Коммерческая тайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить основные положения коммерческой тайны. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть основные понятия и значения коммерческой информации;
2. Соотнести коммерческую информацию и коммерческую тайну, а так же рассмотреть порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне;
3. Изучить методы защиты коммерческой тайны;
4. Разобрать виды ответственности за разглашение коммерческой тайны.

Работа содержит 1 файл

основное.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

              Перечень доводится до структурных подразделений и соисполнителей в части их касающейся, для руководства в работе и приведения в соответствие с ним грифа работ (целесообразно применять гриф “коммерческая тайна”), документов и изделий.

              Исполнитель и руководитель, подписывающий документ, оценивают при его подготовке содержащиеся в нем сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия.

              При наличии таких сведений на первом, титульном листе в правом верхнем углу должен быть поставлен гриф. Например, “коммерческая тайна”.

              Исключение сведений из категории составляющих коммерческую тайну предприятия производится по окончании контрольного срока, на который она устанавливалась или ранее, в связи с наступлением определенных обстоятельств (появление нового образца, утечка информации к конкуренту и т.п.).

              Решение о досрочном исключении сведений из категории составляющих коммерческую тайну предприятия производится по окончании контрольного срока, на который она устанавливалась или ранее, в связи с наступлением определенных обстоятельств (появление нового образца, утечка информации к конкуренту и т. п.).

 

 

 

3.    Защита коммерческой тайны

              Основным фактором, способствующим защите информации – это специальные меры, направленные на предотвращение утечки конкретных сведений. Чем больше к ним может быть проявлен или уже фиксировался интерес, тем оперативные должны приниматься меры.

              Принятие специальных мер, направленных на защиту интеллектуальной собственности, зависит прежде всего от владельца (владельцев) информации, складывающейся в их среде деятельности конкурентной обстановки, ценности, которую представляет для них производственная или коммерческая информация, и других факторов.

              Предприятия, фирмы, объединения, где имеется не один владелец информации, а несколько, к тому же работают сотрудники, не допущенные к производственным (коммерческим) секретам, представляют собой более сложный объект защиты. Возникает вопрос о необходимости обеспечения внешней и внутренней безопасности структурных объединений предпринимательства. Для его решения можно использовать частные предпринимательские фирмы, частные службы безопасности (т.е. которые функционируют самостоятельно, принимая заказы от клиентов), собственные службы безопасности.

              Специальные меры, которые осуществляются при защите информации, можно подразделить на внешние и внутренние.

              К внешним мероприятиям относятся следующие: изучение партнеров, клиентов, с которыми приходится вести хозяйственную, коммерческую деятельность, собирать информацию об их надежности, платежеспособности и другие данные. При необходимости производится изучение связей сотрудников частной фирмы. Выясняются лица, проявляющие интерес к фирме, ее деятельности, сотрудникам, не относятся ли они к конкурирующей фирме или к преступной группе. В случае установления, что эти лица допустили какие-либо противозаконные действия, необходимо информировать соответствующий правоохранительный орган. Тем самым пресекается преступная деятельность и, в том числе, интерес к частной фирме. По возможности желательно установить, в чем суть этого интереса и кому понадобилась та или иная информация. Не повторится ли он в будущем, т.е. что можно ожидать от конкурента (не исключено и преступных элементов).

              В ходе осуществления внутренних мероприятий по обеспечению безопасности решаются следующие вопросы. Подбор, проверка лиц, желающих поступить на работу в частное предприятие. Изучаются их анкетные данные, поведение по месту жительства и прежней работы, личные и деловые качества, положительные и отрицательные стороны изучаемого лица, межличностные отношения. Находился ли в конфликте с законом (судимость, административные задержания, связь с преступным миром). В ходе анализа собранных материалов выясняется, нет ли каких-либо в них противоречий. Дополнительно может проводиться тестирование лица для выяснения моральных или других качеств. Обращается внимание на возможную работу в конкурирующей фирме и причины ухода. После этого делается вывод о пригодности кандидата к работе в данной фирме. На этом этапе изучения сотрудника интерес к нему не заканчивается.

Периодически или в зависимости от поведения продолжают изучаться и анализироваться его поступки, затрагивающие интерес (секреты) фирмы. Не исключено, что конкурент может специально направить своих людей для устройства на работу в интересующее его предприятие с целью получения о нем ценных сведений.

              В целях охраны конфиденциальности информации работодатель обязан:

       ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой является работодатель и его контрагенты;

       ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;

                     создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

              Со своей стороны, в целях охраны конфиденциальности информации работник обязан:

       выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;

                     не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях;

       не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, после прекращения трудового договора в течение срока, предусмотренного соглашением между работником и работодателем, заключенным в период срока действия трудового договора, или в течение трех лет после прекращения трудового договора, если указанное соглашение не заключалось;

       возместить причиненный работодателю ущерб, если работник виновен в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну, ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

       передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора имеющиеся в пользовании работника материальные носители информации, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.

