Формы предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этого вопроса в том, что малый и средний бизнес способен активизировать экономику на всех уровнях; обеспечивать насыщение рынка товарами и услугами собственного производства, способствовать поступлениям в бюджет, развивать конкуренцию среди товаропроизводителей и услуг; создавать дополнительные рабочие места.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и значение предпринимательства в экономике Республики Казахстан 5
1.1 Понятие и сущность предпринимательства 5
1.2 Виды предпринимательской деятельности 7
Глава 2. Формы предпринимательской деятельности 11
2.1 Товарищества 12
2.2 Кооперативы 13
2.3 Акционерные общества. Производственный кооператив. 14
Глава 3. Становление и развитие предпринимательства в Казахстане 17
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

Экономическая сущность и формы предпринимательства.doc

— 146.00 Кб (Скачать)
  • устойчивый рост количества субъектов малого предпринимательства и численности занятых;
  • концентрация малых предприятий в промышленно развитых регионах;
  • сосредоточение субъектов малого предпринимательства преимущественно в сфере торговли и услуг;
  • существование на протяжении ряда последних лет проблем в области налогообложения, кредитования, взаимодействия с государственными органами, которые до настоящего времени не нашли положительного решения.

    В 1998 году уровень предпринимательства в  Казахстане трудно было назвать утвердившимся, поскольку происходило только становление  как самого сектора экономики, так  и механизма его поддержки государством.

    Это объяснялось  не только тяжелой внутриэкономической  ситуацией в РК. Как известно, глубокому системному кризису подверглись  все бывшие союзные республики. По оценкам казахстанских специалистов, в Республике к тому времени была достигнута стабилизация в основных секторах экономики: рост объемов промышленной продукции за 1 квартал 1998 г. составил 4%, уровень инфляции - 3,6% , рост реальных доходов на душу населения - 2%.

    Причина скорее в том, что ранее изданные Законы «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Каз.ССР» (1990 г.), «О защите и поддержке частного предпринимательства» (1992 г.) и др. начали подкрепляться и контролироваться лишь через несколько лет после их принятия, в частности, Указы Президента РК «О дополнительных мерах по реализации государственных гарантий свободы предпринимательской деятельности» (июнь 1996 г.), «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого и среднего предпринимательства» (июнь 1997 г.) и Указы Президента РК «Об Агентстве РК по поддержке малого бизнеса» (апрель 1998 г.), «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности» (апрель 1998 г.). О жизненной важности этих документов для развития малого бизнеса говорить не приходится. Если сравнить с Россией, то в этом направлении она опережала РК как минимум на два года (Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» был принят в 1995 г.). Проводимые ежегодно Всероссийский съезд представителей малых предприятий, съезд Российской ассоциации развития малого предпринимательства (РАРМП), семинары и форумы по проблемам становления российского предпринимательства также свидетельствовали о большой, серьезной работе общественных организаций России по поддержке и лоббированию интересов предпринимателей во властных структурах.

    Аналогичным событием в Республике Казахстан  явился 6 Форум предпринимателей РК, прошедший в апреле 1998 г. Анализ состояния  малого бизнеса в Республике, выявление  основных проблем, тормозящих его развития, привели к выводу, что «несмотря на солидную законодательную базу, четко действующий механизм функционирования предпринимательства пока не сложился.

    Отечественным малым бизнесом на тот период его  развития создавалось только 10% внутреннего валового продукта. Его деятельность скорее можно было назвать «выживанием» в условиях углубляющегося кризиса производства - с одной стороны, и бесчисленных бюрократических препон - с другой.

    На начало 1998 года общая численность работающих в секторе малого предпринимательства составляла 949,0 тыс. человек, или 15% общей численности занятого населения. По итогам за 1997 год доля субъектов малого бизнеса в общем объеме валового выпуска продукции не превышала 8%. В отраслевой структуре объема производства субъектов малого и среднего предпринимательства продолжала (как и продолжает сейчас) преобладать торговля. Удельный вес малых предприятий в различных секторах экономики дает следующие показатели. В промышленности он занимал - 10%, в сфере торговли - 68%, в сфере услуг - 2%, в строительстве - 6%, на транспорте - 1%, в общественном питании - 2%, в переработке сельскохозяйственной продукции - 3%, в прочих отраслях - 10%.

