Инновационная политика предприятия

Автор: k********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 21:08, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучить и раскрыть сущность инновационной политики предприятия, а также рассмотреть основные проблемы внедрения инноваций в России и за рубежом.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
1. Изучить сущность и классификацию инноваций, их жизненный цикл;
2. Рассмотреть содержание инновационной деятельности;
3. Изучить инновационную стратегию и инновационную политику предприятия: факторы, оказывающие влияние на формирование инновационной политики, формы её реализации;
4. Рассмотреть основные проблемы внедрения инноваций в России и за рубежом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы инновационной политики предприятия …………..5
1.1. Сущность и классификация инноваций……………………………..5
1.2. Содержание инновационной деятельности…………………………7
1.3. Жизненный цикл инноваций…………………………………………8
2. Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия……..12
2.1. Факторы, оказывающие влияние на формирование инновацион-
ной политики на предприятии, а также факторы, способствующие
её реализации……………………………………………………………...15
2.2. Формы реализации инновационной политики предприятия……...17
3. Проблемы внедрения инноваций в России………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

реферат по предпринимательству.doc

— 481.50 Кб (Скачать)

     Четвертая стадия – стадия зрелости и стабилизации – характеризуется устойчивыми  темпами наибольших объемов выпуска  продукции и максимально возможной загрузкой производственных мощностей.

     Пятая стадия – стадия увядания или упадка – связана с падением загрузки мощностей, сворачиванием производства данного товара и резким уменьшением  товарных запасов вплоть до нуля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия 

     Инновационная деятельность предприятия проявляется, прежде всего, в выработке и реализации инновационной стратегии и инновационной  политики.

     Инновационная стратегия – это система целей  долговременного развития предприятия и мер по их достижению на основе инноваций.

     Она может быть агрессивной и оборонительной [2, c. 178]. Под агрессивностью понимается степень перемен, обеспечиваемых инновациями, скорость их внедрения и частота сменяемости. Под оборонительной стратегией понимается внедрение инноваций по необходимости, в порядке следования за лидером. Наибольшее повышение конкурентоспособности продукции и предприятия обеспечивает агрессивная стратегия.

     Также различают новаторскую, имитационную и венчурную стратегии. Новаторская стратегия направлена на обеспечение высокой конкурентоспособности продукции путём самостоятельной разработки и внедрения инноваций большой степени радикальности с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла инновации. Эта стратегия связана с различными рисками, основными из которых являются [2, c. 178]:

     1) инновационный риск, определяемый  ошибочностью идеи инновации,  недостижением предполагаемого  результата, моральным старением  инноваций, особенно радикальных;

     2) технологический риск, связан с тем, что даже при успешном испытании инновация может быть неэффективной в производстве вследствие увеличения периода освоения, неточности в оценке ожидаемых затрат и т. д.;

     3) коммерческий риск – связан  с неопределённостью результатов больших затрат на маркетинг продукта радикальной инновации вследствие конкуренции, а также действия других рыночных факторов;

     4) финансовый риск – связан с  возможностью ошибок в оценке  единовременных затрат (инвестиций) и будущих доходов; он аккумулирует в себе все вышеперечисленные виды рисков и другие риски (политический, страновой и т. д.).

     Имитационная  стратегия направлена на использование  уже известных продуктовых, технологических  и других инноваций с незначительным их усовершенствованием. Она предусматривает разработку с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла инновации, за исключением этапов НИОКР, конструкторской и технологической подготовки (начинается с разработки проекта и строительства). При данном виде стратегии значительно снижаются технологический, коммерческий, инновационный и финансовый риски, что обусловливает широкое её использование в мировой практике.

     Венчурная стратегия предполагает использование  предприятием инновационных разработок венчурных предприятий. Венчурные предприятия занимаются разработкой инноваций в быстро развивающихся отраслях промышленности, охватывая стадию разработки (НИОКР, подготовка конструкторской, технологической и проектной документации) и фазу внедрения (классический венчур). Эти предприятия могут также сопровождать разработанную инновацию в производстве на предприятии-потребителе (венчур сопровождения). В первом случае (классический венчур) венчурное предприятие несёт весь инновационный риск, а во втором (венчур сопровождения) – также часть технологического риска. Поэтому предприятия, использующие венчурную стратегию, связаны с меньшими рисками по сравнению с другими стратегиями.

     Инновационная стратегия предприятия реализуется  инновационной политикой. Инновационная  политика предприятия представляет собой определение целей инновационной стратегии и создание механизма поддержки приоритетных программ и проектов предприятия.

     При разработке инновационной политики могут использоваться два подхода [2, c. 179]:

     1. Целью инноваций является получение значительной прибыли на определённом отрезке времени за счет «пионерства» в какой-либо области. При этом внедрение инновации и её последующее распространение связывается с возможностью значительного снижения себестоимости и роста спроса на продукцию.

     2. Целью внедрения является завоевание (закрепление) небольшого сегмента  рынка с минимальной прибылью  с последующим увеличением доли  на рынке и прибыли. 

