Коммерческая тайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить основные положения коммерческой тайны. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть основные понятия и значения коммерческой информации;
2. Соотнести коммерческую информацию и коммерческую тайну, а так же рассмотреть порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне;
3. Изучить методы защиты коммерческой тайны;
4. Разобрать виды ответственности за разглашение коммерческой тайны.

Работа содержит 1 файл

основное.doc

— 167.00 Кб (Скачать)


Введение

              Каждая компания, независимо от того, расположилась ли она с успехом на рынке или же только появилась, имеет свои «ноу-хау» или уникальные секреты достижения успеха. В одном случае - это оригинальные разработки по организации структуры деятельности; в другом – эксклюзивные методики производства продукции или оказания; в третьем – специфические маркетинговые мероприятия, направленные на продвижение продукта компании. Все вышеуказанное в той или иной степени может относиться к любой компании, как на российском, так и на мировом рынке.

              Любая компания имеет свой личный опыт в сфере ведения бизнеса и обладает уникальным набором собственных разработок и инструментов, которые способствуют ее процветанию на рынке. Информация о таких инструментах, по естественным причинам, является объектом пристального внимания конкурентов, желающих получить сведения о разработках компании для применения в своих интересах. Конечно, компания – обладатель такой информации - строго следит за тем, чтобы данные не были раскрыты: старается не допускать к ним посторонних лиц и отстаивать свои права по защите информации всеми законными способами. Для достижения этих целей юристы компании опираются на положения российского законодательства, определяющего такую информацию как коммерческую тайну и защищающего права обладателей коммерческой тайны.

              В настоящее время проблема коммерческой тайны очень актуальна, так как на рынке преобладает высокая конкуренция, и каждая фирма пытается ввести в свою деятельность новые технологии, новые стратегии и идеи, чтобы превозмочь в этом своих конкурентов. Важно знать какие сведения необходимо относить к коммерческой информации и к коммерческой тайне. Соответствующее разглашение сведений, относящиеся к коммерческой тайне, могут повлечь за собой соответствующие меры наказания как для работников, так и для предприятия, в роли убытков или потерь.  Защита этой коммерческой тайны играет большую роль в становлении предприятия на рынке.

              Многие вопросы предпринимательской деятельности регулируются и обеспечиваются гражданским, административным, трудовым, уголовным и другим законодательством.

              Цель данной работы – изучить основные положения коммерческой тайны. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1.       Раскрыть основные понятия и значения коммерческой информации;

2.       Соотнести коммерческую информацию и коммерческую тайну, а так же рассмотреть порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне;

3.       Изучить методы защиты коммерческой тайны;

4.       Разобрать виды ответственности за  разглашение коммерческой тайны.

Так же в работе приведен  типовой бланк – Обязательство (приложение к трудовому договору) о защите коммерческой тайны на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.    Понятие и значение коммерческой информации

              Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите.

              К коммерческой информации относится информация  о финансово-экономическом положении предприятия (бухгалтерская отчетность), кредитах и банковских операциях, о заключаемых договорах и контрагентах, структуре капиталов и планах инвестиций, стратегических планах маркетинга, анализе конкурентоспособности собственной продукции, клиентах, планах производственного развития, деловой переписке и др.

              Вся эта информация представляет различную ценность для самого предпринимателя и, соответственно, ее разглашение может привести (либо не привести) к угрозам экономической безопасности различной степени тяжести.

              Поэтому информацию необходимо разделить на три группы:

       информация для открытого пользования любым потребителем в любой форме;

       информация ограниченного доступа – только для органов, имеющих соответствующие законодательно установленные права (милиция, налоговая полиция, прокуратура);

       информация только для работников (либо руководителей) фирмы.

              Информация, относящаяся ко второй и третьей группам, является конфиденциальной и имеет ограничения в распространении.

              Конфиденциальная информация – это документированная (то есть зафиксированная на материальном носителе и с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать) информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ. Часть этой коммерческой информации составляет особый блок и может быть отнесена к коммерческой тайне.

              Коммерческая тайна – это конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.[1]

К коммерческой тайне относят:

    знания и опыт в области реализации продукции и услуг, сведения о конъюнктуре рынка, результаты маркетинговых исследований;

    коммерческие, методические или организационно-управленческие идеи и решения.

              Информация, составляющая коммерческую тайну, определяется как научно-техническая, технологическая, коммерческая, организационная или иная используемая в экономической деятельности информация, в том числе ноу-хау, которая обладает действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу ее неизвестности третьи лицам, которые могли бы получить выгоду от ее разглашения или использования, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой принимаются адекватные ее ценности правовые, организационные, технические и иные меры охраны.

              В наиболее общем виде коммерческая тайна включает информацию:

       о торговых отношениях фирм

       об организации и размерах оборота средств

       о состоянии рынка сбыта

       о банковских операциях

       о поставщиках и потребителях

       о содержании патентов

       о структуре капиталов

       о планах инвестиций

       о заключенных контрактах

       о формировании цены на товар

       о размере прибыли и объеме производства.

Каждая из этих сведений, в зависимости от специфики конкретного предприятия, может содержать различную информацию. В каждом случае эти сведения определяются индивидуально.