    Снизилась доля малого бизнеса и в налоговых  поступлениях в государственный бюджет: в 1 квартале 1998 года сумма налогов и платежей от малого предпринимательства составила 7,1% (против 10,3% в 1997 году) всех налоговых поступлений государственного бюджета.

    Анализ  всего периода 97-98 годов позволяет  сделать вывод о том, что малый  бизнес в Казахстане находился в тот момент в кризисной ситуации, решение которой, без государственного вмешательства представлялось невозможным.

    Например, процедура регистрации субъектов  малого предпринимательства была предусмотрена  в более упрощенном варианте в сравнении с регистрацией других юридических лиц. 

    1) Так,  деятельность предприятий - субъектов  малого предпринимательства   может осуществляться на основании  типового устава, подготовленного  Минюстом, проект которого был  утвержден  Правительством.

    2) Значительно сократился размер уставного капитала. Например, размер  уставного капитала товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО) - уменьшен в 10 раз и составляет 100 расчетных показателей.

    3) Исключен  из перечня ряд документов, представляемых  на регистрацию. В регистрирующий орган не представляется документ, подтверждающий внесение части уставного капитала юридического лица. Однако уставный капитал должен быть сформирован участниками в течение одного года с момента государственной регистрации.

    Не представляется также документ, подтверждающий местонахождение  юридического лица. Также не требуется  оформление статистической карточки в  период, нахождения документов юридического лица на  регистрации. Оформление карточки производится статистическими органами на основании свидетельства, выданного органами, занимающимися регистрацией юридических лиц.

    Сроки регистрации  не более  3-х рабочих дней.

    Сбор  за государственную регистрацию  был уменьшен и составил размер пятикратного расчетного показателя, действующего на дату уплаты сбора. Расчетный показатель с 1 января 2004 года  составляет 919-00 тенге. Общее время регистрации - не более 3 рабочих дней.

    Для субъектов  малого предпринимательства в целях  создания благоприятных условий  в Республике Казахстан проделана следующая работа:

  • упрощен порядок регистрации субъектов малого предпринимательства - введены типовые уставы, размер регионального сбора уменьшен в 4 раза (5 расчетных показателей - 4595 тенге);
  • упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого предпринимательства;
  • введены льготы по регистрации недвижимости и права на землю;
  • сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, оказываемых ими;
  • установлено участие субъектов малого предпринимательства в объемах до 10 % от общего объема поставок для государственных нужд по определенным видам продукции;
  • проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства;
  • введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства;
  • по проблеме финансирования малого предпринимательства создан Фонд развития малого предпринимательства, который прошел организационный период и начал кредитовать проекты;
  • постановлением Нацбанка РК установлен размер обязательного кредитования малого бизнеса банками второго уровня - 10% от их кредитного портфеля. При этом технический порядок кредитования разрабатывается банками самостоятельно на базе общей экономической политики.

    Однако, несмотря на законодательную поддержку  со стороны Президента и правительства, малый бизнес опять же сталкивался с повсеместным нарушением этих законов. Зачастую законы носили чисто декларативный характер, так как в них отсутствует детальный механизм исполнения заложенных мероприятий. Нормативно-правовые акты не реализовывались в полном объеме и не могли обеспечить реальной конкурентной среды в экономике. Неисполнение законов, их произвольное толкование, всяческое вмешательство в дела малых предприятий, приостановка их деятельности, проверки по разным поводам со стороны многочисленных инспектирующих органов и другие бюрократические барьеры задерживали развитие малого и среднего бизнеса.

    Следующим этапом становления малого предпринимательства  стали 2000-2002 годы. На начало 2002 года в  республике насчитывалось около 300 тысяч субъектов малого предпринимательства, на которых занято порядка 1,3 млн. человек, что составляет 18% от экономически активного населения. Доля малого предпринимательства в объеме ВВП в 2001 году составила всего 10–12%, правда, если не брать в расчет теневую экономику. Любопытна и еще одна тенденция. Несмотря на наличие в течение последних лет устойчивого роста количественных параметров развития малого предпринимательства, отчетливо обозначилась  также и тенденция к их уменьшению. Таблица 1 демонстрирует отраслевую структуру предпринимательства по состоянию на 2001 год. 

