Коммерческая тайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить основные положения коммерческой тайны. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть основные понятия и значения коммерческой информации;
2. Соотнести коммерческую информацию и коммерческую тайну, а так же рассмотреть порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне;
3. Изучить методы защиты коммерческой тайны;
4. Разобрать виды ответственности за разглашение коммерческой тайны.

Работа содержит 1 файл

основное.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

              На предприятиях целесообразно укрепить соответствующие подразделения патентно-лицензионных отделов, ввести необходимых специалистов в маркетинговые службы, организовать собственными усилиями эффективную систему защиты информации.

              Специалисты научно-технических, производственных, экономических и других служб предприятия должны научиться правильно и конкретно (в стоимостной форме) оценивать предполагаемые и реальные потери фирмы вследствие утечки информации, относимой к категории коммерческой тайны.

              В наиболее общем виде потери предприятия от несоблюдения условий конфиденциальности сводятся к тому, что

       снижаются возможности продажи лицензий на собственные научные разработки, теряется приоритет в освоенных областях научно- технического прогресса, растут затраты на переориентации деятельности исследовательских подразделений;

       появляются (или искусственно создаются конкурентами) трудности в закупках сырья, технологии, оборудования и других компонентов нормальной производственной деятельности;

       ограничивается сотрудничество предприятия с деловыми партнерами, снижается вероятность заключения выгодных контрактов, возникают проблемы в выполнении договорных обязательств;

       растут затраты предприятия на создание новой рыночной стратегии, изменение структуры маркетинговых исследований и др.;

       возникает реальная угроза применения экономических санкций к виновным в разглашении коммерческой тайны.

              Компенсация перечисленных выше потерь предприятия требует нередко значительных дополнительных затрат, что снижает эффективность производства в целом и возможность успеха в конкурентной борьбе. Именно поэтому вопросам защиты коммерческой тайны в настоящее время уделяется все больше внимания.

 

 

 

2.         Коммерческая информация и коммерческая тайна

              Коммерческая информация - это информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям их работ и выпускаемой продукции, финансовом состоянии, деловых связях, сделках, руководителях, а также деловые новости в области экономики и бизнеса.             

              Назначение коммерческой информации состоит в том, что она позволяет предприятиям проводить анализ своей коммерческой деятельности, планировать ее и осуществлять контроль над результатами этой деятельности.

              Важным источником коммерческой информации являются также внутренние материалы и документы предприятия, в частности, сведения об объемах товарооборота, затратах на продажу, товарных запасах, прибыли предприятия, расходах на рекламу и др.

              Коммерческая тайна, в соответствии с гражданским законодательством РФ, - это информация которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. Коммерческая тайна возникает тогда, когда она представляем интерес для коммерции. Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи с чем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.

 

              Коммерческая тайна - это право на определенную свободу предпринимательства, защиту своих интересов во взаимоотношениях с государством и другими субъектами рыночных отношений. Право на коммерческую тайну это ограничение государственных возможностей командовать в экономике.

 

 

 

2.1     Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне

              Первым вопросом, который необходимо решить при организации охраны коммерческой тайны, является определение круга сведений, составляющих коммерческую тайну, а также возможное распределение их по категориям важности в зависимости от их ценности для предприятия, характера и размера ущерба, который может быть нанесен предприятию при разглашении этих сведений.

              Если какие-либо данные, прямые или косвенные, будут упущены из внимания, то все принимаемые меры могут оказаться неэффективными. С другой стороны, излишние меры по ограничению доступа к информации осложнят работу и приведут к неоправданным экономическим издержкам. Правильная организация выделения и защиты коммерческой тайны должна не только не мешать работе предприятия, но даже способствовать его прибыльной деятельности.

              Для подготовки перечня сведений, относящихся к коммерческой тайне предприятия, целесообразно привлечь наиболее компетентных специалистов, знакомых как с деятельностью предприятия в целом, так и с работой отдельных подразделений. Создается группа в составе не более 4-5 человек, в которую желательно включить:

a)      специалиста, владеющего финансовыми вопросами, конъюнктурой рынка и данными в отношении конкурирующих фирм;

b)      специалиста, полностью представляющего систему организации работы предприятия, ее особенности;

c)      специалиста, по связям с другими предприятиями, а также по вопросам заключения контрактов, договоров;

d)     специалиста, обладающего всеми сведениями о выпускаемой продукции, технологическом цикле ее проектирования и производства, о прохождении всех видов информации (устной, документальной, в виде образцов, узлов, блоков, готовой продукции).

              Если предприятие достаточно велико или производимая продукция имеет разнородный характер, можно создать несколько таких групп: одну - главную, в целях координации и обобщения результатов работы, остальные в зависимости от необходимости по каждому отдельному участку.

              С другой стороны, не исключено, что предприятие может состоять лишь из нескольких человек, особенно на первых этапах. Тогда, действительно, указанную задачу способен решить один руководитель, при условии, что он будет владеть перечисленной выше информацией. Но все же, во избежание субъективных ошибок, лучше рассматривать эти вопросы как минимум вдвоем.

