Индикативное планирование социально-экономического развития РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:06, реферат

Описание работы

Индикативное планирование - это один из методов менеджмента (управления) на макроуровне. Оно представляет собой выработку научно обоснованных целей и приоритетов социально-экономического развития Казахстана, системы параметров (индикаторов), соответствующих этим целям и приоритетам, и способов их достижения.

Работа содержит 1 файл

ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.docx

— 20.02 Кб (Скачать)

         Министерство  образования и науки Республики Казахстан

Западно-Казахстанскии Государственный Университет им. М. Утемисова 
 
 
 
 
 
 

     Реферат

     На  тему:

     «ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнил: студентка группы 09310

     Адушева Л.А

                                                                         Проверил: Трибунский В.С 
 
 
 
 
 
 
 

     г.Уральск-2011г.

     Индикативное планирование - это один из методов менеджмента (управления) на макроуровне. Оно представляет собой выработку научно обоснованных целей и приоритетов социально-экономического развития Казахстана, системы параметров (индикаторов), соответствующих этим целям и приоритетам, и способов их достижения.

     Индикативный  алан обосновывает направления и  методы реализации государственной  социально-экономической политики в условиях рыночной экономики при  соблюдении прав и интересов регионов, предприятий и всех граждан республики.

       Индикативный план разрабатывается  в целом по республике, министерствам,  ведомствам, национальным компаниям  в разрезе отраслей народного  хозяйства и форм собственности.  Планы названных структур управления  должны содержать информацию  в разрезе отраслей народ­ного хозяйства, областей и крупных городов.

       Система   индикативных   планов   включает   стратегический (долгосрочный), среднесрочный (основной) и текущий  (годовой) планы.

       Стратегический план разрабатывается  на 10-15 лет и определяет долгосрочные  цели, задачи и приоритеты развития  экономики республики, этапы достижения  и необходимые изменения в  социально-экономической политике.

       Среднесрочный  план  (до  5  лет)  определяет социально-экономическую  политику и систему регуляторов,  направленных на реализацию долгосрочных  целей и задач на соответствующем  этапе развития обеспечивает  конкретизацию параметров, заложенных в стратегическом плане и отражает в количественном выражении комплекс мероприятий в экономике и социальной сфере.

       Текущий (годовой) план направлен  на достижение текущей макро-экономической сбалансированности, уточнение системы регуляторов и конкретных мер в соответствии с направлениями экономической политики и с учетом хозяйственной ситуации.

 Стратегический  план включает следующие разделы:

- анализ  социально-экономической ситуации;

- концепция  социально-экономического развития;

- основные  макроэкономические показатели;

- национальные  программы.

       Анализ социально-экономической  ситуации должен раскрывать состояние  производственного потенциала, внутренних  и внешних тенденций развития  экономики, результативности системы  государственных регуляторов, качественного  содержания и динамики производительных  сил, а также факторов, влияющих  на эти процессы, и сопоставления  с развитием мировой экономики.

       В концепции социально-экономического  развития обосновываются цели  и приоритеты государственной  социально-экономической политики, способы их достижения в виде  рекомендуемых мер прямого и  косвенного государственного регулирования.

       В концепции социально-экономического  развития обосновывается перечень  национальных программ, направленных  на реализацию по­ставленных целей.

       Основные макроэкономические показатели  содержат прогнозируемые темпы  экономического роста, структуру  общественного производства, основные  народнохозяйственные пропорции, оценку финансовых возможностей государства, предприятий и населения.

     Одной из управленческих функций б. Министерства экономики и торговли Республики Казахстан являлась разработка индикативного  плана социально-экономического развития РК, в том числе развернутого плана  мероприятий Правительства РК по углублению реформ. Правительство РК твердило порядок разработки и реализации индикативных планов и Минэкономики представило проект на 1997 год в  Правительство РК.

       Кабинет Министров РК утвердил (сентябрь 1996г) индикативный план  социально-экономического развития  РК и основные показатели прогноза. Одновременно были разработаны  отраслевые и региональные индикативные  планы.

       Индикативный план социально-экономического  развития Казахстана разработан  на 1996-2000 годы. Он содержит аналитическую  часть, которая охватывает итоги  реформирования экономики Казахстан  в 1990-1995 годах. Дан подробный  анализ эволюции процесса реформ  в республике, макроэкономическому  аспекту, производственной и социальным  сферам, системным преобразованиям  и состоянию платежного баланса.

