Государственная поддержка малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес в большинстве стран пользуется поддержкой государства. Так например, в нашей стране действует закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который определяет меры по стимулированию развития малого предпринимательства. Вышесказанное подтверждает актуальность данной проблемы, и обосновывает выбор данной темы для курсовой работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…..3

1 Малое предпринимательство в современной рыночной экономике……………...5

1.1 Понятие малого бизнеса, значение и задачи малого предприятия……………...5

1.2 Характерные особенности малого предпринимательства……………………...10

2 Развитие малого предпринимательства……………………………………...…....15

2.1 Зарубежный опыт развития малого бизнеса…………………………………….15

2.2 Малый бизнес в Российской Федерации………………………………………...19

2.3 Проблемы развития малого предпринимательства и пути их преодоления в России………………………………………………………………………………….22

3 Государственная поддержка малого предпринимательства………….……….....26

3.1 Государственная политика в области малого предпринимательства………....27

3.2 Участие государственных органов и фондов поддержки малого предпринимательства в его развитии……………………………………………......29

3.3 Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности малых предприятий…………………………………………………………………………...31

3.4 Система законодательных актов, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства………………………………………………………...34

Заключение……………………………………………………………………………38

Список использованных источников……………………………………………......40

Работа содержит 1 файл

Курсовая Хизир.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

     С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные  фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

     С другой стороны, в последнее время  выявился небывалый рост мелкого  и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

     Возможность эффективного функционирования малых  форм производства определяется рядом  их преимуществ по сравнению с  крупным производством: близость к  местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т. д.. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

     В свою очередь развитие мелкого и  среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

     Большое значение имеет способность малых  предприятий расширять сферу  приложения труда, создавать новые  возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развёртывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

     Многие  экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса в развертывании  НТР. Наиболее значительную активность в области нововведений проявляют венчурные фирмы. Они успешно конкурируют с крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений научно-технического прогресса. Мелкие исследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом.

     1.2 Характерные особенности малого предпринимательства

 

     Формы предпринимательства тесно связаны  между собой, поэтому было бы неверно  пытаться абсолютизировать какую-то одну из них. Так, малое производство почти  всегда было связано узами кооперации с производством крупным. Не составляет в этом смысле исключения и нынешний этап развития экономики, когда эффективность функционирования крупного производства зависит от уровня и эффективности производств малых, и наоборот. Таким образом, оба вышеназванных сектора представляют собой единое целое. Малый бизнес, поэтому следует рассматривать не как противостоящий бизнесу крупному, а как дополняющий, работающий в контакте с ним, в том числе и на контрактной основе.

      Вместе  с тем малое предпринимательство  обладает рядом качественных особенностей, которые и предопределяют его место в экономике. Однако прежде чем говорить о них, необходимо ответить на вопрос: каковы критерии определения субъектов малого предпринимательства? Вопрос этот отнюдь не праздный, и от того, будет ли найден правильный ответ, зависит и судьба многих других проблем.  В этой связи представляется необходимым обратиться к мировому опыту решения данной проблемы.

      Сегодня в мире насчитывается более 50 статических  критериев отнесения предприятия  к группе малых. В самом общем  виде их можно подразделить на:

- качественные  критерии (простота системы управления, совмещение в одном лице функций  собственника и менеджера, обладание  небольшой долей рынка и небольшая  пространственная сфера деятельности, достаточно четко определенная  цель деятельности и т.д.)

- количественные  критерии (численность занятых на  предприятии, стоимость основного  капитала, объем продаж и т.п.)

Критерии  отнесения предприятия к малому предпринимательству существенно  разнятся при переходе от страны к  стране, а также от одной сферы приложения капитала к другой. Тем не менее, в практике любой страны чаще применяются именно количественные критерии.

      В Японии главными критериями определения  мелких предприятий являются величина капитала, численность рабочих и  отраслевая принадлежность.

