Формирование услуг розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 01:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключалась в обосновании теоретико-методологических положений сущности, содержания и развития услуг розничной торговли.

В соответствии с поставленной целью решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:

- охарактеризовать специфику и формы организации розничной торговли

- проанализировать основы формирования услуг предприятий розничной торговли

- провести организационно-экономическую характеристику предприятия ООО «Монарх»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Специфика и формы организации розничной торговли……………7

1.1. Формы и виды розничной торговли…………………………………..….7

1.2. Особенности функционирования розничной торговли………………….13

Глава 2. Основы формирования услуг предприятий розничной торговли.…23

2.1. Критерии формирования услуг предприятий розничной торговли……………………………………………………………………..….23

2.2. Совершенствование формирования услуг розничного торгового предприятия…………………………………………………………………..…34

Глава 3. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО Монарх»……………………………………………………………………39

3.1. Анализ эффективности товарного ассортимента ООО« Монарх»………39

3.2. Анализ эффективности использования технологической планировки торгового зала ООО «Монарх»……………………………………………….45

3.3. Оценка и пересмотр товарного ассортимента ООО «Монарх»…………48

Заключение……………………………………………………………………...51

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

формирование услуг розничной торговли.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Специфика и формы организации  розничной торговли……………7

1.1. Формы  и виды розничной торговли…………………………………..….7

1.2. Особенности  функционирования розничной торговли………………….13

Глава 2. Основы формирования услуг предприятий розничной торговли.…23

2.1. Критерии  формирования услуг  предприятий  розничной торговли……………………………………………………………………..….23

2.2. Совершенствование  формирования услуг розничного  торгового предприятия…………………………………………………………………..…34

Глава 3. Организационно-экономическая характеристика предприятия              ООО Монарх»……………………………………………………………………39

3.1. Анализ  эффективности товарного ассортимента  ООО« Монарх»………39

3.2. Анализ  эффективности использования технологической  планировки торгового зала ООО «Монарх»……………………………………………….45

3.3. Оценка  и пересмотр товарного ассортимента  ООО «Монарх»…………48

Заключение……………………………………………………………………...51

Список  используемой литературы

 

Введение  

     Преобразования  социально-экономических отношений, происходящих в стране, делают более значимыми услуги розничной торговли, что обусловило необходимость всестороннего изучения, осмысления новых аспектов их развития.

     В российской экономике дореформенного периода, предприятия розничной  торговли выполняли преимущественно  пассивную роль по доведению произведенных товаров от производителя к конечному потребителю, а услуги розничной торговли считались дополнением к основной деятельности.

     Рыночные  преобразования в экономике оказали  существенное влияние на формирование рынка услуг и развитие торговли.

     В современных условиях, торговля оказывает  активное влияние на развитие экономики, рыночных процессов в сфере товарного  обращения, содействует повышению  конкурентоспособности хозяйствующих  субъектов и удовлетворению спроса населения на товары и услуги, улучшению качества жизни населения.

     Услуги  розничной торговли способствуют структурным  преобразованиям в экономике, активизации  производства потребительских товаров, расширению межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей, развитию территории, розничного товарооборота, росту доходов субъектов рынка, привлечению торгового капитала, улучшению качества жизни населения.

     «Услуги торговли», как экономическая категория, обладающая потребительской ценностью  и стоимостью, и как основная функция торговли, в теоретических разработках дореформенного периода России не рассматривались.

     В то же время достаточно широко изучались  услуги, дополняющие процесс доведения  товаров от производителя к потребителю. Они рассматривались в литературе как «дополнительные услуги торговли», оказываемые населению.

     В современных условиях многие теоретико-методологические положения теории торговли потребительскими товарами претерпели существенные изменения, адаптированы к рыночным условиям. В современной научной литературе понятие «услуга торговли» связывается, как правило, с определенной сферой деятельности торговли: формирование ассортимента, осуществление сервисных (послепродажных) услуг и т.п. Функции торговли подразделяют на экономические и социальные (связанные с услугами).