       Всесторонний и скрупулезный  анализ социально-экономического  развития республики, наметившиеся  тенденции в этом процессе  позволили прогнозировать основные  цели, задачи и направления экономической  политики на 1996-2000 годы. По этому индикативному плану сохраняется стратегическая цель интенсивного развития экономики, преодоления структурного и технического отставания, эффективного использования национальных преимуществ республики. Эти преимущества заключаются в достаточно высоком по сравнению со многими странами мира уровне образования, в богатых минерально-сырьевых и земельных ресурсах.

  Основной целью первого этапа (199б-1998гг.) определено преодоление падения жизненного уровня населения и создание реальных предпосылок его дальнейшего подъема. На этом этапе намечено решение вопросов институциональных преобразований, создания необходимых элементов рыночной инфраструктуры.

       На втором этапе (1999-2000 гг.) предусматривается  создание предпосылок для оживления  экономического роста и структурной  перестройки экономики, что станет  основой для быстрого развития  производства в последующие годы. Намечаемое оживление в инвестиционной  деятельности республики в силу  продолжительности инвестиционного  цикла сможет принести реальную  отдачу в виде прироста производства  продукции и услуг только в  последующие два - три года.

       Определенные выше цели конкретизируются  в задачах, выполняемых на двух  этапах. На первом этапе ими  являются:

- обеспечение  политической и социальной стабильности  в стране;

- достижение  устойчивой макроэкономической  стабильности, подавление инфляции, создание реальных предпосылок  оживления экономики дальнейшего  экономического роста;

- обеспечение  стабильности курса тенге, его  конвертируемости;

- совершенствование  и обеспечение стабильности налоговых  и таможенных режимов; укрепление  позиции частного банковского  сектора, способного гарантировать  инвестиции;

- реформирование  предприятий, включающее комплекс  мер по техническому перевооружению, ресурсосбережению, совершенствованию  организации производства, торговли  и управления;

- создание  стимулирующих условий для более  активного и динамичного развития  частного предпринимательства и  формирования конкурентной среды;

- создание  системы информационных услуг;

- создание  условий для увеличения притока  прямых иностранных инвестиций, повышение эффективности использования  привлекаемого иностранного капитала;

- совершенствование  порядка регулирования и контроля  цен на продукцию предприятий  монополистов;

- совершенствование  системы оплаты труда и социальной  защиты населения и ряд других  задач.

 На втором  этапе социально-экономического  развития республики в соответствии  с его целью сформированы следующие  задачи:

- активизация  государственной поддержки структурной  перестройки экономики посредством  стимулирования инвестиций в  высокоэффективные, экспортно-ориентированные  производства;

-    обеспечение положительного платежного  баланса страны;

 -  целенаправленное и всестороннее развитие широкой системы рынков (товарного, финансового, труда, недвижимости и жилья, работ, услуг, информации, инвестиций и др.);

-   проведение  активной социальной политики  с учетом интересов различных  групп и слоев населения;

 -  решение проблемы отношений собственности в социальной сфере-развитие системы страховой медицины, частной медицинской практики, платного образования, индивидуальных пенсионных фондов и др.

       В 1996-2000 годах в качестве главных  приоритетов остаются отрасли  жизнеобеспечения и экспортоориентированные производства.

  Индикативный план социально-экономического развития Казахстана содержит важнейшие целевые индикаторы развития экономики. Так, в 2000 году по сравнению с 1995 годом валовой внутренний продукт составит 115%, продукции промышленности - 114%, в т.ч. добыча нефти - 168%, продукция сельского хозяйства 122%, в том числе производство зерна - 2,1%, инвестиции (всего) - 182%, в том числе иностранные - 3,1%, внутренние - 132%, объем внешнеторгового оборота - 122%, в том числе - экспорт 131%, импорт - 112%; производство товаров народного потребления - 131%; реальная средняя заработная плата работников в народном хозяйстве - 114%. Таким образом, за пятилетие произойдут качественные сдвиги в социально-экономическом развитии республики и коренном улучшении макроэкономических показателей.

       В перспективном индикативном  плане содержатся проблемы ре-тонального  развития. В частности, в нем  записано, что "региональная политика  государства будет строиться  на разумном сочетании различных  подходов к разным типам регионов  в целях более полного раскрытия их потенциала, их использование позволит ускоренными темпами интегрировать экономику республики в мировое хозяйство".

       Достоинством плана следует считать, что он четко разграничивает функции между республиканским и региональным уровнями управления и хозяйствования в реализации основных направлений экономической политики республики. Например, республиканские органы будут заняты выработкой концептуальных и стратегических положений региональной политики государства с учетом перспективных и текущих задач экономического развития; определением важнейших направлении и пропорций территориального развития, исходя из макроэкономических и отраслевых приоритетов перспективного развития хозяйства республики; решением региональных проблем, носящих межрегиональный или общереспубликанский характер.

Информация о работе Индикативное планирование социально-экономического развития РК