассортиментных позиций и определите их долю в номенклатуре торгового ассортимента. В соответствии с этим можно сделать вывод о достаточности количества ассортиментных позиций в каждой категории.

     В дальнейшем, с каждой отдельно взятой категорией, произведите подобные действия по другому критерию – товарообороту, а каждые сформированные категории по товарообороту, в свою очередь, проранжируйте и разбейте на категории по издержкам.

     В то же время следует предусмотреть, что торговый ассортимент должен содержать не только высокодоходные товары, приносящие максимум прибыли, но и товары с меньшими показателями прибыльности, для того, чтобы достичь максимального результата по привлечению покупателей и наиболее полному удовлетворению их спроса. При установлении целесообразности нахождения товара определенного наименования в торговом ассортименте, следует учитывать, в каком периоде жизненного цикла он находится.

Информация о работе Формирование услуг розничной торговли