Инновационная политика предприятия

Автор: k********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 21:08, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучить и раскрыть сущность инновационной политики предприятия, а также рассмотреть основные проблемы внедрения инноваций в России и за рубежом.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
1. Изучить сущность и классификацию инноваций, их жизненный цикл;
2. Рассмотреть содержание инновационной деятельности;
3. Изучить инновационную стратегию и инновационную политику предприятия: факторы, оказывающие влияние на формирование инновационной политики, формы её реализации;
4. Рассмотреть основные проблемы внедрения инноваций в России и за рубежом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы инновационной политики предприятия …………..5
1.1. Сущность и классификация инноваций……………………………..5
1.2. Содержание инновационной деятельности…………………………7
1.3. Жизненный цикл инноваций…………………………………………8
2. Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия……..12
2.1. Факторы, оказывающие влияние на формирование инновацион-
ной политики на предприятии, а также факторы, способствующие
её реализации……………………………………………………………...15
2.2. Формы реализации инновационной политики предприятия……...17
3. Проблемы внедрения инноваций в России………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

реферат по предпринимательству.doc

— 481.50 Кб (Скачать)

     4. Оценка вероятности технического и коммерческого рисков;

     5. Выбор наилучшего варианта решения  проблемы;

     6. Оформление проекта и его реализация.

     Для инновационных проектов помимо финансового, кадрового и материально-технического обеспечения важными критериями успешности их реализации являются новизна, патентно-правовая охрана создаваемых технических решений, конкурентоспособность будущего новшества, его патентная чистота на предполагаемых рынках реализации. Управление проектом основано на использовании программно-целевых методов планирования.

     Экономический эффект от осуществления инновационного проекта можно определить через  показатель прибыльности (П) по формуле [3, c. 220]:

     

(2)

     где p1 – вероятность достижения успешного научного результата; p2 – вероятность достижения коммерческого успеха; ОП – годовой объём продаж, ед.; Ц – цена единицы продукции; Т – период устойчивого сбыта, лет; С1 – стоимость исследований и разработок; С2 – издержки производственно-технического освоения; С3 – издержки на продвижение нового товара на рынок.

     Как уже отмечалось, в инновационном  процессе большое значение приобретает  инфраструктура.

     Инновационная инфраструктура – это комплекс организаций  и учреждений различных форм собственности, обеспечивающих осуществление инновационной  деятельности. На крупных предприятиях существуют подразделения, занимающиеся инновационными разработками. Мелкие предприятия могут создавать совместные исследовательские центры на основе долевой собственности, венчурные компании.

     Эффективность инновационной политики напрямую зависит от инвестиций, осуществляемых в различные направления деятельности предприятия. Реализации любого инвестиционного проекта в условиях рыночной экономики должно предшествовать решение двух взаимосвязанных методических задач: 1) оценка выгодности каждого из возможных вариантов осуществления проекта; 2) сравнение вариантов и выбор наилучшего из них. Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов (чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности инвестиций, коэффициент эффективности инвестиций и др.). Различают коммерческую, бюджетную и экономическую эффективность инвестиционных проектов.

     Коммерческая  эффективность определяется соотношением затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может оцениваться как для проекта в целом, так и для отдельных его участников.

     Показатели  бюджетной эффективности отражают влияние реализации проекта на доходы и расходы республиканского и  местного бюджетов. Бюджетный эффект используется для обоснования заложенных в проекте мер государственной поддержки.

     Экономическая эффективность отражает воздействие  процесса реализации инвестиционного  проекта на внешнюю для проекта  среду и учитывает соотношение результатов и затрат по инвестиционному проекту, которые прямо не связаны с финансовыми интересами участников проекта и не могут быть количественно оценены.

     Инновационная политика предприятия находится  в тесном взаимодействии с производственной, торговой, маркетинговой, инвестиционной политикой. Успешное осуществление инновационной деятельности возможно только в случае комплексного подхода к поставленным задачам и создании оптимальной организационной структуры, обеспечивающей инновационный процесс. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Проблемы внедрения инноваций в России 
 

     Как известно в бывшем Советском союзе  выделялись огромные финансовые средства на научные разработки и другие исследования. Также известно и то, что большинство  этих разработок так и остались только на бумаге. Интеллектуальный потенциал России сейчас составляет (по оценкам иностранных специалистов) сотни миллиардов долларов, которые при их использовании могли бы приносить практически эквивалентные прибыли. В России огромное количество природных ресурсов, высокий образовательный уровень населения, развитая сеть самых различных направленностей ВУЗов. Так что же мешает нашим предприятиям внедрять результаты этих исследований и получать эту прибыль?

     Одной из самых главных проблем, препятствующих внедрению нововведений, является отсутствие поддержки государства. До введения статьи 26 Налогового кодекса, предусматривалось снижение налогооблагаемой прибыли в сумме затрат на подготовку и освоение нового производства, а также на рационализаторство. Сейчас же этого нет, и государству необходимо выработать систему стимулирования инновационного активных предприятий для дальнейшего развития как самого предприятия, так и конкурентоспособности выпускаемых ими товаров.

     Не  менее важными факторами, чем  отсутствие государственной поддержки, являются недостаток свободных денежных средств и высокий срок окупаемости проектов. Затраты на осуществление внедрения бывают настолько высоки, что предприятия зачастую не могут получить обратно даже вложенных средств. При нашей нестабильной экономической ситуации, когда все только и ждут взлета цен на бензин до европейского уровня, очень высок риск. Именно с этим связано такое малое количество венчурных предприятий, которые готовы рискнуть ради получения хорошей прибыли.

