Инновационная политика предприятия

Автор: k********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 21:08, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучить и раскрыть сущность инновационной политики предприятия, а также рассмотреть основные проблемы внедрения инноваций в России и за рубежом.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
1. Изучить сущность и классификацию инноваций, их жизненный цикл;
2. Рассмотреть содержание инновационной деятельности;
3. Изучить инновационную стратегию и инновационную политику предприятия: факторы, оказывающие влияние на формирование инновационной политики, формы её реализации;
4. Рассмотреть основные проблемы внедрения инноваций в России и за рубежом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы инновационной политики предприятия …………..5
1.1. Сущность и классификация инноваций……………………………..5
1.2. Содержание инновационной деятельности…………………………7
1.3. Жизненный цикл инноваций…………………………………………8
2. Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия……..12
2.1. Факторы, оказывающие влияние на формирование инновацион-
ной политики на предприятии, а также факторы, способствующие
её реализации……………………………………………………………...15
2.2. Формы реализации инновационной политики предприятия……...17
3. Проблемы внедрения инноваций в России………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

реферат по предпринимательству.doc

— 481.50 Кб (Скачать)

ФГАОУ ВПО  «Уральский федеральный университет  – УрФУ

имени первого  президента России Б.Н.Ельцина»

Институт  дополнительного образования и  профессиональной переподготовки 

Центр дополнительной профессиональной переподготовки 
 
 
 
 

Реферат на тему: 

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 

Дисциплина: основы предпринимательской деятельности и экономика предприятия 
 
 
 
 
 
 

              Выполнил: студентка группы П-09-2 

                Пылаева О.А. 
               

              Проверил: Намятова Л.Е. 
               
               
               
               
               
               
               

Екатеринбург

2011 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 

1. Теоретические основы инновационной политики предприятия …………..5

    1.1. Сущность и классификация инноваций……………………………..5

    1.2. Содержание инновационной деятельности…………………………7

    1.3. Жизненный цикл инноваций…………………………………………8

2. Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия……..12

    2.1. Факторы, оказывающие влияние на формирование инновацион-

    ной политики на предприятии, а также факторы, способствующие

    её  реализации……………………………………………………………...15

    2.2. Формы  реализации инновационной политики  предприятия……...17

3. Проблемы  внедрения инноваций в России………………………………….21 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...………………………………………….26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     В условиях рыночной экономики успешное функционирование предприятий во многом обусловлено эффективной работой инновационного механизма их развития, соединяющего в себе развитие научной идеи, прикладную разработку на ее основе и внедрение результата в производство. Исследование хозяйственной практики свидетельствует о том, что значение инновационной деятельности в современных условиях постоянно возрастает.

       Между тем статистические данные  последних лет подтверждают тот  факт, что отечественные предприятия испытывают серьезный кризис в инновационной сфере, и если не предпринимать активных мер по его преодолению, как со стороны государства, так и со стороны руководства самих предприятий, неблагоприятные последствия в ближайшем будущем будут еще более значительными. В этой связи необходимо отметить особое значение своевременного формирования и планомерного использования рациональных методов организации инновационной деятельности с целью повышения ее эффективности. А также следует акцентировать внимание на том, что в нынешних условиях инновационной деятельностью вынуждены заниматься буквально все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

     В связи с этим актуальность темы работы и её значимость связаны с необходимостью проведения эффективной инновационной политики на  предприятиях с целью достижения более высоких результатов хозяйствования, в частности повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках. Ведь только те предприятия, которые как минимум не отстают от мировых тенденций развития науки и техники могут выжить в современных условиях.

     Цель  данной работы – изучить и раскрыть сущность инновационной политики предприятия, а также рассмотреть основные проблемы внедрения инноваций в России и за рубежом.

