Государственная поддержка малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес в большинстве стран пользуется поддержкой государства. Так например, в нашей стране действует закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который определяет меры по стимулированию развития малого предпринимательства. Вышесказанное подтверждает актуальность данной проблемы, и обосновывает выбор данной темы для курсовой работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…..3

1 Малое предпринимательство в современной рыночной экономике……………...5

1.1 Понятие малого бизнеса, значение и задачи малого предприятия……………...5

1.2 Характерные особенности малого предпринимательства……………………...10

2 Развитие малого предпринимательства……………………………………...…....15

2.1 Зарубежный опыт развития малого бизнеса…………………………………….15

2.2 Малый бизнес в Российской Федерации………………………………………...19

2.3 Проблемы развития малого предпринимательства и пути их преодоления в России………………………………………………………………………………….22

3 Государственная поддержка малого предпринимательства………….……….....26

3.1 Государственная политика в области малого предпринимательства………....27

3.2 Участие государственных органов и фондов поддержки малого предпринимательства в его развитии……………………………………………......29

3.3 Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности малых предприятий…………………………………………………………………………...31

3.4 Система законодательных актов, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства………………………………………………………...34

Заключение……………………………………………………………………………38

Список использованных источников……………………………………………......40

Работа содержит 1 файл

Курсовая Хизир.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

      Отсутствует система проведения глубокого анализа  деятельности малых предприятий. Нет  надлежащего учета результатов  их работы, практически отсутствует  отчетность по тем показателям, которые  дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

3. Еще  одна проблема – кадры. Часто  говорят, что предпринимателем  надо родиться.

        Против этого трудно возразить,  но нельзя не считаться:

- урожденных  предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу;

- им требуется все-таки приобрести определенный объем знаний, ведь обучают же урожденных спортсменов, ученых, музыкантов.

      Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом.

4. Непростая  проблема связана и с социальной  защитой предпринимательской деятельности [12, с. 36].

      Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального  обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалось практически подорванной. Требуется строить эту систему заново по отношению ко всему, а по отношению к предпринимателям – новому социальному слою – тем более.

      Общеизвестно, что снижение доходов населения  привело к значительному ухудшению структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания и оплату коммунальных услуг. То же касается малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа реформы было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, включая и наукоемкую, стало даже не то что неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, само его существование под вопросом. Анализируя проблемы, мы можем прийти к выводу, что они поддаются решению. Но для этого необходимо понять, что такое государственное регулирование и как с его помощью можно решить данные проблемы.

     3 Государственная поддержка малого  предпринимательства

     3.1 Государственная политика в области малого предпринимательства 

     Для оценки возможностей повышения темпов развития малого предпринимательства и влияния этого процесса на экономическую динамику в субъектах Российской Федерации рядом экономистов, например, В. Тихомировым, И. Тихомировой, А. Духон, предложено использовать региональные рейтинги инвестиционной и предпринимательской активности [14, с.45]. Для этого предусматриваются показатели, сочетающие основные экономические факторы (объем валового регионального продукта, объем произведенной малыми предприятиями продукции, число малых предприятий, величина инвестиций в основные фонды малых предприятий), социальные (среднедушевой доход, число безработных в регионе), демографические (плотность населения в регионе), институциональные (степень развития инфраструктуры и институтов рыночной экономики). На основе предложенных показателей разрабатываются рейтинги развития малого бизнеса по федеральным округам.

     Поддержка малого предпринимательства осуществляется в нескольких направлениях, направленных на решение основных проблем малого бизнеса. Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.

     Второе  направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).

     Третье  направление включает создание действенных  финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания  средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования и венчурного финансирования, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства.

     Если  индивидуальные предприятия в основном развиваются за счет собственных средств, то для более крупных предприятий малого бизнеса необходимо финансирование, за счет привлечения внешних источников средств. В этом случае возникают определенные проблемы. На получение полноценного банковского кредита могут рассчитывать далеко не все малые предприятия. Для положительного решения чаще всего требуется успешное ведение бизнеса не менее полугода, а чаще всего 9 месяцев или год. Вложенный собственный капитал, прозрачность бизнеса, поставленный учет, перспективы развития, реальные источники погашения кредита. Если предприниматель может применить эти термины к своему бизнесу, тогда вероятность получения кредита высока.Таким образом, кредитуются в основном компании, успешно работающие на рынке, а для начинающих стоит порой непреодолимая проблема – отсутствие начального капитала. Отсюда следует, что одно из основных направлений поддержки малого бизнеса должно проходить в обеспечении предприимчивых людей финансированием в начальный период деятельности, что может быть обеспечено государством за счет принятия программ по поддержке малого бизнеса. Это позволит увеличить количество малых предприятий, что положительно скажется на экономике страны.