     Те предприятия, которые решаются на внедрение новых методов производства и управления, сталкиваются с проблемой недостатка информации о новых технологиях.

     При реализации инновационных проектов многие предприятия сталкиваются с  нежеланием работников менять все вокруг себя и, что самое сложное, меняться самим. Отсутствие навыков, знаний и мотивации для использования научных результатов в производстве заставляет персонал вставать против внедрения нововведений. Задачей руководства на этот период становится стимулирование персонала как материально, так и морально.

     Важным  моментом может стать и кооперирование между предприятиями, выпускающими однородную продукцию и научно-исследовательскими институтами, работающими в этой области.

     Реализация  всех российских преимуществ требует налаживания инновационной инфраструктуры. В настоящее время высокие проценты за использование кредитов делают этот вид привлечения денежных средств практически неприемлемым для предприятий, которым нужны средства сейчас, а отдача от них будет значительно позже.

     Целесообразно сконцентрировать усилия там, где внедрение  новых технологий и отдельных  научных находок может послужить  мощным катализатором для дальнейшей деятельности. Это либо те отрасли, которые имеют отношение к  нашим природным и географическим преимуществам (нефти, газу, лесу, обширной территории), либо те, в которые уже произведены огромные инвестиции (космос, атомная энергетика).

     Самым резким толчком в развитии отдельных  видов продукции будет при  объединении усилий государства, предпринимательства и научных учреждениях, которые бы совместно формировали и реализовывали крупные проекты, вкладывая в них посильные средства.

     Имеющийся мощный сырьевой комплекс и связанные  с ним технологии и услуги можно  рассматривать как базовую платформу для прорыва в инновационном застое. Вначале необходимо обеспечить поддержку и расширение исследований в тех областях, в которых российская наука является сегодня мировым лидером. На втором этапе следует создать систему, обеспечивающую эффективную коммерциализацию научных разработок.

     В России инновационная культура сегодня  находится на низкой ступени развития. Требуются колоссальные усилия для  продвижения не только новых, но даже и совсем обычных решений. Для  изменения такого положения дел  предстоит разработать механизм формирования в обществе конструктивного отношения  к нововведениям и воспитание инновационной восприимчивости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     На  основании изложенных материалов можно  сделать следующие выводы.

     Рыночные условия развития экономики постоянно выдвигают к организациям требования не только количественных, но и качественных преобразований. Эти преобразования можно осуществить, используя самую передовую технику, технологию, непрерывно развивая научноисследовательскую базу. Именно  поэтому в современных условиях успешная деятельность любого предприятия невозможна без инноваций, т.е. без разработки и освоения производства новых или усовершенствования уже имеющихся продуктов, технологий и процессов.

     Существуют  различные виды инноваций, которые классифицируют по множеству признаков: по новизне, по вариантам организации, по особенностям процесса, по глубине вносимых изменений, по сфере разработки и распространения нововведений и т.д.

     Инновационная деятельность представляет собой сложный процесс, который включает проведение НИОКР, разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию ноу-хау и т.п. Промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на её основе инновационного продукта называется жизненный цикл инноваций и представляет собой совокупность взаимосвязанных стадий: зарождение, рост, зрелость, насыщение рынка, упадок.

     Определение целей инновационной стратегии и создание механизма поддержки приоритетных программ и проектов предприятия определяется понятием инновационная политика. Её целью является создание условий для обеспечения эффективной деятельности предприятия на основе повышения его конкурентоспособности и конкурентоспособности продукции.

     Инновационная политика формируется и корректируется факторами внешней и внутренней среды предприятия. При её разработке затрагиваются различные сферы  деятельности, а также учитываются  определённые принципы, такие как целенаправленность, приоритетность, комплексность и т.д. Реализуется инновационная политика, прежде всего, путём разработки и реализации инновационных проектов и программ.

     В России существует ряд проблем, связанных  с внедрением инноваций на предприятиях. Это такие проблемы как: отсутствие поддержки со стороны государства, недостаток свободных денежных средств и высокий срок окупаемости проектов, недостаток информации о новых технологиях, нежелание работников менять всё вокруг себя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Инвестиции  и инновации: Словарь-справочник от А до Я / Под ред. М.З. Бора, А.Ю. Денисова. - М: ДИС, 1998.
  2. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю. и. др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  3. Кочетов Н. Ускорение освоения новой продукции как один из базовых компонентов конкурентоспособности // Наука и инновации - №8, 2007.
  4. Экономика предприятия / Кандауров Н.Н., Кандаурова Г.А.,  Капорцева О.Н. – Минск: Современные знания, 2006.
  5. Экономика предприятия: учебник /В.И. Титов. - М.: Эксмо, 2008.
  6. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. В.А. Швандара, В.Я. Горфинкеля. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  7. Экономика предприятия. Учебник / Под ред. Н.А. Сафронова. - М.: Юрист, 1998.
  8. Экономика предприятия: Учебное пособие / Горфинкель В.Я. и др.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  9. Экономика фирмы: Учеб. пособие / Под ред. Т.В. Муравьевой. - М.: Мастерство, 2002.

Информация о работе Инновационная политика предприятия