              Таким образом, информация, составляющая коммерческую тайну, должна отвечать следующим критериям:

       иметь ценность для ее обладателя (то есть обладатель этой информации при прочих равных условиях должен иметь преимущество перед остальными участниками рынка, такой информацией не владеющими);

       не быть известной третьим лицам. (Если мы владеем информацией, необходимой для достижения успеха, но при этом ту же самую информацию можно найти в общедоступных источниках (например, Интернет, СМИ), то мы не сможем защитить наши права  на такую информацию в случае их нарушения);

       быть защищенной от ее получения третьими лицами на законных основаниях (за исключением тех случаев, когда обладатель информации предоставляет ее по мотивированному требованию государственных органов);

       обладатель такой информации должен ввести в отношении нее режим коммерческой тайны (то есть разработать и внедрить комплекс мер, направленных на защиту такой информации).

Целесообразно также в общем объеме коммерческой информации выделять два основных блока. Согласно этому подходу, к категории научно-технической и технологической информации относятся сведения о конструкции машин и оборудования, используемых материалах, методах и способах производства, дизайне, программном обеспечении ЭВМ и др.

              К категории деловой информации относятся:

       финансы предприятия (финансовая отчетность, состояние расчетов с клиентами, задолженность, кредиты, платежеспособность, прибыль, себестоимость продукции и др.);

       стратегические и тактические планы развития производства, в том числе с использованием новых технологий, изобретений, ноу-хау;

       планы и объемы реализации продукции (планы маркетинга, характер и объем торговых операций, уровень цен, складские запасы);

       анализ конкурентоспособности своей продукции, эффективности экспорта и импорта, предполагаемое время выхода на рынок;

       планы рекламной деятельности;

       списки торговых и других клиентов, конкурентов, сведения о взаимоотношениях с ними, их финансовом положении, условиях контрактов и др.;

       методы и организация управления;

       собственная оценка характера и репутации персонала и предприятия;

       система организации труда.

              При отнесении той или иной информации к категории коммерческой тайны следует учитывать два обстоятельства. Во-первых, на практике возможны случаи, когда под предлогом охраны коммерческой тайны могут скрывать сведения и документы, свидетельствующие о фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и других нарушениях. Для исключения подобных ситуаций необходимо на общегосударственном уровне создать специальную систему регулирования взаимоотношений предприятия и контролирующих его органов. Во-вторых, в условиях рынка чрезмерно засекречивать информацию становится невыгодно с экономической точки зрения. Информация все чаще выступает как рыночный товар, имеющий определенную цену и спрос. В отдельных промышленно развитых странах около половины валового национального продукта дают производство, распространение и переработка информации в различных видах.

              Сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим пяти критериям оценки:

a)      их открытое использование связано с ущербом для предприятия;

b)      они не являются общеизвестными или общедоступными на законных основаниях;

c)      предприятие сможет осуществить надлежащие меры по сохранению их конфиденциальности по соображениям экономической и иной выгоды;

d)     эти сведения нуждаются в защите, так как они не являются государственными секретами и не защищены авторским и патентным правом;

e)      сокрытие этих сведений не наносит ущерба обществу.

              На практике довольно часто руководители и предприниматели не вполне четко, представляют себе, что входит в понятие «коммерческая тайна», как ее следует охранять и как результаты подобной работы могут влиять на экономическое положение предприятия.

              По оценкам экспертов, потеря лишь четверти информации, относимой к категории коммерческой тайны, обеспечивает весомые преимущества конкурентам и в течение нескольких месяцев приводит к банкротству половины фирм, допустивших утечку сведений. Есть все основания полагать, что по мере развития рыночных отношений с присущими им конкуренцией и хозяйственным расчетом подходы к охране коммерческой тайны радикально изменятся.

              В рыночной экономике информация является товаром и ее получение, хранение, передача и использование должны подчинятся законам товарно-денежных отношений. Каждый собственник имеет право охранять свои интересы и защищать необходимую информацию, получая при этом определенную свободу предпринимательства. Право на тайну означает ограничение государственного вмешательства в экономическую жизнь предприятия и защиту его интересов при взаимодействии с другими субъектами рыночных отношений. В отличие от государственных и военных секретов, коммерческая тайна является собственностью конкретного предприятия. Ее главное назначение - обеспечивать предприятию экономические преимущества в конкурентной борьбе.

              В экономике нашей страны государство в лице своих многочисленных органов длительное время занимало монопольное положение в области засекречивания и охраны различной информации. Это объяснялось преобладающей долей государственной собственности на средства производства и продукты труда. Нередко возникали и такие ситуации, когда страна уступала приоритеты в различных областях науки и производства из-за бесхозяйственного отношения к идеям рационализаторов, изобретателей и ученых. Продукты интеллектуальной деятельности уходили за рубеж, а через некоторое время за значительные валютные суммы нам приходилось покупать там продукцию, изготовленную с использованием наших разработок.

              В сегодняшних условиях рыночных конкурентных отношений утечка такой информации может негативно отразиться положении предприятия в борьбе за потребителя. Именно поэтому в настоящее время целесообразно юридически точно определить категорию и правовой статус коммерческой тайны, разработать механизм ответственности за ее разглашение.

Информация о работе Коммерческая тайна