Инновационно-венчурный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:24, дипломная работа

Описание работы

Цель - выявить проблемы развития венчурно-инновационного предпринимательства и предложить пути их решения в условиях современной российской экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решение взаимосвязанных задач:
 теоретические основы венчурного предпринимательства;
 предпосылки к развитию венчурного предпринимательства;

Работа содержит 1 файл

3-Диплом.doc

— 425.50 Кб (Скачать)

Помимо вышеперечисленных факторов, влияющих на становление и развитие венчурной деятельности, следует выделить проблемы стандартизации и управления качеством.

При решении вопросов сертификации и контроля качества инновационной продукции гарантируется определенный уровень качества продукции и технологий. В рыночных условиях они представляют собой часть более широкого понятия — «управление качеством продукта» как совокупности форм и методов достижения определенных потребительских свойств товара, обеспечивающих определенную конкурентоспособность выпускающей его фирме при производстве и продвижении товара на рынок к потребителю.

Эта область предпринимательской деятельности — одна из значительных в конкурентной борьбе на современных рынках. Эффективное применение в инновационной деятельности мирового опыта управления качеством должно существенно повысить возможности выхода российских инновационных предприятий на международные рынки.

Международное научно-техническое сотрудничество — еще один важнейший фактор, способствующий активизации инновационной венчурной деятельности в России. В условиях российской экономики международное сотрудничество способствует не только получению недостающих знаний, но и выступает дополнительным источником финансовых средств, позволяющим в определенной степени облегчить ситуацию, создавшуюся в результате острого дефицита финансовых ресурсов внутри страны.

Долгосрочное международное сотрудничество возможно только тогда, когда оно строится на взаимовыгодной основе и проявление интереса западными странами к возможностям развития венчурного предпринимательства в России носит конструктивный характер.

В настоящее время международное сотрудничество в области венчурного предпринимательства проходит в подавляющем большинстве на межгосударственном уровне, имея форму межправительственных соглашений и встреч, организуемых государственными и общественными структурами.

Что касается прямого межфирменного сотрудничества на межфирменном уровне, то оно в значительной степени тормозится общей неблагоприятной макроэкономической обстановкой и имеет трудности, что стоят на пути отечественных частных инвестиций в венчурное предпринимательство.

Механизмы регулирования и стимулирования венчурной распадаются на две составляющие: рыночную и нерыночную. Переход к рыночной экономике не означает полного отказа от организационно-административного механизма поддержки инновационной деятельности. Более того, по мере постиндустриального развития роль государства в финансировании фундаментальных и приоритетных прикладных научных исследований возрастает. Основными составляющими организационно-административного механизма нерыночной ориентации является система государственной поддержки по поощрению инновационной активности и развитию венчурного инновационного предпринимательства.

Административные методы включают: бюджетное финансирование; программы льготных займов; обеспечение малых инновационных фирм государственными заказами; предоставление гарантий. Экономические: налоговые льготы, введение ускоренной амортизации и т.д. И прямые и косвенные меры государственного воздействия имеют своей целью повысить привлекательность инновационной сферы для различных участников. Путем налоговых стимулов формируется благоприятная среда для малых инновационных фирм, используя бюджетное финансирование и прибегая к экономическому стимулированию, государство повышает привлекательность вложений в малый инновационный бизнес, предоставляет гарантии по его кредитованию. Конечная цель - создать такие условия, в которых происходило бы самовоспроизводство инновационного процесса.

Для активизации венчурной деятельности в России необходима разработка комплексного подхода, охватывающего законодательную область, макроэкономическое регулирование, институциональное развитие, процессы стандартизации. Такой подход будет способствовать развитию венчурной деятельности, повышению предпринимательской активности. Более того, активное развитие этих процессов как внутри страны, так и в международном масштабе послужит достижению важнейших государственных целей: оздоровлению инновационной сферы и ее соответствию мировому уровню, усилению конкурентоспособности российской экономики путем выхода на мировые наукоемкие рынки.