      В Германии при отнесении предприятий  к сектору мелкого предпринимательства  применяются следующие критерии:

- единство  собственности и управления;

- так  называемая обозримость предприятия,  что позволяет достичь высокой  степени трудовой мотивации работников;

- особая  роль руководителя такого предприятия  (который оказывается непосредственно  включенным в процесс производства);

- так  называемое семейное ведение  дела;

- особый  характер финансирования (преимущественно  за счет банковских кредитов), что порождает нехватку капитала.

      В Великобритании используются критерии величины оборота, активов и средней  численности занятых.

Количественный  критерий положен в основу классификации  предприятий и в России. В соответствии с законом «О государственной  поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %  определенных законом предельных уровней.

      Из  критериев вытекают особенности  малых предприятий, преимущества и недостатки, закономерности развития.

      К преимуществам малых предприятий  можно отнести:

- дух  инициативы и динамизма, свободу  действий;

- гибкость, способность к оперативной перестройке  производства;

- специализацию;

- приближение  производства к потребителю;

- более  высокую оборачиваемость капитала;

- возможность  экономии на издержках производства (за счет экономии на административно-управленческих  расходах, более полного использования  ресурсов, низкого уровня запасов,  использования недорогих средств  производства, поддержания более низкого, чем на крупных предприятиях, уровня заработной платы и др.);

- преимущества  в управлении (простота коммуникации, возможность быстрой корректировки  действий и др.).

      Именно  их реализация обусловила возрастание  роли малого предпринимательства на Западе на нынешнем этапе НТР, когда начал действовать ряд факторов технологического, социального и экономического порядка.

Среди технологических факторов, обусловивших «предпринимательский бум», важнейшие:

- стремительный  прогресс техники в сочетании с широкими возможностями ее применения в самых различных областях;

- быстрое  моральное устаревание технологий;

- резкое  усиление технологической конкуренции  и др.

К социальным факторам, вызвавшим в последние 20 лет бурное развитие малого предпринимательства на Западе, следует отнести:

- изменение  стиля жизни и ценностных установок  некоторых социальных групп (например, молодежи);

- неудовлетворенность  определенной части работающих  социально-психологическим «климатом»  крупных иерархических структур;

- формирование  в общественном сознании привлекательного  образа предпринимателя и др.

Экономические факторы, способствовавшие «взрыву» малого предпринимательства  в странах  с развитой рыночной экономикой:

- усиление  дифференциации платежеспособного спроса, а также рост возможностей его удовлетворения;

- радикальные  организационно-технологические изменения,  повлекшие за собой изменение  соотношения крупного и мелкого  производств

- усиление  конкуренции между предприятиями  и, как следствие, рост потребности в диверсифицированном производстве, в обновлении форм организации производства, сбыта и финансирования, в быстрой реакции и приспособлении к изменению конъюнктуры рынка и спроса;

- появление  глобальной конкуренции и значительные  изменения в международном разделении труда, что усложняет и обостряет ситуацию на локальных рынках, побуждая предприятия искать новые возможности использования ресурсов;

- возникновение  и бурное развитие рынка венчурного  капитала;

- государственная  экономическая политика, нацеленная на поддержание конкурентных начал экономики и др.

     Однако  всегда следует помнить и о  слабых сторонах малого предпринимательства:

- небольшой  «запас прочности»;

- проблемы  финансирования;

- повышенный  риск;

- высокая  интенсивность труда и относительно низкая доходность.

     Но  особенности малого предпринимательства  обусловливают и определенные проблемы, которые необходимо решать комплексно, т.е. связывая их воедино.

 

      2 Развитие малого предпринимательства 

     Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль. Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта [10, с. 145] 

     2.1 зарубежный опыт развития малого бизнеса 

     Малые предприятия играют важную роль во всем мире. В последние несколько  лет в странах Западной Европы, в США и Японии большое значение приобрел малый бизнес (где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий). Основная масса их – это мельчайшие предприятия с числом работающих не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах. [6, с. 128]

     Малые предприятия эффективны не только в  потребительской сфере, но и как  производители отдельных узлов  и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы для развития экономики.

     Например, малые и средние фирмы США  производят 40% валового национального  продукта и половину валового продукта частного сектора. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса.

Информация о работе Государственная поддержка малого предпринимательства