     Нам представляется, что «торговая услуга»  более глубокое понятие, напрямую связанное  с миссией торговли в экономике  и социальной жизни страны. Торговую услугу следует рассматривать как  основную функцию торговли.

     Изученность проблемы. Научные аспекты данного исследования формировались на основе изучения, переосмысления теоретических, методологических, практических разработок отечественных и зарубежных ученых по проблемам потребительского рынка, торговли и услуг.

     Ученые  западной научной школы сформулировали понятие «услуга», «конкурентоспособность услуги», «качество услуги», «маркетинг услуг» (Д. Блэкуэ, Бартон А. Вейтц, П.Дойль, Ж. Жаллэ Ф. Котлер, А. Крисе, М. Леви, К. Маркс, Д. Найяра, Ф. Николейдса, Д. Энджел, Т. Хилл и др.)

     Исследования  потребительского рынка, в том числе торговли, как правило, охватывают либо отраслевые проблемы страны (И.А. Бланк, М.И. Баканов, А.И. Гребнев, В.И. Иваницкий, А.И. Левин, Р.А. Локшин, Б.М. Мочалов, Т.И. Николаева, А.В. Орлов, Я.Л. Орлов и др.), либо вопросы организации торговли (В.Г. Бурмистров, В.П. Воронин, В. Данненбург, Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина, Б.А. Соловьев, и др.), либо отдельные аспекты торговли, таких как товародвижение, коммерческая, маркетинговая деятельность, оптовая торговля и др. (А.В. Зырянов, В.И. Набоков, Ю.М. Неруш, В.А. Новиков, Л.В. Осипова, В.К. Памбухчиянц, И.М. Синяева и др.), либо проблемы маркетинга услуг (Е.И Данилов, В.Г. Жиганов, В.А. Лазарев, И.М. Лифиц, В.Д. Маркова, Е.В. Песоцкая, Л.А. Самсонов, В.Н.)

     Высоко  оценивая вклад ученых различных школ и полученные ими научные, методологические, методические и практические результаты, необходимо отметить, что проблема изученности сущности услуг розничной торговли, в особенности оценки их качества, влияния на удовлетворение спроса населения, конкурентоспособность торгового предприятия, является малоизученной.

     Недостаточная изученность и важность услуг  розничной торговли, как для экономики  страны, так и торгового обслуживания, предопределяет необходимость активизации  исследований по изучению места, роли, значения услуг розничной торговли в сфере товарного обращения, перспектив их развития, регулирования, оценке качества услуг торговли, с целью повышения их значимости в развитии экономики страны, территории и качества обслуживания населения.

     Дискуссионность проблемы роли, состава и оценки услуг розничной торговли, слабая изученность влияния различных факторов на формирование и эффективность услуг в условиях рыночной экономики, а также их высокая практическая значимость в удовлетворении спроса населения в товарах и услугах и экономике страны определили выбор темы диссертационной работы, объекта и предмета исследования, обусловили формулировку целей и задач диссертации.

     Цель  исследования заключалась в обосновании  теоретико-методологических положений сущности, содержания и развития услуг розничной торговли.

     В соответствии с поставленной целью  решался комплекс следующих взаимосвязанных  задач:

     - охарактеризовать специфику и формы организации розничной торговли

     - проанализировать основы формирования услуг предприятий розничной торговли

     - провести  организационно-экономическую характеристику предприятия ООО «Монарх»

     Объектом  исследования выступают услуги розничных  торговых предприятий.

     Предметом исследования являются процессы формирования и развития услуг розничной торговли.

     Научно-теоретической  и методологической основой работы послужили теоретические положения, концептуальный аппарат, разработанные  видными отечественными и зарубежными  учеными в области товарного  обращения, экономики предприятия, сферы услуг и др.

     Основными методами исследования являются: системно-структурный, причинно-следственный, сравнительный, факторный, функциональный и статистический анализ, экспертные оценки и наблюдения, экономическая интерпретация полученных результатов. 