В соответствии с теоретическими принципами построения организационно-экономического механизма:

      определение на государственном уровне небольшого количества ключевых наукоемких технологий, их поддержка путем финансово-экономического стимулирования и направленных федеральных целевых программ;

      создание объединенных информационных баз при исследовательских, инновационно - технологических центрах, бизнес - инкубаторах и других субъектах венчурного бизнеса;

      развитие инновационной инфраструктуры путем финансирования через специальные программы и привлечение в соинвесторы частного капитала, института венчурных инвесторов путем разрешения в законодательном порядке возможности инвестирования в ВТ бизнес средств, аккумулированных в пенсионных фондах и страховых компаниях;

      исследование совместимости новых технологических решений, нового оборудования с персоналом, окружающей средой и с ранее существующим производством;

      использование в венчурной деятельности разнообразных методов моделирования рисковых ситуаций и их устранения.

 

1.4. Государственное регулирование венчурно - инновационного предпринимательства.

 

В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести к следующим моментам: [32,С.42].

       государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);

       в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;

       государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое распространение в экономике страны; фискальные и прочие инструменты государственного регулирования формируют стимулирующие воздействия внешней среды, которые обуславливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;

       государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.

Так, с начала 80-х годов ХХ века государство стало стимулировать рисковое предпринимательство. Поводом послужила бесспорная роль катализатора, ускорителя инновационных процессов, структурной перестройки и реиндустриализации экономики. Для стимулирования процесса возникновения и развития венчур государство прибегло к несвойственной ему тактике. По существу оно стало учреждать и выращивать малый инновационный бизнес, осуществляя венчурное инвестирование путем выдачи субсидий и дополняя его рядом сопутствующих мер прямого и косвенного стимулирования. Так, в США в 1980 г. был принят закон Стивенсона – Вайдлера «О технологических нововведения», предусматривающих ряд мер стимулирования промышленных инноваций. [4,С.124].

В США система налоговых льгот на НИОКР существует с 1981 г. Налоговая скидка предполагает возможность вычета затрат на НИОКР, связанных с основной производительной и торговой деятельностью налогоплатильщика, из сумм облагаемого налогом дохода.

Модель развития венчурной деятельности определяется совокупностью средств, методов и мер государственного стимулирования венчурной деятельности в стране. Анализ и оценка зарубежного опыта позволяет выделить различные модели развития венчурной деятельности.

На основе исследования зарубежного опыта модели государственного развития венчурной деятельности можно разделить на четыре категории:

1) прямое инвестирование государственных средств в инновационные компании;

2) инвестирование государственных средств через венчурные фонды;

3) смешанные программы развития венчурной деятельности;

4)гарантийные программы развития венчурной деятельности.

Рассмотрим данные модели более подробно.

- Государство в лице различных региональных или центральных органов на основе конкурсного отбора выделяет финансовые ресурсы наряду с частными инвесторами в инновационные предприятия и проекты в обмен на долю акций в уставном фонде таких компаний или путем предоставления кредитов таким компаниям. Наряду с другими инвесторами государство выступает владельцем инновационных компаний и в перспективе рассчитывает на долю ее прибыли. Недостатком данной модели являются потребность в значительных финансовых ресурсах, возможность поддержки бесперспективных фирм и хищения государственных средств чиновниками.

- Государство создает либо государственный венчурный фонд, осуществляющий прямое инвестирование в инновационные компании, либо «фонд фондов», который размещает свои средства в частные венчурные фонды наряду с другими инвесторами. Государственные фонды пользуются всесторонней поддержкой правительства и дополнительными льготами. Однако, данные фонды, как правило, испытывают дефицит квалифицированных управленческих кадров и ориентированы на прибыль в меньшей степени, чем фонды других типов. Хотя формально фонды данного типа являются коммерческими, правительство зачастую беспокоится о целях использования средств, отличных от достижения приемлемой отдачи от инвестиций. Создание «фонда фондов», выступающего в роли посредника при передаче финансовых ресурсов от государства к частным венчурным фондам, позволяет избежать этих недостатков.