     В настоящее время наблюдается  положительная тенденция в данном направлении. Банковские требования к "малым" заемщикам постоянно снижаются. Многие уже не настаивают на открытии счетов и переводе оборотов фирмы в свой банк, не требуют бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Снижаются также минимальные размеры ссуд и ставки кредитования. Хотя, в ближайшей перспективе ставки кредитования заемщиков малого бизнеса вряд ли опустятся ниже 15-16%. Кредитование малого бизнеса предполагает определенный риск и высокие издержки, банки закладывают все это в процентную ставку. С другой стороны, рост конкуренции неизбежно ведет к снижению процента. Возможно, создание кредитного бюро или законодательные налоговые изменения, позволяющие легализоваться малому бизнесу, могли бы еще больше способствовать этому [8, cтр.6-7].

     Итак, одним из наиболее важных направлений государственной поддержки я является льготное кредитование. Поэтому законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» предусмотрено льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства с компенсацией соответствующей разницы кредитным и страховым компаниям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства.

      Кроме льготной кредитной политики применяется  и льготное налогообложение. Законами Российской Федерации устанавливаются льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций.

      Большую роль в государственной поддержке  малого бизнеса должны сыграть государственные  и муниципальные фонды. Фонды поддержки малого предпринимательства могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка.

    3.2 Участие  государственных органов и фондов поддержки малого предпринимательства в его развитии

 

     В соответствии с Законом от 14 июня 1995 года «О государственной поддержке  малого предпринимательства» федеральные  органы исполнительной власти разрабатывают  и представляют в Правительство Российской Федерации Федеральную программу развития и государственной поддержки малого предпринимательства, которая после утверждения согласно требованиям Бюджетного кодекса РФ вносится в Государственную Думу как составная часть проекта федерального бюджета на предстоящий год. [1, с.513-517]

     Кроме того, согласно названному выше закону Правительство Российской Федерации  создало Федеральный фонд поддержки  малого предпринимательства.

     Государственными  и муниципальными фондам поддержки  малого предпринимательства являются также фонды, в уставном капитале которых участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований составляет не менее 50 %.

     Фонды имеют право на предоставление субъектам  малого предпринимательства, льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность.

     Связующим звеном между государственными и  муниципальными органами, занимающимися  развитием и поддержкой малого предпринимательства, и малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями – это некоммерческие организации (союзы, ассоциации и т.п.).

     Сегодня поддержку малому предпринимательству  в России стремится оказывать  ряд предпринимательских ассоциаций и объединений (в том числе  путем представления интересов российского предпринимательства в органах государственной власти).

     Среди отечественных негосударственных  организаций, занимающихся поддержкой малого предпринимательства, наиболее известны Российское агентство поддержки  малого и среднего бизнеса, Морозовский проект, ассоциация «Технопарк»  и Торгово-промышленная палата РФ.

     Морозовский проект – широкомасштабная программа  развития предпринимательской активности путем подготовки и переподготовки предпринимательских кадров; содействия в разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, соответствующих мировым стандартам; отбора наиболее перспективных из них и поиска потенциальных инвесторов для финансирования отобранных проектов; информационной поддержки предпринимателей и инвесторов и др. Реализуются цели и задачи Морозовского проекта через систему взаимодействия вузов – учредителей Академии менеджмента и рынка и сети учебно-деловых и опорных центров во многих регионах России.

     Перспективная цель Морозовского проекта – создание системы поддержки малого предпринимательства в регионах России.

     Другой  пример общественной организации, оказывающей  всестороннюю поддержку отечественным  предпринимателям – Торгово-промышленная палата РФ, свыше 80 % членской базы которой  составляют малые и средние предприятия.

     Среди конкретных примеров поддержки отечественного малого бизнеса ТПП можно назвать участие в подготовке федеральной и региональных программ развития малого бизнеса , в обсуждении Налогового кодекса и федерального бюджета. ТПП категорически возражает против отмены так называемых налоговых каникул для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса, считает недопустимым тот факт, что в федеральном бюджете на 1998 год не предусмотрено было выделение средств на нужды малого предпринимательства и другое.

     Нельзя  не упомянуть о различных международных программах поддержки российского предпринимательства. В роли «доноров» выступают правительства зарубежных стран и международные финансовые институты (Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития). Поддержка оказывается в виде консультаций, а также различных форм финансирования.

     Так, по данным группы поддержки программ Большой семерки в России со стороны  стран и организаций-доноров приходится примерно 2,6 млрд. долларов [4, с. 46]. 

    3.3 Упрощенная  система налогообложения, учета и отчетности малых предприятий 

Информация о работе Государственная поддержка малого предпринимательства