Юридическая ответственность за нарушение правил приемки товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 06:40, реферат

Описание работы

Товар традиционно определяют как продукт трудовой деятельности, предназначенный для продажи. Это могут быть изделия, созданные в процессе производства либо полученные в результате иных видов деятельности (добытый уголь, выловленная рыба и др.). Для того чтобы признаваться товаром, объект должен обладать экономическими характеристиками: он должен иметь потребительную стоимость, т.е. способность удовлетворять конкретные человеческие потребности, и меновую стоимость, т.е. свойство обмениваться на другие товары. Соответствующий объект становится товаром, когда по поводу него возникают имущественные правоотношения

Содержание

Понятие приемки товаров. Правовое регулирование и юридическое значение приемки товаров……………………2.
Правила осуществления приемки товаров…………………7
Ответственность за нарушение правил приемки товаров…………………………………………………………13
Заключение…………………………………………………….17
Список использованных источников……………………….18

Работа содержит 1 файл

готовая работа.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

В соответствии с инструкциями приемка  на первом этапе осуществляется в  сроки, установленные для выгрузки товара. При приемке по количеству действуют следующие сроки:

1) в момент получения товара  от поставщика или со склада  органа транспорта либо в момент  вскрытия опломбированных и разгрузки  неопломбированных транспортных  средств и контейнеров, но не  позднее сроков, установленных для  разгрузки их – для товаров, поступивших без тары, в открытой таре, в поврежденной таре, а также для товаров в исправной таре по весу брутто и количеству мест;

2) одновременно со вскрытием  тары, но не позднее 10 дней с  момента получения товара –  для товаров, поступивших в исправной таре по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте;

3) не позднее 24 часов с момента  получения продукции – для  скоропортящихся товаров;

4) не позднее 30 дней с момента  поступления товара на склад  получателя в районах Крайнего Севера, отдаленных районах и других районах досрочного завоза – для продукции производственно-технического назначения;

5) не позднее 60 дней в указанных  районах – для промышленных  товаров народного потребления;

6) не позднее 40 дней в указанных  районах – для продовольственных товаров, а для скоропортящихся товаров – не позднее 48 часов с момента поступления товаров на склад получателя.

При приемке по качеству действуют  следующие сроки:

1) не позднее 20 дней - при иногородней  поставке, а скоропортящейся продукции - не позднее 24 часов после выдачи продукции органом транспорта или поступления ее на склад получателя при доставке продукции поставщиком или при вывозке продукции получателем;

2) не позднее 10 дней - при одногородней  поставке, а скоропортящейся продукции - 24 часов после поступления продукции на склад получателя;

3) не позднее 30 дней - в районах  Крайнего Севера, в отдаленных  районах и других районах досрочного  завоза для продукции производственно  - технического назначения, а для  скоропортящейся продукции - не позднее 48 часов после поступления продукции на склад получателя.

4) не позднее 60 дней - в указанных  районах  для промышленных товаров народного потребления, продовольственных товаров (за исключением скоропортящихся) - не позднее 40 дней, а для скоропортящихся товаров - не позднее 48 часов после поступления их на склад получателя.

5) проверка качества и комплектности  продукции, поступившей в таре, производится при вскрытии тары, но не позднее указанных выше  сроков, если иные сроки не  предусмотрены в договоре в связи с особенностями поставляемого товара;

6) при вскрытии тары, но не  позднее установленных гарантийных  сроков – для машин, оборудования, приборов и другой продукции,  поступившей в таре и имеющей  гарантийные сроки службы или  хранения. В Российской Федерации на большинство товаров устанавливаются гарантийные сроки продолжительностью один год.

Второй этап связан с дальнейшими  действиями при обнаружении недостачи  либо дефектов продукта.

При обнаружении недостачи получатель одновременно с приостановлением приемки обязан вызвать для продолжения приемки одногороднего отправителя, а тот в свою очередь, обязан явиться не позднее, чем на следующий день после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки, а по скоропортящейся продукции - в течение 4 часов после получения вызова. Уведомление о вызове представителя отправителя (изготовителя) должно быть направлено (передано) ему по телеграфу (телефону) не позднее 24 часов, а в отношении скоропортящейся продукции немедленно после обнаружения недостачи, если иные сроки не установлены Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами или договором.