    Таблица 1. Отраслевая структура  малого предпринимательства  по состоянию на начало 2001 года 

Отрасли Удельный вес производства продукции (работ, услуг) МСП в общем  объеме, % Удельный вес численности  занятых в МСП в общей численности  занятых, %
Сельское  хозяйство 25,0 28,0
Промышленность 3,0 12,0
Торговля* 75,0 -
Услуги 18,0 24,0
*Статистические  данные по численности занятых  в сфере торговли, в связи с  переходом на новую классификацию видов деятельности, отсутствуют.
 

    Так, по итогам 2000 года темпы роста количества субъектов малого предпринимательства  – юридических лиц составили 34%, численности занятых на них  – 31 %. А в 2001 году значения указанных  показателей соответственно составили 15,4% и 6,7%.

    Стратегическая  цель развития малого предпринимательства  заключается в наращивании объемов  производства в реальном секторе  экономики, особенно в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, а также увеличении занятости трудоспособного населения республики.

    Достижение  указанной цели предполагает решение  следующих задач:

  • развитие инновационных и наукоемких венчурных производств;
  • развитие рыночной и производственной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное функционирование субъектов малого предпринимательства;
  • создание сети бизнес-инкубаторов, бизнес-центров и технопарковых структур;
  • налаживание взаимовыгодных кооперированных связей с крупными и средними предприятиями на принципах франчайзинга;
  • развитие ремесленничества и возрождение народных промыслов.

    Указанные задачи необходимо решать в параллельно-последовательном режиме.

    На развитие малого бизнеса в промышленном производстве и сельском хозяйстве решающее влияние  будут оказывать складывающиеся структурные пропорции. В связи с этим более благоприятное развитие сектора малого бизнеса напрямую зависит от интенсивного роста объемов производства в обрабатывающей промышленности.

    К основным условиям, при которых возможно дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства, относятся: продолжение стабилизации экономики и оживление производства в отраслях обрабатывающей промышленности, увеличение реальных денежных доходов населения, уменьшение удельного веса продовольственных товаров и сырья для их производства в общем объеме импорта, уменьшение доли малого бизнеса в теневой экономике. Значение каждого из обозначенных условий будет усиливаться на определенных этапах.

    На первом этапе (2001–2005 годы) необходимо создать  стабильную и надежную нормативно-законодательную базу, достаточную для решения поставленных задач, также регулирующую и различные стороны хозяйственной деятельности малого бизнеса. Необходимо законодательно определить рамочные условия для создания и функционирования таких объектов инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса, как бизнес-инкубаторы, технопарки, бизнес-центры и т. д. Выработать принципиально новые критерии отнесения предприятий к категории малого и среднего предпринимательства в зависимости от отраслевой принадлежности.

    Предполагается, что в результате принятых мер удастся сохранить существующие тенденции незначительной активизации малого предпринимательства. Среди множества факторов, влияющих на развитие малого бизнеса до 2005 года, решающее значение будут иметь приток в данный сектор экономически активного населения из числа безработных и самостоятельно занятого населения, а также повышение эффективности проводимой правительством политики по поддержке малого бизнеса.

    Основным  фактором возрастания удельного  веса малого бизнеса в реальном секторе на втором этапе (2006–2010 годы) должно стать сокращение его доли в теневой экономике. Другими факторами, которые могут оказать положительное влияние на развитие малого предпринимательства в рассматриваемый период, будут увеличение реальных денежных доходов населения и сокращение импорта продовольственных товаров и сырья для их производства.

    До 2010 года предусматривается широкое развитие в республике бизнес-инкубаторов, а  также технопарковых структур. К  концу этого периода для дальнейшего развития сектора малого предпринимательства в республике необходимо завершить формирование институциональной основы рыночной инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.

Информация о работе Формы предпринимательской деятельности