 

      Глава 1. Специфика  и формы организации  розничной торговли

1.1. Формы и виды  розничной торговли 

     В процессе товародвижения от изготовителя к потребителю конечным звеном является розничная торговля. При розничной  торговле материальные ресурсы становятся собственностью потребителя. Розничная торговля включает продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд. Товары продаются в основном через предприятия розничной торговли и общественного питания. Продажа потребительских товаров осуществляется со складов предприятий - изготовителей, посреднических организаций, фирменных магазинов, заготовительных пунктов и т.д.

     Функции розничной торговли:1

     - исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;

     - определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;

     - осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли;

     - проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;

     - осуществляет оплату товаров, принятых от поставщика;

     - проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;

     - оказывает поставщикам, потребителям, транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.

     Розничная торговля, являясь выражением малого бизнеса в России, отличается многообразием форм частного предпринимательства в виде ИЧП, МП, ТООТ, АОЗТ, кооперативов и других форм частного предпринимательства.

     Наибольшее  развитие розничной торговли получили товаропроизводящие отрасли и в первую очередь предприятия легкой и текстильной промышленности. В отделах по торговле государственных органов управления происходит определённая аккумуляция основных данных о продаже товаров и товарных запасов по ассортиментной и внутригрупповой структуре, а также данных об объёмах неудовлетворенного спроса. Самые точные данные во внутригрупповой структуре ассортимента товаров можно получить только в основном звене системы розничной торговли, но подобная работа нуждается в организации и проведении четкого учета по объемам реализации по ассортиментным группам с одновременной регистрацией неудовлетворенного спроса и поступивших требований отдельных покупателей.

     В передовых странах мира для решения  данной проблемы используются единые универсальные штриховые коды по каждому товару, служащие его индикатором, и специальные этикетки на продовольственные товары, приспособленные для автоматического считывания с помощью кассовых терминалов. Сведения о продаже товаров передаются по телефонным, телетайпным, телефаксным каналам связи в вычислительный центр торговой компании.

     Целям активного стимулирования сбыта  товаров служит реклама. Рекламная  компания должна формироваться в  различных направлениях, начиная  с самых простых её замыслов - оформление оконных и внутримагазинных витрин - до организации рекламных выставок товаров с использование печатной, транспортной, радиотелевизионной, видеороликовой рекламы и другими её видами.

     Виды  розничной торговли:

     I. Стационарная торговая сеть является  наиболее распространённой, включает в себя как крупные современные, технически оборудованные магазины, так и ларьки, палатки, торговые автоматы.

     Существует  много видов магазинов, среди  них:

     - традиционное обслуживание через прилавок;

     - магазины самообслуживания, в которых покупатель имеет свободный доступ к товарам; в результате сокращается время торговой операции и увеличивается пропускная способность магазина с последующим увеличением объема реализации. Оплата за отобранные товары проводится в узлах расчёта, обслуживаемых контролерами-кассирами. Несмотря на явные преимущества, в настоящих условиях создавшаяся сеть магазинов самообслуживания в России почти полностью прекратила своё существование;

     - магазины типа "магазин-склад", в которых товар не выкладывается на витрины, полки, что значительно снижает расходы по погрузке, разгрузке, укладке, поэтому продажа осуществляется по более низким ценам;

     - магазины, торгующие по каталогам. Каталоги могут быть выданы потенциальным покупателям, посетившим данный магазин, или разосланы им по почте. Покупатель, изучив каталог, отобрав товар, направляет заказ с указанием своих реквизитов в магазин почтой. Магазин принимает решение об отгрузке товара покупателю. При наличии в магазине демонстрационного зала покупатель может сделать заочный заказ по каталогу либо посетить магазин и лично выбрать необходимый ему товар. При торговле по предварительным заказам оплата может быть разная: при получении товара, в форме предоплаты или путем почтового перевода; выполнение заказа часто сопровождается доставкой товара непосредственно по адресу покупателя;

Информация о работе Формирование услуг розничной торговли