Формы предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этого вопроса в том, что малый и средний бизнес способен активизировать экономику на всех уровнях; обеспечивать насыщение рынка товарами и услугами собственного производства, способствовать поступлениям в бюджет, развивать конкуренцию среди товаропроизводителей и услуг; создавать дополнительные рабочие места.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и значение предпринимательства в экономике Республики Казахстан 5
1.1 Понятие и сущность предпринимательства 5
1.2 Виды предпринимательской деятельности 7
Глава 2. Формы предпринимательской деятельности 11
2.1 Товарищества 12
2.2 Кооперативы 13
2.3 Акционерные общества. Производственный кооператив. 14
Глава 3. Становление и развитие предпринимательства в Казахстане 17
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

Экономическая сущность и формы предпринимательства.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

    Детализируемая  схема предпринимательства отличается от упрощенной схемы тем, что в  ней выделены и указаны разные виды  факторов, средств, ресурсов предпринимательской  деятельности, денежных платежей и  денежных поступлений предпринимателя. 
 
 
 
 
 
 
 

Обладатели денежных средств   Обладатели рабочей  силы   Финансовые органы
Обладатели материальных ресурсов    
Предприниматель
  Потребители покупатели товаров
 
Обладатели информации   Обладатели основных фондов   Исполнители работ и услуг

Рисунок 2 Схема предпринимательской  операции

 

Глава 2. Формы предпринимательской  деятельности

 
 

    Предпринимательство можно в зависимости от количества участников-собственников подразделить на следующие формы: индивидуальное и коллективное. Эти формы предпринимательства, в свою очередь, осуществляются в рамках определенной организационно-правовой формы предприятия, регулируемой Гражданским кодексом Республики Казахстан.

    Организационная форма предпринимательской деятельности представляет собой определенную систему норм, включающую внутренние отношения между партнерами по предприятию и отношения с государственными органами и другими предприятиями. Правильный выбор организационно-правовой формы предпринимательства зависит от многих факторов: наличия собственного капитала, либо возможностей по его привлечению, характера и масштабов предпринимательской деятельности, сроков реализации предпринимательского проекта, личного опыта и организаторских способностей предпринимателя, условий рынка и многих существенных особенностей начинающегося бизнеса, а также от достоинств тех или иных форм предприятий.

    Рассмотрим  их более подробно. Индивидуальные формы без создания юридического лица в виде предприятия относятся  к инициативному индивидуальному  предпринимательству.

    Обычно  индивидуум, обладающий достаточными для реализации проекта ресурсами и склонный единолично контролировать процесс принятия решений, готовый нести полную материальную и юридическую ответственность, предпочитает форму индивидуального предпринимательства, став единоличным хозяином фирмы. Данная форма предпринимательства имеет преимущества, которые заключаются в минимальной регламентированности и зависимости, мобильности, материальной заинтересованности и т.д. Следует отметить, что в целом индивидуальное предпринимательство занимает незначительное место в производственном секторе, использует в большинстве случаев ручной труд и универсальные малопродуктивные средства производства, в недостаточной степени использует достижения научно-технического прогресса.

    Однако  желание иметь большой объем  финансовых ресурсов, а вместе с  тем высокая личная материальная ответственность и большой риск ведут к тому, что для реализации масштабных проектов более предпочтительными  формами являются формы коллективного предпринимательства, в основе которого заложен признак «количество собственников». При коллективном предпринимательстве собственность принадлежит одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них или без определения долей (совместная собственность). К ним можно отнести товарищества, акционерные общества, кооперативы.

2.1 Товарищества

 

    Товарищества  создаются при участии двух или  более партнеров. Преимуществами товарищества являются возможность привлечения дополнительного капитала и осуществления специализации внутри предприятия на основе знаний и умений каждого из партнеров. Недостатки данной формы: каждый участник несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада; действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями. Участники товарищества подразделяются на две группы - полные товарищи и коммандитные товарищи. В коммандитных товариществах часть партнеров может обладать неограниченной, а часть — ограниченной ответственностью.

