Инновационно-венчурный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:24, дипломная работа

Описание работы

Цель - выявить проблемы развития венчурно-инновационного предпринимательства и предложить пути их решения в условиях современной российской экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решение взаимосвязанных задач:
 теоретические основы венчурного предпринимательства;
 предпосылки к развитию венчурного предпринимательства;

Работа содержит 1 файл

3-Диплом.doc

— 425.50 Кб (Скачать)

 

Основное отличие классификации инноваций по С.Д. Ильенковой (табл. 2) заключается в том, что обозначенная классификация является многокритериальной и предусматривает выделение групп прогрессивных нововведений не только исходя из глубины вносимых изменений, но также и с точки зрения таких критериев, как технологические параметры, новизна, место на предприятии и сфера деятельности. [].

Таблица 2

Классификация инноваций по С. Д. Ильенковой.

Критерий классификации

Вид инновации

Технологические параметры.

Продуктовые, процесные.

Новизна.

Новые для отрасли в мире, в стране, для предприятия.

Место на предприятии.

Инновации на «входе», на «выходе», системной структуры.

Глубина вносимых изменений.

Радикальные (базовые), улучшающие, модификационные.

Сфера деятельности.

Технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления.

 

Таблица 3

Классификация инноваций по А.И. Пригожину.

Классификационный признак

Вид инновации

1. По распространенности.

Единичные и диффузные.

2. По месту в производственном цикле.

Сырьевые, обеспечивающие, продуктовые.

3. По преемственности.

Заменяющие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения.

4. По охвату ожидаемой доли рынка.

Локальные, системные, стратегические.

5. По инновационному потенциалу и степени новизны.

Радикальные, комбинаторные, совершенствующие.

 

В.В. Горшков и Е.А. Кретова в основу классификационной схемы инноваций кладут два признака: структурная характеристика и целевые изменения. Таблица «Классификация инноваций по В.В. Горшкову и Е.А. Кретовой» Приложение 2.

 

 

 

 

 

Таблица 4

Классификация инноваций по Э.А. Уткину, Г. И. Морозовой, Н. И. Морозовой.

Классификационный признак

Вид инновации

Содержание инновации

1. Причина возникновения.              

1.1. Реактивные.

1.2. Стратегические.

1.1. Обеспечивают выживание фирмы или банка, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке.

1.2. Внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе.

2. Предмет и сфера приложения.

2.1. Продуктовые.

2.2. Рыночные.

2.3. Инновации-процессы.

2.1. Новые продукты и услуги.

2.2. Открытие новых сфер применения продукта, а также позволяющих реализовать услугу на новых рынках.

2.3. Технология, организация производства и управленческие процессы.

3. Характер удовлетворяемых потребностей.

3.1. Ориентирование на существующие потребности.

3.2. Ориентирование на формирование новых потребностей.

3.1. Действующие сегодня потребности, которые не удовлетворены полностью или частично.

3.2. Потребности на перспективу, которые могут появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы людей, их запросы и т.п.

 

В Научно-исследовательском институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления.

Непременным свойством инновации является научно-техническая новизна. Поэтому необходимо отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (изменения цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений продукта, а также входящих в него компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке.

Под инновацией можно понимать любые процессы, приводящие к появлению новшеств. Действительная новизна продукта или процесса должна всегда приводить к росту экономического эффекта от его использования. Новизна бывает:

                  абсолютная – если отсутствуют аналоги конкретному новшеству;

                  относительная – касается новшества, впервые внедряемого на данном предприятии, но уже применявшегося на других предприятиях;

                  частичная – это обновление какого-либо элемента, узла изделия.

Новизна. Этот признак в наибольшей степени характеризует процесс изменений.

Классификация инноваций по степени новизны:

                  базисные инновации – реализуют крупные изобретения и являются основой для формирования новых поколений и направлений раз­вития техники;

                  улучшающие инновации – связаны с внедрением мелких и средних изобретений и преобладают на стадиях распространения и ста­бильного развития научно-технического цикла;

                  псевдоинновации – направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии.

Классификация инноваций по причинам возникновения:

                  реактивные инновации направлены на выживание фирмы, появляются как реакция на радикальные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами.

                  стратегические инновации носят упреждающий характер и на­правлены на получение значительных конкурентных преимуществ в перспективе.

Классификация инноваций по характеру применения (направленности) различают:

                  продуктовые инновации, которые направлены на производство и использование новых продуктов и услуг;

                  рыночные инновации, открывающие новые сферы применения продуктов и позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках;

                  инновации-процессы, нацеленные на новые технологии, организацию процесса и управление;

                  социальные инновации, ориентированные на построение и функционирование новых социальных структур;

                  комплексные инновации, представляющие единство нескольких видов изменений.

Классификация инноваций по функциональным областям деятельности предприятия:

                  инновации в производство;

                  инновации в закупки, сбыт, персонал и т.д.

По роли в воспроизводственном процессе инновации классифицируют на потребительские и инвестиционные, по степени сложности (или масштабу) – на сложные (синтетические) и простые инновации.

Инновация как экономическая категория отражает наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений. Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий.

Можно сказать, что инновация выполняет следующие три функции:

      воспроизводственную;

      инвестиционную;

      стимулирующую.

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.

Инновационный процесс означает инновационную деятельность какого-либо предприятия. Он направлен на разработку и реализацию результатов научно-технических изысканий в виде нового продукта или нового технологического процесса. В общем плане, инновационный процесс — это последовательная цепь событий, в ходе которой новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике.

Информация о работе Инновационно-венчурный менеджмент