     При разработке инновационной политики затрагиваются следующие области  деятельности:

     – исследования и разработки (поисковые, фундаментальные, прикладные исследования, ОКР, опытное производство и распространение инноваций);

     – повышение качества и сертификация продукции;

     – обновление производственной базы (техническое  перевооружение);

     – создание, поддержание и развитие научно-технологического потенциала предприятия;

     – освоение рынка инноваций (разработка мероприятий, связанных с маркетинговой  политикой).

     При формировании инновационной политики инновация рассматривается с  двух позиций:

     1. Наличие новых значимых технических решений, способных обеспечить рыночный успех;

     2. Наличие специфических потребительских  свойств (внешний вид, форма  и т. д.), способных обеспечить  успех при отсутствии значимых  технологических решений. 

     Целью инновационной политики является создание условий для обеспечения эффективной деятельности предприятия на основе повышения его конкурентоспособности и конкурентоспособности продукции.

     Для обеспечения высокой эффективности  инновационной политики при её проведении должны соблюдаться следующие принципы:

     – целенаправленность, т. е. ориентация на достижение стратегических и тактических  целей предприятия;

     – приоритетность – выбор важнейших  направлений деятельности в настоящее  время с учётом возможностей предприятия;

     – альтернативность проектных решений  – разработка различных вариантов  и выбор наилучшего из них;

     – комплексность – охват инновациями  смежных сфер деятельности;

     – обоснованность – обоснование научно-технического, социального, экологического, экономического эффектов с учётом факторов внешней среды;

     – адаптивность – корректировка плана  проведения инновационной политики и отдельных проектов в связи  с изменением факторов внешней среды.  

     2.1. Факторы, оказывающие влияние на формирование инновационной политики на предприятии, а также, способствующие её реализации 

     Инновационная политика формируется и корректируется под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды предприятия.

     Внешняя среда – это совокупность хозяйствующих  субъектов и движущих сил, оказывающих влияние посредством факторов макросреды, подразделяемых на факторы прямого и косвенного влияния.

     Факторы прямого влияния включают законы, учреждения государственного регулирования, поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, торговых, транспортных посредников. К факторам косвенного влияния относятся состояние национальной экономики страны, НТП, политические, демографические, социальные факторы.

     Внутренняя  среда – это совокупность субъектов  и движущих сил предприятия, позволяющих  установить успешные взаимоотношения с поставщиками ресурсов и потребителями продукции. К факторам внутренней среды, оказывающим влияние на проведение инновационной политики, относятся:

     – материало-, энерго- и фондоёмкость производства;

     – технический уровень, наукоёмкость производства, состояние научно-технического потенциала;

     – степень износа основных фондов и  т. д.

     Основными факторами, способствующими реализации инновационной политики предприятия, являются:

     – наличие резервов финансовых и материально-технических  ресурсов на предприятии;

     – высокий уровень научно-технологического потенциала предприятия;

     – наличие на предприятии системы управления качеством на основе международных стандартов ISO;

     – наличие системы материального  и морального стимулирования инновационной  деятельности;

     – наличие оптимальной законодательно базы и государственная поддержка  проведения инновационной политики.

     Повышение конкурентоспособности продукции  вследствие проведения мероприятий  инновационной политики можно охарактеризовать с помощью следующих показателей [7, c. 46]:

     1. Уровень технологического развития (отношение объёма продукции,  произведенной по отдельным видам  технологий (по высоким, новым,  традиционным) к общему объёму  реализованной продукции);

     2. Уровень экспортной ориентации (отношение объёма продукции, реализованной на отдельных сегментах рынка (на мировом, внутреннем) к общему объёму реализованной продукции);

     3. Уровень сертификации (отношение  объёма продукции, произведенной  по технологиям, сертифицированным  по международным стандартам ISO, к общему объёму произведенной продукции);

     4. Уровень обновления (отношение объёма  новой продукции, освоенной в  производстве, к общему объёму  произведенной продукции).

     Формирование и реализация инновационной политики основываются на создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этими потенциалами могут воспользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности. Инновационная политика – мощный рычаг, с помощью которого можно регулировать циклические спады в экономике, обеспечить её структурную перестройку и заполнить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.  

     2.2. Формы реализации инновационной политики предприятия 

     Инновационная политика на предприятии реализуется, прежде всего, путём разработки и  реализации инновационных проектов и программ, создания эффективного механизма управления ими.

     Инновационный проект представляет собой пакет документов, обосновывающий и описывающий комплекс взаимосвязанных мероприятий по достижению целей инновационной деятельности.

     По  предметно-содержательной структуре  проекты могут быть исследовательскими, научно-техническими, по разработке и освоению новой продукции, технологии, по модернизации производственного аппарата, направленными на перепроектирование производственных процессов и т. п.

     Общая концепция формирования проекта  включает следующие стадии:

     1. Формулирование проблемы и целей проекта;

     2. анализ имеющихся альтернативных  решений данной проблемы и  тенденций развития основных  технико-экономических показателей;

     3. Оценка имеющихся ресурсов: финансовых, кадровых, материально-технических;

Информация о работе Инновационная политика предприятия