     В соответствии с целью определены следующие задачи:

     1. Изучить сущность и классификацию инноваций, их жизненный цикл;

     2. Рассмотреть содержание инновационной деятельности;

     3. Изучить инновационную стратегию и инновационную политику предприятия: факторы, оказывающие влияние на формирование инновационной политики, формы её реализации;

     4. Рассмотреть основные проблемы  внедрения инноваций в России  и за рубежом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические основы инновационной политики предприятия
 

     1.1. Сущность и классификация инноваций 

     Предприятие - базовое звено экономики. Процесс внедрения инноваций охватывает все стороны его деятельности. Сам поиск эффективных организационных форм управления инновациями основывается на умелом сочетании научно-инновационных и рыночных факторов. Внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность.

     Итак, инновационная деятельность - деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (работ, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках [6, с. 397].

     Следует различать понятия «новшество»  и «инновация»

     Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ  в какой-либо сфере деятельности с целью повышения её эффективности. Новшества могут оформляться  в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, организационную, производственную или другую структуру и т. п. Вложение инвестиций в разработку новшества - половина дела. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т.е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затем продолжить распространение инновации.

     Таким образом, инновация - конечный результат внедрения новшества в целях изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

     Различают технологические, продукт-инновации, процесс-инновации [6, с. 409].

     Под технологическими инновациями подразумевается деятельность предприятия, связанная с разработкой и освоением новых технологических процессов [1, с. 276].

     Продукт-инновация  включает разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов. При этом предприятие стремится к производству принципиально новой продукции, для которой предполагаемая область применения (или использования), функциональные характеристики, признаки, конструктивное выполнение, дополнительные услуги, а также состав применяемых материалов и компонентов новые или в значительной степени отличающиеся от ранее выпускавшейся продукции.

     Такие инновации, как правило, основаны на принципиально новых технологиях  или на сочетании новых применений действующих технологий.

     Процесс-инновация  предполагает разработку и освоение новых или значительное изменение существующего производственного процесса или их совокупность. Процесс-инновация может также представлять собой новые или усовершенствованные методы производства, уже реализованные в производственной  практике других предприятий, и распространяемые улучшенные производственные методы, включающие применение нового, более современного производственного оборудования, новых методов организации путем технологического обмена (лицензии, ноу-хау, консультации и т.п.).

     Всё многообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков (рис. 1.).

     Рис.1. Классификация инноваций [9, с. 237] 

    1. Содержание  инновационной деятельности
 

     Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает [7, с. 187]:

  • проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;
  • подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;
  • разработку технологического процесса изготовления новой продукции;
  • проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;
  • разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;
  • исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;
  • подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;
  • проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;
  • организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т.д.
 

     1.3. Жизненный цикл инноваций 

     Жизненный цикл инновации определяется как  промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта, и представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий его создания.

     Обобщенная  схема жизненного цикла инновации представлена на рис.2.

     Рис.2. Обобщенная схема жизненного цикла инноваций [7, с. 189] 

     Итак, инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих:

  • зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;
  • рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);
  • зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж);
  • насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж);
  • упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка).

     С позиций инновационной деятельности целесообразно различать как  жизненные циклы производства, так и жизненные циклы обращения новшества.

     Рис.3. Жизненный цикл производства

     инновационного  продукта [8, с. 231] 

     Первая  стадия – внедрение новшества  – является наиболее трудоемкой и  сложной. Именно здесь велик объем  расходов на освоение производства и выпуск опытной партии нового товара. На первой стадии воспроизводится и совершенствуется технология, отрабатывается регламент производственного процесса, И именно на данной стадии наблюдается высокая себестоимость продукции и незагруженность мощностей.

     Вторая  стадия – стадия промышленного освоения производства – характеризуется  медленным и растянутым во времени  наращиванием выпуска продукции.

     Третья  стадия – стадия подъема – отличается быстрым наращиванием производства, значительным увеличением загрузки производственных мощностей, отлаженностью технологического процесса и организации производства.

Информация о работе Инновационная политика предприятия