              Как показывает зарубежная практика работы частных фирм, утечка информации зачастую происходит по инициативе их же сотрудников. В мотивационной основе совершаемых поступков лежит корысть (получить значительную сумму денег) или месть (не исключая заодно и материальную выгоду), например, со стороны уволенного работника, имевшего доступ к предпринимательской информации. В этой связи, целесообразно обращать внимание на лиц, которые в процессе хозяйственной или иной деятельности проявляют необоснованный интерес к информационным хранилищам, предполагаемым сделкам и партнерам. При возникновении серьезных подозрений о недобросовестности сотрудника по отношению к фирме, предпочтительнее с ним расстаться.

              Можно определить от кого именно  исходить опасность разглашения информации, составляющей коммерческую тайну компании. Этих лиц можно условно поделить на две группы.

1. Лица, которым компания самостоятельно предоставила такую информацию. К ним, в частности, могут относиться:

       сотрудники компании, которые в силу своих трудовых обязанностей имеют доступ к информации, составляющей коммерческую тайну;

       сторонние консультанты компании (например, переводчики или аудиторы), которые неизбежно получают конфиденциальную информацию в рамках оказания услуг компании;

       контрагенты, получившие доступ к конфиденциальной информации в ходе выполнения договорных обязательств, и т. д.

2. Лица, которые могут получить информацию путем несанкционированного доступа. К ним могут относиться:

       воры-карманники (например, криминальные личности, укравшие у ответственного менеджера дипломат, в котором хранились документы с описанием нового проекта);

       сторонний технический персонал (например, местная уборщица, обнаружившая на видном месте документы, показавшиеся ей интересными, и передавшая эти документы своему внуку, работающему в конкурирующей фирме);

       компьютерные взломщики, получившие информацию с Вашего компьютера путем специальных программ, или даже случайные лица, которым Вы по ошибке направили по электронной почте конфиденциальную информацию;

       родственники, друзья или просто знакомые, с которыми Вы поделились «наболевшим», рассказав, что уже 2 месяца разрабатываете схему, которая поможет Вашей компании выйти в лидеры на рынке, и т. п.

              Компьютеризация предпринимательских структур, накопление с ее помощью различной информации привлекает как конкурентов, так и преступников. Зачастую лица, желающие воспользоваться этой информацией, находятся среди обслуживающего персонала, а это уже проблема внутренней безопасности.

              Задача службы безопасности своевременно выявить среди обслуживающего персонала тех сотрудников, которые вынашивают намерения использовать имеющиеся в их распоряжении сведения для продажи другим лицам или использовать в своих личных целях для получения выгоды. Помимо действия в интересах конкурента, могут совершиться и действия, преследуемые по закону: мошенничество, саботаж, повреждение ЭВМ.

              Предприятия, располагающие ценной информацией, должны хранить ее в специальных несгораемых шкафах или сейфах, не допускать утери ключей от них или передачи на хранение другим лицам, даже из числа особо доверенных.

              Зарубежные фирмы, например, используют для хранения секретной информации сейфы (шкафы), открываемые с помощью специальной магнитной карты или других сложных сигнальных электронных устройств. Следует отметить, что и эта мера значительно затрудняет к ним доступ. Особенно при наличии комплекса защитных (физических и технических) мер здания, где расположен сейф, иное хранилище.

              Осуществление специальных внутренних и внешних мер защиты ценных информационных систем должно возлагаться на специально подготовленных лиц.

В этой связи, предпринимателю целесообразно обращаться за помощью к частным детективным фирмам, специализирующимся на сыске и охране собственности.

              Могут создаваться и собственные службы безопасности. Здесь предприниматель сам решает, что ему выгоднее: мириться с утечкой информации или привлекать частные службы безопасности к ее защите. Вопрос состоит в том, какой из убытков меньший: при утечке секретов или их охране.

              Зарубежные крупные и состоятельные фирмы вводят в свой штат дополнительную должность - сотрудника, занимающегося противодействием хищению ценной информации. Другие же фирмы постоянно или периодически пользуются услугами частных служб, специализирующихся на сыске и охране. Штатная численность этих служб насчитывает десятки тысяч сотрудников.

              Следует отметить, что защита специальными мерами ценной информации должна осуществляться как против конкурентов, так и преступных элементов, пытающихся овладеть ею. Меры защиты зависят от тех способов и приемов, которые применяют похитители. Использование для защиты секретов частных фирм самых сложных электронных устройств позволяет только сдерживать их утечку, но не останавливать этот вид деятельности.

              На каждом предприятии при создании системы защиты информации необходимо правильно организовать:

       учет и охрану некоторых видов материалов и готовых изделий (особенно опытных образцов);

       порядок делопроизводства с документами, содержащими предпринимательскую тайну (правила циркуляции, учета, хранения, уничтожения и др.);

       контроль за средствами копирования и размножения документов;

       защиту коммерческой информации в средствах связи и вычислительной техники;

       охрану территории предприятия и его основных зданий и сооружений;

       контроль за посещениями данного предприятия посторонними лицами.

              Необходимо, чтобы информация, которую компания стремится защитить, охранялась с использованием всех мер, предусмотренных законом[2], в противном случае такая информация не может быть признана коммерческой тайной. Меры по охране конфиденциальности информации включают  следующие:

a)      определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

b)      ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

c)      учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

d)     регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

Информация о работе Коммерческая тайна