              Как уже сказано, в группе должны быть руководящие специалисты, обладающие полным объемом данных, которые могут быть отнесены к коммерческой тайне. Однако это не означает, что следует обязательно знакомить всех привлекаемых экспертов с конкретными сведениями, могущими представлять коммерческую тайну, если ранее они эти сведения не знали. В большинстве случаев достаточно, если хотя бы один из них осведомлен в деталях по отдельному рассматриваемому вопросу, а остальные представляют себе общий характер. Такой подход сделает работу группы более рациональной и исключит уже на первом этапе возможные предпосылки к необоснованному распространению коммерческой тайны.

              Далее, перед группой экспертов необходимо поставить комплекс вопросов в следующей последовательности:

       выделить все виды деятельности предприятия, приносящие прибыль на данный момент;

       исходя из имеющихся данных о рынке сбыта, оценить превышает ли уровень прибыли для данного вида деятельности аналогичные показатели у других предприятий;

       определить вероятную перспективу рентабельности этой деятельности.

              Если с экономической точки зрения вид деятельности устраивает предприятие в данный момент и в перспективе, а прибыль выше, чем у конкурирующих фирм, то предприятие располагает определенной коммерческой тайной и необходимо продолжить анализ.

              Так, для сведений научного характера - это, как правило:

       идеи, изобретения, открытия;

       отдельные формулы;

       новые технические проекты;

       новые методы организации труда и производства;

       программное обеспечение ЭВМ;

       результаты научных исследований.

              Для сведений технологического характера:

       конструкторская документация, чертежи, схемы, записи;

       описания технологических испытаний;

       “ноу-хау”;

       точные знания конструкционных характеристик создаваемых изделий и оптимальные параметры разрабатываемых технологических процессов (размеры, объемы, конфигурация, процентное содержание компонентов, температура, давление, время и др.);

       сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные детали, условиях экспериментов и оборудовании, на котором они проводились и т.д.

       используемые предприятием отдельные новые, либо уникальные измерительные комплексы и приборы, станки, оборудование.

              Для сведений делового характера:

       сведения о заключенных или планируемых контрактах;

       данные о поставщиках и клиентах;

       обзоры рынка, маркетинговые исследования;

       информация о конфиденциальных переговорах;

       калькуляция издержек производства предприятия, структуры цен, уровень прибыли;

       планы развития предприятия и его инвестиций.

              Так, крупнейшие в мире производители прохладительных напитков фирмы “Кока-Кола” и “Пепси-Кола” выделяют в качестве главных секретов специальные добавки в концентрат, из которого изготавливаются напитки. Американские машиностроительные и приборостроительные фирмы, широко рекламируя высокие качественные характеристики своей продукции, держат в глубоком секрете технологические особенности изготовления основных узлов, определяющих данные характеристики.

              Следует учесть и другие факторы. Например, предприятие может применять широко известные методы организации производства, технологические приемы, оборудование и т.п. и при этом достигать высокой прибыли. Несмотря на общедоступность таких данных, сам факт их применения может являться коммерческой тайной.

              Нельзя использовать отнесение каких-либо сведений к категории коммерческой тайны в целях уклонения от уплаты налогов, сокрытия фактов нанесения ущерба здоровью людей, а также других противозаконных действий. Или другими словами  к коммерческой тайне не может относиться:

       информация, составляющая государственную тайну;

       информация, содержащаяся в учредительных документах;

       информация, содержащаяся в документах, дающих право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационных удостоверениях, лицензиях и др.);

       информация, содержащаяся в годовых отчетах, бухгалтерских балансах, формах государственных статистических наблюдений и других формах годовой бухгалтерской отчетности, в том числе в аудиторских заключениях, а также в иных документах, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей;

       информация, содержащая сведения об оплачиваемой деятельности государственных служащих, о задолженностях работодателей по выплате заработной платы и другим выплатам социального характера, о численности и составе работников, о наличии свободных рабочих мест;

       информация об использовании имущества, содержащаяся в годовых отчетах фондов;

       информация, подлежащая раскрытию эмитентом ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг и владельцем ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах;

       информация о деятельности благотворительных организаций и иных некоммерческих организаций;

       информация о хранении, об использовании или о перемещении материалов и об использовании технологий, представляющих опасность для жизни и здоровья населения или окружающей среды, о соблюдении экологического и антимонопольного законодательства, об обеспечении безопасных условий труда, о реализации причиняющей вред здоровью населения продукции, о других нарушениях законодательства РФ, законодательства субъектов Федерации, а также информация, содержащая сведения о размерах причиненных при этом убытков;

       информация о реализации государственных программ приватизации и об условиях приватизации конкретных объектов;

       информация о размерах имущества и вложенных средствах при его приватизации;

       информация о ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявлений требований его кредиторами;

       информация, для которой введены ограничения на установление режима коммерческой тайны федеральным законом или принятым и соответствии с ним иным нормативным правовым актом.

              Результатом работы экспертов должен стать перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия.

              Вполне естественно, что по мере необходимости этот перечень должен пересматриваться, изменяться и дополняться. В Перечне, если возможно, желательно указать конкретный срок, на который те или иные сведения отнесены к коммерческой тайне.

Информация о работе Коммерческая тайна