- Государство создает смешанный государственный венчурный фонд, участвующий как в создании других венчурных фондов наряду с другими инвесторами (банками, предприятиями др.), так и осуществляющий прямое инвестирование в инновационные фирмы.

- Государство предоставляет венчурным инвесторам гарантии по возмещению возможных убытков, связанных с венчурными инвестициями в малые инновационные предприятия. Эти гарантии могут быть реализованы как в форме гарантий по кредитам, займам, так и в форме возврата потерянных инвестиций путем предоставления венчурным инвесторам определенных налоговых льгот.

Выбор конкретной государственной программы развития венчурной деятельности зависит от следующих основных факторов:

- возможности государственного (республиканского, местного) бюджета;

- цели экономической политики государства;

- уровня развития рынка.

На таблице 4 показаны основные модели развития венчурной деятельности и используемые в различных странах в рамках этих моделей методы поддержки венчурной деятельности.

Таблица 4

Модели развития венчурной деятельности и используемые методы поддержки.

 

Анализ представленных моделей, прежде всего, обращает внимание на следующее важное обстоятельство: государственные модели прямого инвестирования в инновационные компании в основном характерны для развитых рыночных экономике, а в развивающихся или близких к этому статусу экономиках успеха добивались благодаря моделям инвестирования государственных средств через венчурные фонды. Такое различие можно объяснить следующими причинами.

Развивающиеся страны нуждаются в стороннем опыте для создания собственного венчурного бизнеса и ставят основной задачей внедрение в практику механизма венчурного инвестирования инновационного бизнеса.

В программах инвестирования через венчурные фонды решения доверяются частному сектору, всвязи с чем сокращается возможность проявления коррупционных аспектов на государственном уровне. Например, прямые технологические инвестиции в Южной Корее были распределены по политическим, а не по технологическим критериям, в результате чего оказались безуспешными.

Существует ряд аргументов в пользу инвестирования через венчурные фонды против государственных инвестиций напрямую в инновационные компании:

- государство не всегда в состоянии принимать взвешенные инвестиционные решения, поскольку его целью является не извлечение прибыли, а предоставление «общественных благ»;

- участие государства в инвестиционном процессе влечет за собой дополнительное регулирование и отталкивает частных инвесторов.

Следует отметить, что «фондовая» схема государственного участия в создании венчурной индустрии базируется на доверии государства частному сектору и на передаче этому сектору права принятия стратегических решений. В странах с низким уровнем социального капитала (то есть там, где высокий уровень коррупции, наличие недолжной мотивации деятельности и т.п.) эффективность фондовой схемы может оказаться невысокой.

В то же время в развивающихся странах нет фондовой инфраструктуры и рынка капиталов, поэтому создание с участием государства «фонда фондов» как раз может компенсировать «провалы рынка» (market failure). Государство на этапе становления венчурной индустрии практически подменяет «бизнес - ангелов», которые являются основным источником финансирования на самой ранней «посевной» стадии.

При разработке программ государственной поддержки важно учитывать то, на какую стадию инвестиционного процесса направлена государственная политика. Необходимо отметить, что практически во всех развитых странах, программы по развитию венчурного бизнеса нацелены на поддержку становления и развития компаний на ранних стадиях. Это связано по нашему мнению с тем, что здесь существует «провал рынка», который, согласно теории институциональной экономики, наиболее эффективно компенсирует именно государство. Опыт зарубежных стран показывает, что новые малые фирмы особенно нуждаются в поддержке на ранних стадиях своего развития, а предложение финансирования для этих стадий со стороны частного сектора, как правило, недостаточно. В то же время для малых высокотехнологичных фирм (МВТФ) издержки на ранних стадиях развития выше, чем для прочих малых фирм. Практика также показывает, что норма отдачи на ранних стадиях возрастает по мере того, как накапливается опыт и развитие индустрии венчурного капитала достигает критической массы, поэтому именно в данной сфере поддержка государства актуальна.

Информация о работе Инновационно-венчурный менеджмент