    Общества  создаются по соглашению не менее  двух граждан, либо юридических лиц  путем объединения их вкладов  в целях осуществления хозяйственной  деятельности. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам, а несут ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от них участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность всем своим имуществом. Общества, привлекающие необходимые средства путем выпуска ценных бумаг - акций, называются акционерными. Участники акционерного общества несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций.

2.2 Кооперативы

 

    Кооперативы - это предприятия, созданные группой лиц для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности на основе имущественных паевых взносов.

    В свою очередь, вышеперечисленные формы предпринимательства  можно классифицировать на малые, средние  и крупные.

    Индивидуальные, семейные и мелкие предпринимательские инициативы создаются на базе малых предприятий, поскольку для этого не требуется крупного первоначального капитала. Наряду с этим у малого бизнеса имеются преимущества: гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка; мобильность в выполнении работ, связанных с внедрением новой техники, изобретений; более экономичное использование ресурсов; снижение расходов, связанных с содержанием управленческих структур; повышенная скорость оборота капитала.

    Малый бизнес позволяет: ускорить заполнение товарного рынка требующимися потребителям изделиями; ускорить внедрение несложных научно-технических достижений; полнее удовлетворять потребности экономики страны и населения промышленных, строительных и прочих услугах, расширяя номенклатуру и качество услуг; наладить выпуск продукт малыми сериями.

     Разумеется, экономика не может базироваться  только на малых инициативах.  Колоссальные масштабы современного  производства обусловлены наличием, прежде всего, крупномасштабного предпринимательства, которое способствует процветанию и малого бизнеса.

    Крупные предприятия имеют больше возможностей на предпринимательский успех по сравнению с малыми, поскольку  имеют ряд преимуществ. К ним  можно отнести следующие: большая  концентрация капитала; возможность использования новейшего дорогостоящего высокопроизводительного оборудования; проведения широкомасштабного маркетингового исследования; повышения уровня квалификации персонала; увеличения загрузки оборудования; использование внутренней специализации и кооперирования. Здесь предпринимательство поставлено на научную основу, развернута широкомасштабная работа в этом направлении.

2.3 Акционерные общества. Производственный  кооператив.

 

    Акционерные общества (корпорации) появились в  истории мирового бизнеса из стремления жестко отделить ответственность всего объединения предпринимателей от полной имущественной ответственности физического или юридического лица, являющегося членом общества.

    Уставный  капитал акционерного общества разделен на определенное число акций. Участники общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут ответственность за деятельность общества в пределах стоимости принадлежащих им акций. Совокупность акций, принадлежащих одному акционеру, называется пакетом. Поскольку каждая акция определенной номинальной стоимости дает владельцу право одного голоса в процессе принятия управленческих решений, то чем больший пакет сосредоточен в руках акционера, тем больший контроль над обществом он имеет. Возможно формирование контрольного пакета, составляющего 51% всех акций и дающего возможность провести решение его владельца и реализовать его интересы при принятии управленческих решений в обществе. Существует два вида акционерных обществ (АО).

    Открытое  акционерное общество имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые акции и осуществлять их продажу на условиях, предусмотренных законодательством. Владельцы акций вправе отчуждать (продавать) их без согласия других акционеров.

    Закрытое  акционерное общество. В этом типе АО акции распределяются только среди учредителей, и общество не имеет права проводить открытую подписку на свои акции. Акционеры имеют преимущественное право приобретения акций, которые желают продать другие акционеры общества.

