Государственная поддержка малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес в большинстве стран пользуется поддержкой государства. Так например, в нашей стране действует закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который определяет меры по стимулированию развития малого предпринимательства. Вышесказанное подтверждает актуальность данной проблемы, и обосновывает выбор данной темы для курсовой работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…..3

1 Малое предпринимательство в современной рыночной экономике……………...5

1.1 Понятие малого бизнеса, значение и задачи малого предприятия……………...5

1.2 Характерные особенности малого предпринимательства……………………...10

2 Развитие малого предпринимательства……………………………………...…....15

2.1 Зарубежный опыт развития малого бизнеса…………………………………….15

2.2 Малый бизнес в Российской Федерации………………………………………...19

2.3 Проблемы развития малого предпринимательства и пути их преодоления в России………………………………………………………………………………….22

3 Государственная поддержка малого предпринимательства………….……….....26

3.1 Государственная политика в области малого предпринимательства………....27

3.2 Участие государственных органов и фондов поддержки малого предпринимательства в его развитии……………………………………………......29

3.3 Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности малых предприятий…………………………………………………………………………...31

3.4 Система законодательных актов, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства………………………………………………………...34

Заключение……………………………………………………………………………38

Список использованных источников……………………………………………......40

Работа содержит 1 файл

Курсовая Хизир.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Кубанский социально-экономический  институт 
 

Специальность_______________________________________________________ 
 

Предмет_____________________________________________________________ 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

На  тему_____________________________________________________________ 

_____________________________________________________________________

  
 
 
 

       

                  Студента(ки)_____курса  ОДО 

                  _________________факультета 

                  группы______________________ 

                  Ф.И.О. ст.__________________ 

                  № зачетки__________________ 

                  Преподаватель______________ 
                   
                   
                   

      Краснодар, 2008

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………….…..3

1 Малое предпринимательство в современной рыночной экономике……………...5

1.1 Понятие  малого бизнеса, значение и  задачи малого предприятия……………...5

1.2 Характерные особенности малого предпринимательства……………………...10

2 Развитие  малого предпринимательства……………………………………...…....15

2.1 Зарубежный опыт развития малого бизнеса…………………………………….15

2.2 Малый  бизнес в Российской Федерации………………………………………...19

2.3 Проблемы  развития малого предпринимательства  и пути их преодоления в  России………………………………………………………………………………….22

3 Государственная  поддержка малого предпринимательства………….……….....26

3.1 Государственная политика в области малого предпринимательства………....27

3.2 Участие  государственных органов и фондов  поддержки малого предпринимательства  в его развитии……………………………………………......29

3.3 Упрощенная  система налогообложения, учета  и отчетности малых предприятий…………………………………………………………………………...31

3.4 Система  законодательных актов, направленных  на развитие и поддержку малого  предпринимательства………………………………………………………...34

Заключение……………………………………………………………………………38

Список  использованных источников……………………………………………......40 
 

     Введение 

     В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические  данные, характеризующие влияние малого предпринимательства на экономическое и социальное развитие государства.

     Цель работы - анализ состояния малого бизнеса в России и зарубежных странах, оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.

     Экономический интерес, энергия и изобретательность  предприимчивых людей активно содействовали  прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых  государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

     Как показывает опыт развитых стран, малое  и среднее предпринимательство  играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

     Во  всех экономически развитых странах  государство оказывает большую  поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все  больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

     Малый бизнес в большинстве стран пользуется поддержкой государства. Так например, в нашей стране действует закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который определяет меры по стимулированию развития малого предпринимательства. Вышесказанное подтверждает актуальность данной проблемы, и обосновывает выбор данной темы для курсовой работы. 

     1 Малое предпринимательство в современной рыночной экономике

     1.1 Понятие малого бизнеса, значение  и задачи малого предприятия 

     Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях [1, c. 513-517].

     При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные.

     В Великобритании отнесение предприятий  к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.

     Во  Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности - 500 чел.

     В Швеции система отнесения предприятий  к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.

     В Германии определенное понятие о  малом бизнесе отсутствует, но в  соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств [9, с. 132].

     В Соединенных Штатах Америки федеральным  законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

  • наименьшие -1-24 занятых;
  • малые - 25 - 99 занятых;
  • промежуточные - 100 - 499 занятых;
  • крупные - 500 - 999 занятых;
  • крупнейшие - 1000 и более занятых [13, с. 181].

     Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

     В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках [13, с. 181].

       В странах Евразийского экономического сообщества, куда входят республика Беларусь, Российская Федерация, республика Казахстан, Кыргызская республика и республика Таджикистан, развитие малого предпринимательства  ещё не достигло уровня развитых в рыночном отношении стран. Доля населения, занятого в малом бизнесе, ещё весьма незначительна и составляет всего от 5% (Таджикистан) и до 10,2% (Россия).

     В России под субъектами малого предпринимательства  понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

- в промышленности - 100 человек;

- в строительстве - 100 человек;

- на транспорте - 100 человек;

- в сельском хозяйстве - 60 человек;

- в научно-технической сфере - 60 человек;

- в оптовой торговле - 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

     В Федеральном Законе «О государственной  поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица [1, c. 513].

     Не  так давно было замечено, что, начиная  с определенного момента, все  больше и больше размеры предприятия  означают повышение средних общих  издержек. Экономисты определили это  как отрицательный эффект роста масштабов производства или «эффект масштаба». Положительный эффект масштаба довольно подробно изучен. Отрицательная стороны «эффекта масштаба» вызвана определенными управленческими трудностями, возникающими при попытке эффективно контролировать и координировать деятельность компании, превратившейся в крупномасштабное производство. Еще Питерс и Уотермен отмечали, что, по их наблюдениям, организации с числом занятых более 500 человек становятся плохо управляемыми, неповоротливыми, невосприимчивыми к нововведениям и не реагируют на возникающие проблемы. В результате страдают эффективность и растут средние издержки производства [17, с. 57].

     Данные  рассуждения логически подводят к выводу о том, что положительные  и отрицательные эффекты масштаба являются важнейшими факторами, определяющими структуру экономики. Это нужно учитывать экономическими и государственными структурами при формировании концепции управления малым бизнесом. Однако это не говорит о предпочтения крупного или мелкого производства. Их преимущества реализуются лишь в том случае, если правильно выбрана сфера деятельности и созданы условия для успешного функционирования.

     Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, - складывающаяся под влиянием многих факторов.

Информация о работе Государственная поддержка малого предпринимательства