Завершается приемка актом о  недостаче товара, который составляется в день выявления недостачи и  утверждается руководителем предприятия-получателя не позднее, чем на следующий день после составления акта.

На втором этапе при приемке  товара по качеству установлены следующие  сроки. Интерес представляет положение  о праве покупателя независимо от проверки качества товаров, произведенной им в установленные сроки, актировать производственные недостатки, если такие недостатки будут обнаружены при подготовке товаров к розничной продаже или при розничной продаже в течение четырех месяцев после получения товаров.

В части количества после обнаружения несоответствия качества, комплектности, маркировки продукции, тары или упаковки установленным требованиям получатель должен немедленно приостановить приемку и в срок не позднее чем через 24 часа уведомить об этом поставщика, уведомление о несоответствии качества скоропортящегося товара направляется немедленно после его  обнаружения. Одногородний поставщик обязан явиться в срок по вызову получателя не позднее, чем на следующий день, а по скоропортящейся продукции - не позднее 4 часов после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки. Если уведомление направляется иногороднему отправителю, то он должен не позднее, чем на следующий день после получения вызова получателя сообщить телеграммой или телефонограммой, будет ли направлен представитель для участия в проверке качества продукции. Если представитель направлен, то он должен явиться в трехдневный срок.

На практике не редки случаи, когда  недостатки товаров не были установлены  во время процедуры приемки. Устанавливается, что в таких случаях акт о скрытых недостатках составляется в течение 5 дней с момента обнаружения недостатков, но не позднее четырех месяцев со дня поступления продукции на склад получателя, обнаружившего скрытые недостатки, если иные сроки не установлены обязательными для сторон правилами. Четырехмесячный срок применяется и тогда, когда скрытые недостатки могут быть обнаружены лишь в процессе ее обработки, производимой последовательно двумя или несколькими предприятиями. Акт о скрытых недостатках товаров, гарантийный срок на которые исчисляется с момента их розничной продажи, может быть составлен также в период хранения до продажи, независимо от времени получения товаров.

Товары, на которые установлены  гарантийные сроки, могут проверяться  в течение этих сроков. В соответствии с ст. 477 ГК РФ, когда отсутствует  гарантийный срок на товар, а также когда установленные гарантийные сроки составляют менее двух лет продавец несет ответственность за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента. Таким образом, складывается такая ситуация, когда производитель устанавливает гарантийный срок на товар менее двух лет (на это он имеет право и устанавливает, как правило, продолжительностью в один год), а покупатель на основании ст.477 ГК РФ имеет право вернуть товар до истечения двух лет со дня получения товара, когда такие недостатки возникли по вине производителя. Бремя доказывания возникновения недостатков лежит на покупателе. В результате, как указывает Пугинский Б.И., «…гарантийные сроки, которые призваны служить обеспечению интересов покупателей, фактически ущемляют интересы, как организаций-покупателей, так и граждан». Для предупреждения таких нарушений необходимо в заключаемых договорах предусматривать  гарантийный срок не менее двух лет.

Для отдельных видов товаров предусмотрены сроки использования, которые составляют 10 лет, если иное не установлено стандартом или договором. Акты о выявленной недоброкачественности составляются в этом случае в пределах срока использования таких товаров.

Получение товара оформляется по-разному в зависимости от близости офиса к месту нахождения склада. Если склад фирмы-поставщика и офис находятся в одном месте, то оформление документов и выдача товаров происходит одновременно. Документом на отпуск товаров в данном случае является накладная.