    Акционерные общества выпускают и размещают ценные бумаги, свидетельствующие о праве собственности на соответствующую часть капитала общества, праве на участие в управлении и праве на получение дохода. Средства от выпуска и размещения акций образуют собственный капитал АО, причем этот капитал может увеличиваться за счет дополнительных выпусков (эмиссии) акций. АО может в целях привлечения дополнительных ресурсов выпустить облигации, средства от размещения которых составляют заемный капитал АО. Мобилизованные таким образом средства должны быть на оговоренных условиях и в определенные сроки возвращены владельцам облигаций. Собственники облигаций имеют право на получение дохода, однако не участвуют в управлении АО.

    Акционерная форма организации бизнеса имеет  ряд существенных преимуществ. Главными из них являются возможности мобилизации крупных финансовых ресурсов, а также быстрого перелива капитала из одной сферы в другую (путем операций на фондовом рынке). АО не зависят напрямую от состава своих акционеров, так как существует в основном свободный порядок обращения, отчуждения и приобретения акций. Однако, как уже упоминалось в предыдущих разделах данной главы, разделение в АО функций собственности и контроля может создавать условия для злоупотреблений и конфликтов интересов.

    Холдинговые компании (холдинги) являются разновидностью акционерных обществ с более сложной организационной структурой. Холдинговая компания «держит» крупные, часто контрольные, пакеты акций дочерних акционерных обществ. Такая организация преследует цель осуществления контрольных, управленческих, финансовых и иных функций холдинговой компании по отношению к тем АО, акциями которых она располагает. В составе холдинга дочерние АО сохраняют свою юридическую и оперативно-хозяйственную самостоятельность. При создании холдингов используется возможность предпринимательского взаимодействия капиталов без их непосредственного слияния в единую компанию. По мере развития внутренней интеграции в холдингах возможно также более тесное переплетение капиталов головной и дочерних компаний на основе так называемого перехода на единую акцию. При этом акции дочерних компаний обмениваются в оговоренном соотношении на единые акции холдинга. Переход на единую акцию осуществляют или намереваются осуществить ряд казахстанских крупных нефтяных компаний.

    Производственные  кооперативы (артели) являются добровольными объединениями граждан для совместной производственной и хозяйственной деятельности путем создания коммерческой организации с правом юридического лица. Членство в производственном кооперативе основывается на личном трудовом или ином участии, а также на объединении имущественных паевых взносов. Число членов не может быть менее пяти. Решения принимаются по принципу «один член — один голос» независимо от величины индивидуального пая. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам. Производственные кооперативы получили распространение в торговле, сфере услуг, в мелком промышленном производстве, в строительстве.

 

Глава 3. Становление и  развитие предпринимательства в Казахстане

 

    Предпринимательство на сегодняшний день уже прошло определенные этапы развития, сопровождавшиеся как  успехами, так и неудачами. В течение 13-летнего периода существования  независимого Казахстана и в соответствии со Стратегией развития Казахстана до 2030 года, государственная поддержка малого предпринимательства была признана приоритетной сферой экономической политики Республики и особенно в части создания соответствующей законодательной базы. 

    Значительным  шагом в этом направлении стало принятие первых программных нормативно-правовых документов в 1992-1994 годы, которые регламентировали первоначальную основу и предпосылки для устойчивого становления предпринимательского класса, формирования позитивного общественного мнения к предпринимательской деятельности.

    Нормативно-правовая база по вопросам малого предпринимательства  в Казахстане, основана на Конституции  Республики Казахстан - Законе, имеющего высшую юридическую силу, пункт 4 статьи 26 которого гласит: «Каждый имеет  право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается».

    Основной импульс развитию малого предпринимательства придало принятие Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства», который обеспечил дальнейшее усиление государственной поддержки малого бизнеса и обусловил принятие других нормативных правовых актов в этой области.

    С начала 90 годов, времени зарождения отечественного малого бизнеса, периодически изменялись организационно-правовые формы, критерии отнесения предприятий к субъектам  малого предпринимательства, система  учета и отчетности, нормативно-законодательная база. Проведенные исследования показывают, что основными тенденциями развития малого предпринимательства в Казахстане являются:

Информация о работе Формы предпринимательской деятельности