Если склад фирмы-поставщика удален от офиса, то представителю торговой организации (материально-ответственному лицу) выдается документ на получение  товара, по которому ему на складе будут  отпущены материальные ценности. В  случае отсутствия на складе товара в необходимом количестве, получателю выписывается новый документ - расходная накладная, в которой указывается фактически отпущенное количество товара. В накладной указывается:

номер и дата выписки;

наименование поставщика и покупателя;

наименование и краткое описание товара;

количество товара;

цена и общая стоимость товара (с учетом НДС), налог на добавленную  стоимость должен быть указан отдельной  строкой;

Накладная должна быть выписана в 4-х  экземплярах, первые два остаются у  поставщика (на складе и в бухгалтерии), оставшиеся два передаются покупателю (в бухгалтерию и материально-ответственному лицу). Накладная должна быть заверена печатями поставщика и получателя и подписями материально-ответственных лиц (один отпустил товар, другой - принял) Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.

 

Если количество и качество товара соответствуют данным, указанным  в товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документы (накладная, товарно-транспортная накладная и  другие документы, удостоверяющие количество или качество поступивших товаров) накладывается штамп организации-покупателя, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации.

Товар от организаций железной дороги, водного или воздушного транспорта должно получать специально подготовленное материально-ответственное лицо. Этот представитель торговой организации обязан также предъявить доверенность и паспорт работникам транспортной организации, после чего, получив на руки товаросопроводительные документы (железнодорожная накладная, счет-фактура и тому подобное) представитель организации покупателя проверяет исправность вагона, контейнера или упаковки, в которой был доставлен товар. Затем в присутствии представителей станции (пристани, аэропорта) он должен принять товар по количеству мест, а в необходимых случаях - по массе. Представитель транспортной организации станции назначения делает отметку об исправности вагона (контейнера, упаковочной тары) в соответствующей накладной.

Если обнаружена неисправность  вагона, контейнера или упаковочной  тары, отсутствие или повреждение  пломбы, недостача груза по количеству или по массе, материально-ответственное лицо обязано потребовать от транспортной организации составления коммерческого акта и получить его копию. Коммерческий акт при этом является юридическим основанием для предъявления претензий либо к транспортной организации, либо к поставщику товара.

При отказе станции назначения составить  коммерческий акт покупатель должен принять груз с участием представителя  отдела торговли органа местной исполнительной власти или отдела транспортной милиции и составить акт о результатах приемки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Ответственность  за нарушение правил приемки  товаров.

 

При нарушении правил приема и сроков торговые организации лишаются возможности  предъявления претензий поставщикам  или транспортным организациям при недостаче или снижении качества товаров.

Акты о приемке товаров по количеству составляются в соответствии с фактическим наличием товаров  данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных  документах. При приемке товаров по качеству и комплектности должны выполняться требования к качеству товаров, предусмотренные договором или контрактом.

В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт (формы №ТОРГ-2 и №ТОРГ-3), который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. В сопроводительном документе следует сделать отметку об актировании.

Если в момент приемки товара выявлено несоответствие веса брутто весу, указанному в сопроводительных документах, покупатель не должен вскрывать тару и упаковку. Если при правильности веса брутто недостача товара установлена в ходе проверки веса нетто или количества товарных единиц в отдельных местах, то покупатель вправе приостановить приемку остального груза. Тару, упаковку вскрытых мест и товары, находившиеся в них, необходимо сохранить, а затем передать представителю организации отправителя.

То есть, при обнаружении отклонений по количеству, качеству представитель торговой организации обязан:

приостановить приемку;

обеспечить сохранность товара и принять все необходимые  меры к предотвращению его смешения с 

другим однородным товаром;

вызвать представителя поставщика для составления двустороннего акта.

Уведомление о вызове представителя  отправителя (поставщика) должно быть направлено ему не позднее 24-х часов, а в случае скоропортящихся товаров - немедленно.

В случае, когда поставщик и покупатель находятся в одном городе, представитель поставщика должен явиться не позднее следующего дня после получения вызова, если в уведомлении не указан иной срок, а в случае приемки скоропортящихся товаров - в течение 4-х часов после извещения о вызове. В том случае, если поставщик иногородний, его представитель должен прибыть на приемку не позднее трех дней после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда. Представитель организации отправителя (поставщика) должен иметь при себе удостоверение на право участия в приемке товара у покупателя.

Информация о работе Юридическая ответственность за нарушение правил приемки товара